Прокурор разъясняет

  • 26 июня 2020, 10:04
Применение риск-ориентированного подхода при организации контрольно-надзорной деятельности
  Текст

Разъясняет старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей Комякова М.Ю.

Риск-ориентированный подход заключается в том, что деятельность организации или индивидуальных предпринимателей (либо производственные объекты, которые ими используются), относят к определенной категории риска или классу опасности (ч.2 ст. 8.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 294-ФЗ (далее – Закон № 294).

Это напрямую влияет на периодичность проведения плановых проверок организации или индивидуальных предпринимателей. Более высокую категорию риска (класс опасности) проверяют чаще, а более низкую - реже.

Обратите внимание: если иное не установлено Правительством Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 (далее – Постановление № 438), в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства  с 01.04.2020 по 31.12.2020 проверки, осуществляемые по Закону  № 294-ФЗ, не проводятся, за исключением проверок основанием для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

В каких сферах применяется риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход применяется при проведении достаточно большого количества проверок. Их виды приведены в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 (далее – Постановление № 806). К ним относятся более 40 видов контроля, например: пожарный надзор; санитарно-эпидемиологический надзор; надзор за соблюдением трудового законодательства; земельный надзор; надзор в области защиты прав потребителей.

Перечень видов регионального контроля, проведение которых в Челябинской области осуществляется с применением риск-ориентированного подхода, установлен распоряжением Правительства Челябинской области от 24.08.2018 № 556-рп «О перечне видов регионального государственного контроля (надзора) Челябинской области, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход», включающий в себя региональный государственный экологический, ветеринарный, строительный, жилищный и другие виды надзора.

 

Как устанавливаются категории риска и классы опасности?

Порядок отнесения деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей или используемых ими объектов к определенной категории риска или класса опасности установлены в Правилах, утвержденных Постановлением № 806 и на региональном уровне. Всего предусмотрено шесть категорий риска и классов опасности и в зависимости от них устанавливается периодичность проведения плановых проверок (Приложение к названным Правилам):

Категории риска

Классы опасности

Особенности проведения проверок

Чрезвычайно высокий риск

1 класс

Плановая проверка проводится один раз в период, который предусмотрен в положении о виде контроля (надзора)

Высокий риск

2 класс

Значительный риск

3 класс

Средний риск

4 класс

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, который предусмотрен в положении о виде контроля (надзора)

Умеренный риск

5 класс

Низкий риск

6 класс

Плановые проверки не проводятся

При этом в положении о каждом виде контроля (надзора) устанавливаются:

· категории риска (классы опасности). В положении может быть определено от трех до шести категорий риска (классов опасности) из указанных выше (п. 3 Правил, утвержденных Постановлением № 806);

· критерии отнесения к категории риска или классу опасности;

· частота проведения проверок для каждой категории (класса).

Так, при осуществлении пожарного надзора МЧС России использует критерии, приведенные в приложении к Положению (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290). Плановые проверки проводятся в следующие сроки (п. 21 названного Положения):

· для объектов категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;

· высокого риска - один раз в два года;

· значительного риска - один раз в три года;

· среднего риска - не чаще одного раза в пять лет;

· умеренного риска - не чаще одного раза в шесть лет;

· низкого риска - проверки не проводятся.

Если деятельность организации или индивидуального предпринимателя (либо объекты, которые они используют) можно отнести к разным категориям риска (классам опасности), то будет присвоена более высокая категория (класс). В случае когда категория риска (класс опасности) не присвоена, такая деятельность (объекты) будет считаться отнесенной к низшим категории риска или классу опасности (п.п.10,11 указанных Правил).

Особенности проведения проверок в 2020 году.

По общему правилу плановые проверки в отношении объекта государственного контроля (надзора), отнесенного к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классу опасности, осуществляется при истечении в году проведения плановой проверки установленного положением о виде государственного контроля (надзора) периода времени с даты:

а) окончания проведения последней плановой проверки объекта государственного контроля (надзора);

б) государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, если плановые проверки ранее не проводились, либо иного предусмотренного положением о виде государственного контроля (надзора) события.

При этом в 2020 году проверки проводятся с учетом следующих особенностей, введенных Постановлением № 438.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые включены в единый реестр СМСП, а также некоторых некоммерческих организаций проводятся только внеплановые проверки, основанием для проведения которых послужила информация о фактах причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Также разрешены проверки исполнения ранее выданных предписаний, если в них содержались требования об устранении нарушений, создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан.

Такие проверки подлежат согласованию с органами прокуратуры.

В отношение предприятий, не отнесенных к категории малого и среднего бизнеса, в 2020 году проводятся плановые проверки производственных объектов чрезвычайно высокого или высокого риска.

Эти ограничения не распространяются на мероприятия налогового и валютного контроля.

Проверки проводятся только дистанционно, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи, за исключением случаев согласования выезда с органами прокуратуры или необходимости его осуществления в связи с исполнением поручения Президента или Правительства Российской Федерации.

Все названные правила не распространяются на таможенные проверки, а также на проверки, проводимые в соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии».

Каким образом субъект предпринимательской деятельности может узнать присвоенную категорию риска и класс опасности?

При отнесении объектов государственного контроля (надзора) к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте.

По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля (надзора) в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления такого запроса, направляет им информацию о присвоенных их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности, а также сведения, использованные при отнесении их деятельности и (или) используемых ими производственных объектов к определенным категориям риска или определенному классу опасности.

Изменение присвоенных ранее категории риска и класса опасности.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся заявителями, вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении присвоенных ранее их деятельности и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или класса опасности по соответствующему виду государственного контроля (надзора).

Заявление должно содержать следующие сведения: полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; основной государственный регистрационный номер; идентификационный номер налогоплательщика; место нахождения используемого юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем производственного объекта (при присвоении категории риска или класса опасности производственному объекту); информация о присвоенных ранее деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемым ими производственным объектам категории риска или классе опасности; адрес юридического лица, адрес места жительства индивидуального предпринимателя (при необходимости иной почтовый адрес для связи), телефон и адрес электронной почты (при наличии).

К заявлению прилагаются документы о соответствии деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими производственных объектов критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, на присвоение которых претендует заявитель.

Орган государственного контроля (надзора) рассматривает заявление, оценивает представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документы и по итогам их рассмотрения в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления, принимает одно из следующих решений: об удовлетворении заявления и изменении категории риска или класса опасности объекта государственного контроля (надзора); об отказе в удовлетворении заявления.

При принятии решения об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны быть информированы о причинах отказа.

Орган государственного контроля (надзора) в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения, указанного выше, информирует юридическое лицо и индивидуального предпринимателя о принятом решении путем направления соответствующего уведомления.

В случае несогласия с принятым органом государственного контроля (надзора) решением об отказе в удовлетворении заявления юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.