Прокурор разъясняет - Прокуратура Пензенской области
Прокурор разъясняет
- 13 марта 2025, 12:47
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации») искоренение коррупции отнесено к национальным интересам и целям обеспечения государственной и общественной безопасности.
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при определении основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отдельно выделен вопрос обеспечения добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Наряду с этим Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в качестве цели регулирования данной деятельности установил предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
В Законе № 44-ФЗ предусмотрен ряд положений, направленных на противодействие коррупции:
1. Установлен запрет на включение в состав закупочной комиссии определенных лиц.
Так, членами комиссии не могут быть: эксперты, оценивающие извещение, документацию о закупке, конкурсные заявки; лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки, например ее участники; участники (акционеры) организаций, подавших заявки на участие в закупке, члены их органов управления, кредиторы участников закупки; должностные лица органов контроля, осуществляющие контроль в сфере закупок.
2. Установлено требование к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов между ними и заказчиком.
3. Предусмотрена возможность оспорить действительность контракта в суде при наличии личной заинтересованности руководителя заказчика, члена комиссии, контрактного управляющего или руководителя контрактной службы.
4. Установлен запрет на участие в закупках физлиц с непогашенной или неснятой судимостью за определенные преступления, а также юридических лиц, где такие физлица являются руководителями, членами коллегиального исполнительного органа, лицами, исполняющими функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера. Также к закупкам не допускаются организации, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.
5. Предусмотрен механизм раскрытия информации обо всех субподрядчиках для крупных контрактов.
6. Предусмотрено право Правительства Российской Федерации определить случаи, когда проверка соответствия поставленного товара условиям контракта проводится исключительно сторонними экспертами (экспертными организациями).
7. Предусмотрено общественное обсуждение отдельных закупок.
8. Предусмотрены различные механизмы контроля за закупочной деятельностью, в том числе общественный контроль.
9. Установлены требования к экспертам, экспертным организациям.
Одним из ключевых инструментов предупреждения коррупции является предотвращение и урегулирование конфликта интересов в закупочной сфере.
Так, должностное лицо заказчика (руководитель, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (например, отец, дочь, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика (усыновитель этого должностного лица заказчика), не должны являться: участником закупки; руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации-участника закупки; единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица - участника закупки.
Система правового регулирования публичных закупок содержит достаточно большой объем мер ответственности. Особенно часто в сфере публичных закупок применяются меры административной ответственности в отношении заказчиков и их должностных лиц.
На сегодняшний день Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) содержит более 15 составов, устанавливающих ответственность за нарушение порядка закупочной деятельности публичными заказчиками.
В актуальном состоянии поддерживается перечень юридических лиц, привлеченных к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 КоАП РФ.
Прокурорами реализовываются полномочия по привлечению к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, а также пресекаются факты заключения контрактов с организациями, ранее привлеченными к административной ответственности по указанной статье.
Также одной из мер, применяемых заказчиками, может быть использование антикоррупционной оговорки в контрактах. Суть последней это специальное условие, которое включается в гражданско-правовой договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например коммерческого подкупа.
Антикоррупционная оговорка направлена на то, чтобы стороны договора понимали, что совершение коррупционных правонарушений недопустимо, и были готовы принимать разумные меры по недопущению их совершения.
По материалам, предоставленным отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области.
Прокуратура Пензенской области
13 марта 2025, 12:47
Меры по противодействию коррупции, предусмотренные в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации») искоренение коррупции отнесено к национальным интересам и целям обеспечения государственной и общественной безопасности.
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при определении основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отдельно выделен вопрос обеспечения добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Наряду с этим Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в качестве цели регулирования данной деятельности установил предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
В Законе № 44-ФЗ предусмотрен ряд положений, направленных на противодействие коррупции:
1. Установлен запрет на включение в состав закупочной комиссии определенных лиц.
Так, членами комиссии не могут быть: эксперты, оценивающие извещение, документацию о закупке, конкурсные заявки; лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки, например ее участники; участники (акционеры) организаций, подавших заявки на участие в закупке, члены их органов управления, кредиторы участников закупки; должностные лица органов контроля, осуществляющие контроль в сфере закупок.
2. Установлено требование к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов между ними и заказчиком.
3. Предусмотрена возможность оспорить действительность контракта в суде при наличии личной заинтересованности руководителя заказчика, члена комиссии, контрактного управляющего или руководителя контрактной службы.
4. Установлен запрет на участие в закупках физлиц с непогашенной или неснятой судимостью за определенные преступления, а также юридических лиц, где такие физлица являются руководителями, членами коллегиального исполнительного органа, лицами, исполняющими функции единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера. Также к закупкам не допускаются организации, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.
5. Предусмотрен механизм раскрытия информации обо всех субподрядчиках для крупных контрактов.
6. Предусмотрено право Правительства Российской Федерации определить случаи, когда проверка соответствия поставленного товара условиям контракта проводится исключительно сторонними экспертами (экспертными организациями).
7. Предусмотрено общественное обсуждение отдельных закупок.
8. Предусмотрены различные механизмы контроля за закупочной деятельностью, в том числе общественный контроль.
9. Установлены требования к экспертам, экспертным организациям.
Одним из ключевых инструментов предупреждения коррупции является предотвращение и урегулирование конфликта интересов в закупочной сфере.
Так, должностное лицо заказчика (руководитель, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (например, отец, дочь, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика (усыновитель этого должностного лица заказчика), не должны являться: участником закупки; руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации-участника закупки; единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица - участника закупки.
Система правового регулирования публичных закупок содержит достаточно большой объем мер ответственности. Особенно часто в сфере публичных закупок применяются меры административной ответственности в отношении заказчиков и их должностных лиц.
На сегодняшний день Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) содержит более 15 составов, устанавливающих ответственность за нарушение порядка закупочной деятельности публичными заказчиками.
В актуальном состоянии поддерживается перечень юридических лиц, привлеченных к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 КоАП РФ.
Прокурорами реализовываются полномочия по привлечению к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ, а также пресекаются факты заключения контрактов с организациями, ранее привлеченными к административной ответственности по указанной статье.
Также одной из мер, применяемых заказчиками, может быть использование антикоррупционной оговорки в контрактах. Суть последней это специальное условие, которое включается в гражданско-правовой договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например коммерческого подкупа.
Антикоррупционная оговорка направлена на то, чтобы стороны договора понимали, что совершение коррупционных правонарушений недопустимо, и были готовы принимать разумные меры по недопущению их совершения.
По материалам, предоставленным отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области.
Все права защищены