Прокурор разъясняет

  • 13 февраля 2023, 12:28
Тема: Разъяснение порядка получения и использования электронной подписи, ответственность за нарушение правил создания (замены) и выдачи ключа простой электронной подписи и правил использования (управление правовой статистики)
  Текст

Разъясняет прокурор отдела государственной и ведомственной статистики прокуратуры области Блиновких Е.Ю.

В современном мире особую актуальность приобретает использование электронной подписи. Основными преимуществами использования электронной подписи является скорость, надежность, уход от традиционного бумажного документооборота. Немаловажно, что обладатель электронной подписи может беспрепятственно получать государственные услуги.

Электронная подпись - это цифровой аналог собственноручной подписи, с помощью которого можно подписывать электронные документы. Такая подпись гарантирует, что документ исходит от конкретного лица.

Существуют разные виды электронной подписи, выделяют простые и усиленные электронные подписи.

  • электронная подпись - наименее защищенный вид подписи.

Простую электронную подпись чаще всего используют граждане для подтверждения банковских операций и получения ряда госуслуг. Организации нередко используют ее во внутреннем электронном документообороте.

Простую подпись получить несложно. Как правило, это бесплатно и не занимает много времени. Например, Вам могут предложить заполнить регистрационную форму на сайте, а затем ввести код, направленный в СМС-сообщении.

Усиленные электронные подписи подразделяются на квалифицированные и неквалифицированные. Их получают в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи (ч. 1, п. 1 ч. 3, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

Усиленная электронная подпись используется, в частности, для:

- сдачи отчетности в электронном виде (например, в налоговую, пенсионный фонд);

- подачи документов в суд;

- участия в электронных торгах;

- получения госуслуг;

- организации документооборота внутри организации, а также с ее контрагентами (например, для подписания договоров с ними).

В большинстве указанных случаев закон требует использовать усиленную квалифицированную подпись.

Для получения усиленной подписи необходимо обратиться в удостоверяющий центр.

Перечень аккредитованных удостоверяющих центров опубликован на сайте Минцифры России.

  • чем создать и выдать сертификат ключа проверки подписи, удостоверяющий центр идентифицирует заявителя (п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона об электронной подписи).

Как правило, на сайтах таких центров есть форма заявления и перечень требуемых документов. Чтобы заказать подпись достаточно заполнить заявление и приложить к нему документы по списку. Когда электронная подпись будет готова, Вам выдадут ключ электронной подписи, ключ проверки электронной подписи и сертификат ключа проверки электронной подписи.

За нарушение правил создания (замены) и выдачи ключа простой электронной подписи и правил использования ГИС ЕСИА предусмотрена административная ответственность.

В частности, если орган либо организация, имеющие право создания (замены) и выдачи ключа простой электронной подписи, при использовании ГИС ЕСИА нарушили конфиденциальность такого ключа, штраф составит для должностных лиц - от 7 тыс. до 10 тыс. рублей, для юридических лиц - от 50 тыс. до 200 тыс. рублей (ч. 1 ст. 13.33.1 КоАП РФ).