Прокурор разъясняет - Прокуратура Сахалинской области
Прокурор разъясняет
- 20 марта 2015, 13:40
Предоставление жилищно-коммунальных услуг гражданам в первую очередь регулируется Законом РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей», а также специальными нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Согласно действующему законодательству исполнителем жилищно-коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Право потребителя на жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать услуги потребителю, пригодные для целей, ради которых услуга подобного рода оказывается. При этом услуга по качеству должна соответствовать требованиям нормативов, стандартов, санитарных норм и правил. Требования к качеству коммунальных услуг содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила). Согласно требованиям Правил исполнитель коммунальной услуги обязан обеспечить бесперебойное снабжение горячей и холодной водой, нормативное давление в системе холодного и горячего водоснабжения, бесперебойное круглосуточное водоотведение, бесперебойное круглосуточное газоснабжение и электроснабжение, бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода. Между тем, Правилами предусмотрено ограничение предоставления коммунальных услуг. Так, допустимая продолжительность отключения холодной и горячей воды составляет не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца и разовое отключение — не дольше, чем на 4 часа. Допустимая продолжительность перерыва отопления составляет не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +12С до нормативной температуры; не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10С до +12С; не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8С до +10С. Нормативная температура в помещениях жилого дома: жилая комната — +18С, угловая — +20С, кухня — +18С – 26С, ванная — +25С, вестибюль, лестничная клетка — +16С. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет не более 24 часов. В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать: -безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); -соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); -безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; -возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). С чего начать, если жилищно-коммунальные услуги оказаны некачественно. Первое, с чего следует начать в случае непредоставления жилищно-коммунальных услуг или предоставления их ненадлежащего качества, – это уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее – аварийно-диспетчерская служба). Сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставляемой услуги или предоставляемой услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя, отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. Куда обращаться за защитой нарушенных прав. В первую очередь предъявлять свои требования нужно к исполнителю услуг, так как за качество предоставляемых потребителям жилищно-коммунальных услуг ответственность несет исполнитель. Требования следует оформить в виде письменной претензии. При отказе исполнителя рассматривать претензию или если после рассмотрения претензии никаких мер принято не было, потребитель вправе обратиться в зависимости от круга поставленных проблем в соответствующий компетентный орган. Это могут быть органы муниципального жилищного контроля, Государственная жилищная инспекция, Управление Роспотребнадзора и др. Учитывая права потребителя нельзя забывать и о его обязанностях по оплате предоставленных коммунальных услуг. Так, организация — исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги — через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя. Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения. Важно знать, что ни один государственный орган не вправе в административном порядке понуждать хозяйствующий субъект выплачивать гражданам какие-либо денежные суммы. Поэтому если исполнитель отказывается удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке, спор, в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, подлежит разрешению в рамках судопроизводства.
Прокуратура Сахалинской области
20 марта 2015, 13:40
«Права потребителей на качественное и бесперебойное предоставление коммунальных услуг»
Предоставление жилищно-коммунальных услуг гражданам в первую очередь регулируется Законом РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей», а также специальными нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ. Согласно действующему законодательству исполнителем жилищно-коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Право потребителя на жилищно-коммунальные услуги надлежащего качества. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать услуги потребителю, пригодные для целей, ради которых услуга подобного рода оказывается. При этом услуга по качеству должна соответствовать требованиям нормативов, стандартов, санитарных норм и правил. Требования к качеству коммунальных услуг содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила). Согласно требованиям Правил исполнитель коммунальной услуги обязан обеспечить бесперебойное снабжение горячей и холодной водой, нормативное давление в системе холодного и горячего водоснабжения, бесперебойное круглосуточное водоотведение, бесперебойное круглосуточное газоснабжение и электроснабжение, бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода. Между тем, Правилами предусмотрено ограничение предоставления коммунальных услуг. Так, допустимая продолжительность отключения холодной и горячей воды составляет не более 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца и разовое отключение — не дольше, чем на 4 часа. Допустимая продолжительность перерыва отопления составляет не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +12С до нормативной температуры; не более 8 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +10С до +12С; не более 4 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +8С до +10С. Нормативная температура в помещениях жилого дома: жилая комната — +18С, угловая — +20С, кухня — +18С – 26С, ванная — +25С, вестибюль, лестничная клетка — +16С. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения составляет не более 24 часов. В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при предоставлении жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать: -безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); -соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); -безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; -возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). С чего начать, если жилищно-коммунальные услуги оказаны некачественно. Первое, с чего следует начать в случае непредоставления жилищно-коммунальных услуг или предоставления их ненадлежащего качества, – это уведомить об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее – аварийно-диспетчерская служба). Сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставляемой услуги или предоставляемой услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя, отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. Куда обращаться за защитой нарушенных прав. В первую очередь предъявлять свои требования нужно к исполнителю услуг, так как за качество предоставляемых потребителям жилищно-коммунальных услуг ответственность несет исполнитель. Требования следует оформить в виде письменной претензии. При отказе исполнителя рассматривать претензию или если после рассмотрения претензии никаких мер принято не было, потребитель вправе обратиться в зависимости от круга поставленных проблем в соответствующий компетентный орган. Это могут быть органы муниципального жилищного контроля, Государственная жилищная инспекция, Управление Роспотребнадзора и др. Учитывая права потребителя нельзя забывать и о его обязанностях по оплате предоставленных коммунальных услуг. Так, организация — исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги — через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя. Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения. Важно знать, что ни один государственный орган не вправе в административном порядке понуждать хозяйствующий субъект выплачивать гражданам какие-либо денежные суммы. Поэтому если исполнитель отказывается удовлетворить требования потребителя в добровольном порядке, спор, в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, подлежит разрешению в рамках судопроизводства.
Все права защищены