Прокурор разъясняет - Прокуратура Челябинской области
Прокурор разъясняет
- 2 декабря 2014, 16:28
Необходимость в международной правовой помощи возникает в случаях, когда обвиняемый или подозреваемый по уголовному делу, возбужденному на территории одного государства, скрывается на территории другого государства либо когда свидетели, потерпевшие или другие участники уголовного процесса, документы по уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде на территории одного государства, находятся на территории другого государства, а также в некоторых других случаях. В связи с этим государства обращаются друг к другу за помощью о розыске обвиняемого или подозреваемого, его задержании либо заключении под стражу, а затем о его выдаче с целью привлечения к уголовной ответственности, а также о производстве следственных или других процессуальных действий, без которых невозможны успешное расследование, отправление правосудия по уголовному делу и исполнение решений суда.Просьба о помощи направляется государству в виде запроса (поручения), оформленного в соответствии с требованиями международных договоров и ст.453, 454 УПК РФ. Государство, направившее поручение или запрос об оказании правовой помощи другому государству, называется запрашивающим, а государство, получившее и исполняющее его, - запрашиваемым.
Особенность института правовой помощи по уголовным делам заключается в том, что он имеет смешанную отраслевую принадлежность, т.е. регулируется как уголовно-процессуальным и уголовным, так и международным правом.
Оказание правовой помощи по уголовным делам возможно только в отношении преступлений, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию управомоченных органов запрашивающего государства.
Объем и процедура выполнения процессуальных действий российскими органами расследования, прокуратуры и судом в порядке оказания правовой помощи в определенной степени зависят от того, к какому международному сообществу относится взаимодействующее с Россией государство: к Совету Европы или к Содружеству Независимых Государств (СНГ). Оказание взаимной правовой помощи государствами - членами Совета Европы, в который с 1996 г. входит и Россия, осуществляется на основании конвенций Совета Европы, двусторонних международных договоров России с этими государствами и норм раздела 18 УПК РФ.
Если государство является членом Содружества Независимых Государств, то правовая помощь оказывается в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22 января 1993 г., двусторонними международными договорами России с государствами - членами СНГ и нормами раздела 18 УПК РФ.
В правовой помощи по уголовным делам может быть отказано:
1) для государств - членов Совета Европы - если просьба касается преступления, которое запрашиваемое государство считает политическим преступлением или преступлением, связанным с политическим преступлением, или выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным его интересам, а в отношении России, кроме того, если лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом, либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи; если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) для стран - участниц СНГ - если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности, либо противоречит законодательству запрашиваемого государства.
О причинах отказа в предоставлении взаимной помощи обязательно должно быть сообщено запрашивающему государству.
В случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся вне ее пределов, и невозможности проведения процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого дела передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении компетентному органу иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 УПК).
Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и вернувшегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Предварительное расследование и судебное разбирательство в таких случаях проводится в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Законодательством предусматривается возможность передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (гл. 55 УПК РФ), при этом такая передача возможна как в отношении лица, осужденного к лишению свободы судом России, так и наоборот.
Основанием передачи лица, осужденного судом РФ к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина России, осужденного судом иностранного государства для отбывания наказания в Российской Федерации, является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации либо письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности (ст. 469 УПК РФ).
Порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства, предусмотрен статьей 472 УПК РФ.
Если при рассмотрении представления (обращения) о передаче гражданина России, осужденного к лишению свободы судом иностранного государства, суд придет к выводу о том, что деяние, за которое осужден гражданин России, не является преступлением по законодательству Российской Федерации либо приговор суда иностранного государства не может быть исполнен в силу истечения срока давности, а также по иному основанию, предусмотренному законодательством России или международным договором, он выносит постановление об отказе в признании приговора суда иностранного государства. Во всех остальных случаях суд выносит постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства. При этом правила назначения наказания предусмотрены статьей 472 УПК.
В отсутствие международных договоров и соглашений международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства может осуществляться на основе принципа взаимности.
Принцип взаимности - это принцип международного права, согласно которому государства предоставляют друг другу на своей территории равные права и несут аналогичные обязанности.
Правовая помощь по уголовным делам на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о правовой помощи, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет оказана правовая помощь.
Этот же принцип применяется при решении вопросов выдачи лица (ч. 2 ст. 462 УПК) или передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (ст. 469 УПК).
Соблюдение принципов международного правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства обеспечивает эффективность взаимодействия судов и органов следствия договаривающихся стран в целях борьбы с преступностью.
Отдел по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях
уголовного судопроизводства уголовно-судебного управления
Прокуратура Челябинской области
2 декабря 2014, 16:28
Вопросы международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
Необходимость в международной правовой помощи возникает в случаях, когда обвиняемый или подозреваемый по уголовному делу, возбужденному на территории одного государства, скрывается на территории другого государства либо когда свидетели, потерпевшие или другие участники уголовного процесса, документы по уголовному делу, расследуемому или рассматриваемому в суде на территории одного государства, находятся на территории другого государства, а также в некоторых других случаях. В связи с этим государства обращаются друг к другу за помощью о розыске обвиняемого или подозреваемого, его задержании либо заключении под стражу, а затем о его выдаче с целью привлечения к уголовной ответственности, а также о производстве следственных или других процессуальных действий, без которых невозможны успешное расследование, отправление правосудия по уголовному делу и исполнение решений суда.Просьба о помощи направляется государству в виде запроса (поручения), оформленного в соответствии с требованиями международных договоров и ст.453, 454 УПК РФ. Государство, направившее поручение или запрос об оказании правовой помощи другому государству, называется запрашивающим, а государство, получившее и исполняющее его, - запрашиваемым.
Особенность института правовой помощи по уголовным делам заключается в том, что он имеет смешанную отраслевую принадлежность, т.е. регулируется как уголовно-процессуальным и уголовным, так и международным правом.
Оказание правовой помощи по уголовным делам возможно только в отношении преступлений, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию управомоченных органов запрашивающего государства.
Объем и процедура выполнения процессуальных действий российскими органами расследования, прокуратуры и судом в порядке оказания правовой помощи в определенной степени зависят от того, к какому международному сообществу относится взаимодействующее с Россией государство: к Совету Европы или к Содружеству Независимых Государств (СНГ). Оказание взаимной правовой помощи государствами - членами Совета Европы, в который с 1996 г. входит и Россия, осуществляется на основании конвенций Совета Европы, двусторонних международных договоров России с этими государствами и норм раздела 18 УПК РФ.
Если государство является членом Содружества Независимых Государств, то правовая помощь оказывается в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22 января 1993 г., двусторонними международными договорами России с государствами - членами СНГ и нормами раздела 18 УПК РФ.
В правовой помощи по уголовным делам может быть отказано:
1) для государств - членов Совета Европы - если просьба касается преступления, которое запрашиваемое государство считает политическим преступлением или преступлением, связанным с политическим преступлением, или выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным его интересам, а в отношении России, кроме того, если лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом, либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи; если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) для стран - участниц СНГ - если оказание такой помощи может нанести ущерб суверенитету или безопасности, либо противоречит законодательству запрашиваемого государства.
О причинах отказа в предоставлении взаимной помощи обязательно должно быть сообщено запрашивающему государству.
В случае совершения преступления на территории Российской Федерации иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся вне ее пределов, и невозможности проведения процессуальных действий с его участием на территории Российской Федерации все материалы возбужденного и расследуемого дела передаются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, которая решает вопрос об их направлении компетентному органу иностранного государства для осуществления уголовного преследования (ст. 458 УПК).
Запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и вернувшегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Предварительное расследование и судебное разбирательство в таких случаях проводится в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Законодательством предусматривается возможность передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (гл. 55 УПК РФ), при этом такая передача возможна как в отношении лица, осужденного к лишению свободы судом России, так и наоборот.
Основанием передачи лица, осужденного судом РФ к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является, а равно для передачи гражданина России, осужденного судом иностранного государства для отбывания наказания в Российской Федерации, является решение суда по результатам рассмотрения представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере исполнения наказаний, либо обращения осужденного или его представителя, а равно компетентных органов иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации либо письменным соглашением компетентных органов Российской Федерации с компетентными органами иностранного государства на основе принципа взаимности (ст. 469 УПК РФ).
Порядок разрешения судом вопросов, связанных с исполнением приговора суда иностранного государства, предусмотрен статьей 472 УПК РФ.
Если при рассмотрении представления (обращения) о передаче гражданина России, осужденного к лишению свободы судом иностранного государства, суд придет к выводу о том, что деяние, за которое осужден гражданин России, не является преступлением по законодательству Российской Федерации либо приговор суда иностранного государства не может быть исполнен в силу истечения срока давности, а также по иному основанию, предусмотренному законодательством России или международным договором, он выносит постановление об отказе в признании приговора суда иностранного государства. Во всех остальных случаях суд выносит постановление о признании и об исполнении приговора суда иностранного государства. При этом правила назначения наказания предусмотрены статьей 472 УПК.
В отсутствие международных договоров и соглашений международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства может осуществляться на основе принципа взаимности.
Принцип взаимности - это принцип международного права, согласно которому государства предоставляют друг другу на своей территории равные права и несут аналогичные обязанности.
Правовая помощь по уголовным делам на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о правовой помощи, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет оказана правовая помощь.
Этот же принцип применяется при решении вопросов выдачи лица (ч. 2 ст. 462 УПК) или передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является (ст. 469 УПК).
Соблюдение принципов международного правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства обеспечивает эффективность взаимодействия судов и органов следствия договаривающихся стран в целях борьбы с преступностью.
Отдел по обеспечению участия прокуроров в кассационной и надзорной стадиях
уголовного судопроизводства уголовно-судебного управления
Все права защищены