Все разъяснения

  • 30 ноября 2018, 00:00
Правовое регулирование конституционного права на предпринимательскую деятельность
  Текст

Формирование и развитие законодательства о предпринимательской деятельности происходит по пути объединения норм, закрепленных в различных по своей правовой природе нормативных актах, но образующих в итоге единое целое.Ряд основополагающих принципов регулирования предпринимательской деятельности закрепляет Конституция Российской Федерации.Так, в соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности(статься 8 Конституции Российской Федерации).Принцип многообразия и юридического равенства форм собственности закрепляется в ряде статей Конституции РФ (статьи 9, 34, 35, 36), прежде всего, в статье 8, согласно которой в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.Закрепление свободы перемещения товаров свидетельствует об установлении правового режима осуществления экономической деятельности. Так в настоящее время проводится работа по созданию единого экономического пространства (действуют договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве).Закрепление свободы перемещения товаров свидетельствует об установлении правового режима как осуществления экономической деятельности, так и ее регулирования: законодатель таким образом закрепляет право субъектов экономической деятельности на осуществление любых действий по перемещению товаров по территории государства, и обязанность иных лиц, способных влиять на товародвижение, не воспрепятствовать такому перемещению. В качестве обязанных лиц выступают как лица частного права, физические и юридические, участвующие в товарообороте, так и публичного – должностные лица государственных и муниципальных органов. Применительно к обеспечению права предпринимателей на свободное перемещение товаров в статье 74 Конституции акцент явно сделан на второй категории лиц – чиновниках государственного и муниципального аппарата, поскольку речь идет об установлении таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на территории Российской Федерации. Исключительное право на установление ограничений предоставлено только федеральному законодателю и только для достижения определенных целей ( пункт 2 статьи 74 Конституции РФ).Одним из основополагающих нормативных правовых актов в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности является также Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».В частности, названным федеральным законом закреплено региональное нормотворчество в системе норм, регулирующих малый и средний бизнес          (статья 2). На сегодняшний день на территории Смоленской области осуществляется работы по нормотворчеству в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства. В частности, принят областной закон о развитии малого и среднего предпринимательства, конкретизирующий закрепленные в статье 16 Федерального закона № 209-ФЗ формы государственной поддержки.К мерам для создания благоприятных условий деятельности субъектов МСП относятся: предоставление льгот по уплате налогов; установление льготных ставок арендной платы на имущество, находящееся в государственной собственности области; предоставление преимуществ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд области; вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи и социально незащищенных групп населения; защита прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства; вовлечение субъектов МСП в систему межрегионального и международного экономического сотрудничества; предоставление льгот и преимуществ.Одной из главных задач региональных органов власти является привлечение инвестиций и работа с компаниями-инвесторами.С 2016 года в региональном законодательстве введена новая категория «приоритетный инвестиционный проект Смоленской области», которая предусматривает предоставление государственной поддержки в форме налоговых льгот на срок до 10 лет при реализации новых крупных проектов с объемом инвестиций не менее 300 миллионов рублей, а при реализации проектов свыше 3 млрд. рублей – дополнительно возможность возмещения, уплаченного в областной бюджет налога на прибыль организации.Для действующих предприятий продолжают действовать налоговые льготы в виде освобождения от уплаты налога на имущество организаций и снижения ставки по налогу на прибыль организаций до 13,5 % в части налога, зачисляемого в областной бюджет, при реализации одобренных инвестиционных проектов с объемом инвестиций от 50 млн. рублей.В целях стимулирования перехода компаний из других регионов с 2017 года налоговыми преференциями могут воспользоваться инвесторы, реализующие как одобренные, так и приоритетные проекты на территории региона через обособленные подразделения.Кроме того, Администрацией области предусмотрено предоставление инвесторам государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме сопровождения инвестиционных проектов.В целях создания комфортных условий для резидентов индустриальных парков принят закон Смоленской области «Об индустриальных парках на территории Смоленской области» и закон «О налоговых льготах, предоставляемых управляющим компаниям индустриальных парков, на территории Смоленской области».Резидентам индустриальных парков законом установлена ставка налога на прибыль в размере 13,5  и предусмотрено освобождение сроком до 10 лет от уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций.Деятельность органов прокуратуры области направлена на защиту конституционных прав лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.С целью предупреждения и своевременного выявления нарушений в сфере защиты прав предпринимателей прокуратурой области на регулярной основе проводятся заседания Общественного совета по защите прав малого и среднего бизнеса и межведомственной рабочей группы по противодействию нарушению прав субъектов предпринимательской деятельности, которые являются площадкой для эффективного взаимодействия предпринимательских сообществ и органов власти.Благодаря мерам прокурорского реагирования обеспечено принятие ряда муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, установление порядка заключения специального инвестиционного контракта, утверждение перечней объектов муниципального имущества, в отношении которого планируется заключение концессионных соглашений, предоставление муниципальными органами информационной поддержки субъектам предпринимательства, в том числе инвесторам, пресечены нарушения при прохождении процедур в сфере земельных и градостроительных отношений, а также факты проведения проверочных мероприятий в отсутствие оснований и т.д.Отдельное внимание уделяется приведению в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов, касающихся прав субъектов предпринимательской деятельности.Только в текущем году прокурорами оспорено свыше 100 незаконных правовых актов, касающихся ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности. Нормативные правовые акты приведены в соответствие с федеральным законодательством.Проделанная органами прокуратуры области работа по реализации Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части формирования ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и согласования внеплановых проверок способствовала снижению административного давления на бизнес, повышению ответственности должностных лиц органов контроля.