Прокурор разъясняет

  • 3 июня 2020, 16:36
В каких случаях результаты проверки органа контроля в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя признаются недействительными?
  Текст

Ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) устанавливает возможность отмены результатов проверки, проведенной с грубыми нарушениями требований Закона № 294-ФЗ, вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Результаты проверки, проведенной с грубыми нарушениями, не могут служить доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

К числу грубых нарушений, при наличии которых результаты проверки, проведенной органом контроля можно признать недействительными, относятся:

1) отсутствие оснований для проведения плановой проверки (проверка должна проводиться не чаще одного раза в три года на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами контроля в соответствии с их полномочиями).

2) нарушение сроков уведомления о проведении плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя (не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом).

3) нарушение сроков уведомления о проведении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Из данного правила имеется исключение. Не требуется такое уведомление при проведении внеплановой выездной проверки по основаниям, установленным п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, то есть в связи с поступлением в органы контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

4) привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан и организаций.

5) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ (такие основания указаны выше – см. п. 3).

Необходимо учитывать, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

6) отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, проводимой по основаниям, указанным в подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона (такие основания указаны выше – см. п. 3).

7) нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год).

8) проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля.

9) требование документов, не относящихся к предмету проверки.

10) превышение установленных сроков проведения проверки.

11) непредоставление акта проверки (акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. При отсутствии руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении).

12) участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки.

Законодательство о защите прав субъектов предпринимательской деятельности