Прокурор разъясняет - Прокуратура Оренбургской области
Прокурор разъясняет
- 10 декабря 2020, 14:55
В современном мире коррупция затрагивает общество и экономику всех стран независимо от уровня их экономического развития. Значимость и необходимость искоренения причин и условий, ее порождающих, не вызывает сомнений. Коррупционные преступления обладают высокой степенью общественной опасности, наносят серьезный вред государству. Ущерб бюджету РФ от преступлений, связанных с коррупцией составляет более 20 млрд рублей. Поскольку коррупция является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности РФ, является препятствием устойчивому развитию страны и реализации стратегических национальных приоритетов, в настоящее время реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области.
Согласно подходу к определению понятия "коррупция", отражающему позицию международного сообщества, она представляет собой деяние, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" коррупция - это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1). Соответственно, понятие коррупции приводится посредством перечисления виновно совершенных общественно опасных деяний, предусмотренных ст. ст. 285, 286, 201, 290, 291, 204 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ), запрещенных УК РФ под угрозой наказания, - коррупционных преступлений.
Таким образом, коррупционное преступление - это общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое умышленное деяние должностного лица или лица, заинтересованного в осуществлении определенных действий (бездействия) должностным лицом, совершаемое исходя из корыстных мотивов, направленное на получение выгоды, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав или незаконного предоставления определенных преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.
УК РФ за совершение коррупционных преступлений предусмотрены такие виды наказания, как: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок.
Дача взятки должностному лицу как отдельное коррупционное преступление может повлечь достаточно суровое наказание: санкция ст. 291 УК РФ (ч. 5) предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет. Примечание к ст. 291 УК РФ предусматривает три специальных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: 1) если он активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления; 2) в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица; 3) взяткодатель после совершения преступления добровольно сообщил в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Освобождение является обязательным. Подобное положение действует также в отношении посредника во взяточничестве: в соответствии с примечанием к ст. 291.1 УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело. В целом данные нормы об освобождении от ответственности взяткодателей и посредников во взяточничестве по своей направленности являются поощрительными, стимулирующими, побуждая данных лиц на выявление взяткополучателей, на позитивное посткриминальное поведение, выражающееся в деятельном раскаянии.
Следует отметить, что одной из классических мер ответственности за коррупционные правонарушения и преступления, является конфискация имущества.
Данный институт закреплен в Уголовном кодексе Российской Федерации (статьи 104.1, 104.2, 104.3),Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 243), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 3.7), в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (статьи 16, 56).
Нормы статей 8 и 35 Конституции Российской Федерации гарантируют защиту всех форм собственности, закрепляя право собственности, состоящее во владении, пользовании и распоряжении имуществом. В то же время, Основной Закон допускает возможность ограничения данного права наряду с другими правами и свободами в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Разъяснение подготовлено уголовно-судебным управлением
Прокуратура Оренбургской области
10 декабря 2020, 14:55
Вопросы уголовной ответственности за коррупционные преступления
В современном мире коррупция затрагивает общество и экономику всех стран независимо от уровня их экономического развития. Значимость и необходимость искоренения причин и условий, ее порождающих, не вызывает сомнений. Коррупционные преступления обладают высокой степенью общественной опасности, наносят серьезный вред государству. Ущерб бюджету РФ от преступлений, связанных с коррупцией составляет более 20 млрд рублей. Поскольку коррупция является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности РФ, является препятствием устойчивому развитию страны и реализации стратегических национальных приоритетов, в настоящее время реализуются Национальная стратегия противодействия коррупции и национальные планы противодействия коррупции, в обществе формируется атмосфера неприемлемости данного явления, повышается уровень ответственности за коррупционные преступления, совершенствуется правоприменительная практика в указанной области.
Согласно подходу к определению понятия "коррупция", отражающему позицию международного сообщества, она представляет собой деяние, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" коррупция - это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1). Соответственно, понятие коррупции приводится посредством перечисления виновно совершенных общественно опасных деяний, предусмотренных ст. ст. 285, 286, 201, 290, 291, 204 Уголовного кодекса РФ (далее УК РФ), запрещенных УК РФ под угрозой наказания, - коррупционных преступлений.
Таким образом, коррупционное преступление - это общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое умышленное деяние должностного лица или лица, заинтересованного в осуществлении определенных действий (бездействия) должностным лицом, совершаемое исходя из корыстных мотивов, направленное на получение выгоды, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав или незаконного предоставления определенных преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.
УК РФ за совершение коррупционных преступлений предусмотрены такие виды наказания, как: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок.
Дача взятки должностному лицу как отдельное коррупционное преступление может повлечь достаточно суровое наказание: санкция ст. 291 УК РФ (ч. 5) предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет. Примечание к ст. 291 УК РФ предусматривает три специальных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: 1) если он активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления; 2) в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица; 3) взяткодатель после совершения преступления добровольно сообщил в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Освобождение является обязательным. Подобное положение действует также в отношении посредника во взяточничестве: в соответствии с примечанием к ст. 291.1 УК РФ лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело. В целом данные нормы об освобождении от ответственности взяткодателей и посредников во взяточничестве по своей направленности являются поощрительными, стимулирующими, побуждая данных лиц на выявление взяткополучателей, на позитивное посткриминальное поведение, выражающееся в деятельном раскаянии.
Следует отметить, что одной из классических мер ответственности за коррупционные правонарушения и преступления, является конфискация имущества.
Данный институт закреплен в Уголовном кодексе Российской Федерации (статьи 104.1, 104.2, 104.3),Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 243), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 3.7), в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (статьи 16, 56).
Нормы статей 8 и 35 Конституции Российской Федерации гарантируют защиту всех форм собственности, закрепляя право собственности, состоящее во владении, пользовании и распоряжении имуществом. В то же время, Основной Закон допускает возможность ограничения данного права наряду с другими правами и свободами в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).
Разъяснение подготовлено уголовно-судебным управлением
Все права защищены
Телефон: +7 (3532) 77-21-67
Телефон: +7 (3532) 77-65-00
Телефон: +7 (3532) 44-92-15