Доклады, обзоры, статистическая информация

  • 17 июля 2020, 15:19
Справка о состоянии работы по обеспечению законности в сфере противодействия коррупции за первое полугодие 2020 года
  Текст

На фоне роста преступности по области на 3,3 %, количество преступлений коррупционной направленности снизилось на 14 %. Удельный вес преступлений данной категории в общей структуре преступности составил 2 % (первое полугодие 2019 года – 2,4 %), коэффициент преступности на 100 тысяч населения снизился и составил 14,3 % (16,4 %).

За анализируемый период правоохранительными органами области выявлено 283 преступления коррупционной направленности (первое полугодие 2019 года – 329).

Возросла доля зарегистрированных преступлений по фактам мошенничества, которая составила 41 % (1 полугодие 2019 года – 13,7 %). Доля криминальных деяний по фактам взяточничества снизилась и составила 42 % (57,7 %).

Из общего количества зарегистрированных преступлений 201 отнесено к категории тяжких и особо тяжких (1 полугодие 2019 года – 262), удельный вес которых составил 71 % (79,6 %).

На территории области за отчетный период 56 преступлений коррупционной направленности совершены в крупном или особо крупном размерах либо причинили крупный ущерб, удельный вес которых от общего количества зарегистрированных составил 19,8 %.

К числу наиболее значимых преступлений коррупционной направленности, выявленных в отчетном периоде, относятся факты получения взяток бывшим министром образования региона от руководителя коммерческой организации за незаконные действия при заключении контрактов, первым заместителем главы администрации г. Новотроицка от представителей коммерческой организации при исполнении муниципальных контрактов на ремонт дорог, главой одного из районов области от представителя коммерческой организации при исполнении муниципального контракта на благоустройство общественных территорий.

Преступления коррупционной направленности в отчетном периоде не регистрировались на территории двух районов (Асекеевский и Кваркенский).

Наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано на территории г. Оренбурга (112), г. Новотроицка (17), г. Бузулука (24), г. Бугуруслана (15), г. Орска (14).

По инициативе всех заинтересованных ведомств, в том числе во исполнение решений координационных и межведомственных совещаний, следственными органами обеспечена возможность полного возмещения причиненного коррупционными преступлениями ущерба. В частности, до направления дел в суд наложен арест на имущество на сумму более 92 млн. руб. (при причиненном 27,3 млн. руб.). Сумма ущерба, возмещенная на стадии следствия, составила 5,5 млн руб. или 20 %, из них добровольно возмещено 5 млн. руб., изъято имущества, денег и ценностей на сумму 445 тыс. руб.

Выявление взяточничества в целом по области снизилось на 37 % и в абсолютных цифрах составило 120 преступлений (190). Из общего массива взяточничества 64 преступления зарегистрировано по статье 2912 Уголовного кодекса Российской Федерации, что составило 53,3 %. Массовая доля преступлений по фактам получения взяток составила 19,2 %, дачи взяток – 24,2 %, посредничества во взяточничестве – 3,3 %.

Из общего числа зарегистрированных фактов получения взяток 11 (5) совершены в крупном и особо крупном размере, удельный вес которых составил 47,8 % от общего числа выявленных.

Общая сумма получения взятки по области составила 59 113 тыс. руб. (5 787 тыс. руб.), средняя сумма получения взятки – 2 570 тыс. руб. (78,2 тыс. руб.).

Общая сумма дачи взятки по области составила 742 тыс. руб. (3 076 тыс. руб.), средняя сумма дачи взятки – 25,6 тыс. руб. (47,3 тыс. руб.).

За анализируемый период правоохранительными органами выявлено 4 преступления по факту посредничества во взяточничестве (17) на сумму 1 335 тыс. руб. (1 954 тыс. руб.).

Большинство преступлений по фактам получения взяток (11 или 47,8 %) выявлено на территории г. Оренбурга. По 3 преступления данной категории выявлено в г. Орске, г. Новотроицке и Илекском районе, 2 – на территории Новосергиевского района, 1 – в Светлинском районе.

За отчетный период судами области рассмотрено 97 (110) уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении 103 (123) лиц, из них с вынесением обвинительных приговоров – 90 (104) уголовных дел в отношении 96 (116) лиц.

Основным видом наказания, назначаемым лицам, осужденным по делам коррупционной направленности в отчетном периоде, являлся штраф. К данному виду наказания осуждено 75 лиц (86), что составило 78,1% (66,7%) от общего числа осужденных за коррупционные преступления. При этом размер штрафа многократно превышал размер полученного винов­ным преступного дохода.

Наказание в виде реального лишения свободы назначено 16 (23) лицам (16,6%), в виде лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ – 2 (3) лицам (2%).

Дополнительное наказание в виде штрафа назначалось судом 8 (14) лицам, в виде лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью – 19 (37), в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград – 3 (4).

Органами прокуратуры области за отчетный период в сфере противодействия коррупции выявлено 1746 (первое полугодие 2019 года – 1690) нарушений. В целях устранения выявленных нарушений принесено 703 (590) протеста, в суды направлено 43 (36) исков (заявлений) на общую сумму 24 397 тыс. руб. (15 092 тыс. руб.). Внесено 378 (396) представлений об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. По представлениям прокуроров в дисциплинарном порядке наказано 299 (386) должностных лиц. По постановлениям прокурора привлечено к административной ответственности 60 (64) должностных и юридических лиц. В следственные органы области в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 15 (23) материалов. По материалам прокуроров возбуждено 12 (17) уголовных дел.

Нарушения требований антикоррупционнного законодательства в части представления недостоверных сведений о доходах выявлены в УМВД России по Оренбургской области, УФСИН России по Оренбургской области, УФНС России по Оренбургской области, органах государственной власти региона и местного самоуправления.

Как правило, должностными лицами не отражались сведения о наличии у них некоторых банковских счетов, недвижимого имущества за пределами региона, получении ими дохода от реализации автотранспорта, от преподавательской либо иной оплачиваемой деятельности, а также от сдачи в аренду недвижимого имущества.

В ходе проведения проверок исполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе, а также в иных органах, учреждениях и организациях, выявлено 20 нарушений федерального законодательства.

В частности, в ходе надзорных мероприятий органами прокуратуры установлены случаи предоставления главой сельского поселения региона земельных участков сельскохозяйственного использования своим близким родственникам.

В одном из районов области выявлен факт неурегулирования конфликта интересов главой района при незаконном начислении и выплате себе премии. По результатам рассмотрения представления прокуратуры района, незаконно полученные денежные средства возвращены в бюджет, глава района привлечен к дисциплинарной ответственности.

По другому представлению территориального прокурора к дисциплинарной ответственности привлечен глава сельсовета, неурегулировавший конфликт интересов, возникший при осуществлении им контроля за порядком отбывания уголовного наказания в виде обязательных работ его родственником (племянником).

При осуществлении надзорных мероприятий особое внимание обращается на выполнение национальных проектов, наиболее подвергнутых особому риску хищений бюджетных средств.

В частности, прокуратурой Саракташского района выявлен факт растраты должностными лицами администрации района бюджетных денежных средств в сумме 15,4 млн руб., выделенных на приобретение у единственного поставщика здания детского сада в рамках реализации национального проекта «Демография».

По результатам рассмотрения материалов, направленных прокуратурой района в следственные органы, возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ.

Прокуратурой области на постоянной основе принимаются меры к повышению эффективности взыскания штрафов, назначенных виновным лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.28 и 19.29 КоАП РФ.

За отчетный период органами прокуратуры вынесено 2 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 КоАП РФ. По постановлениям прокуроров судами области, с учетом перешедших с 2019 года, 4 лица привлечено к административной ответственности.

В частности, по постановлению прокурора г. Новотроицка к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 млн. руб. привлечена коммерческая организация, представитель которой передал должностному лицу ОАО «Уральская сталь» денежные средства в сумме 1 421 тыс. руб. за общее покровительство при исполнении контрактов на поставку оборудования.

В текущем году сумма наложенных штрафов составила 12,5 млн. руб., из которых взыскано 4 млн. руб., что составило 32 %.

За анализируемый период органами прокуратуры вынесено 70 (53) постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, к административной ответственности привлечено 56 (40) лиц.

В частности, по постановлениям территориальной прокуратуры за неуведомление предыдущего представителя нанимателя при приеме на работу лица, ранее занимавшего должность заместителя главы администрации района, к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ привлечены руководитель учреждения и юридическое лицо с назначением наказания в виде штрафа в размерах 20 и 70 тыс. руб. соответственно.

По результатам рассмотрения постановлений судами назначены штрафы на общую сумму 1 770 тыс. руб., из которых взыскано 1 137 тыс. руб. или 64 % от общей суммы назначенных штрафов.

За первое полугодие 2020 года на предмет наличия коррупциогенных факторов органами прокуратуры области изучено 9 309 нормативных правовых актов, из них 387 издано органами государственной власти области. По итогам изучения выявлено 886 нормативных правовых актов, содержавших 997 коррупциогенных факторов, 12 из которых приняты органами государственной власти области.

С целью исключения выявленных коррупциогенных факторов органами прокуратуры внесено 19 требований, принесено 833 протеста, направлено 1 заявление в суд. В результате прокурорского вмешательства из 715 нормативных правовых актов исключено 819 коррупциогенных факторов.

Наиболее часто встречающимися в нормативных актах факторами по-прежнему остаются: отсутствие или неполнота административных процедур (349), широта дискреционных полномочий (185), принятие нормативного правового акта за пределами компетенции (190), выборочное изменение объема прав (141).

Практика прокурорского надзора свидетельствует, что выявляемые в нормативных правовых актах органов власти коррупциогенные факторы связаны в основном с недостаточным знанием разработчиками действующего законодательства, организационными просчетами, недостаточно активной и грамотной работой органов государственной власти по их исключению из проектов нормативных актов.

Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявлено в сферах, регулирующих права, свободы и обязанности человека и гражданина (574), государственную и муниципальную службу (215), государственную и муниципальную собственность (55), бюджетные правоотношения (55).

Работа по выявлению фактов коррупции осуществляется на постоянной основе и находится на контроле руководства прокуратуры области