Прокуроры об актуальном в законодательстве. - Прокуратура города Москвы
Прокуроры об актуальном в законодательстве
- 3 июня 2016, 15:48
Разъясняет начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова
Главой 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) предусмотрено право прокурора обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.
Значительная доля нарушений законов, выявленных в ходе прокурорских проверок исполнения федерального законодательства в сфере экономики, подлежат квалификации как административные правонарушения.
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (статьи 22, 23, 25, 28) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 25.11, 28.4, 28.8, 29.7, 30.10, 30.12, далее - КоАП РФ) прокурору предоставлены процессуальные полномочия по возбуждению производства об административном правонарушении, участию в его рассмотрении, совершению иных предусмотренных федеральным законом действий.
Статьей 28.4 КоАП РФ определен перечень дел об административных правонарушениях, которые могут быть возбуждены только прокурором (исключительная компетенция прокурора).
Так, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 12.35, 13.11, 13.14, 13.19.1, 13.27, 13.28, частями 1 - 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором.
Наиболее распространенные из них, относящиеся к подведомственности арбитражных судов - дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.24 КоАП РФ (нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта).
Например, прокуратурой города Москвы по фактам нарушений при использовании федерального имущества в 2015 году в арбитражный суд направлено 250 заявлений о привлечении субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности, что составило 40 % от общего количества заявлений.
Однако, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Дела об указанных административных правонарушениях могут быть возбуждены прокурором как по результатам проверок в рамках осуществления надзорной деятельности, так и по поступившим в органы прокуратуры обращениям граждан и иных лиц.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются материалы, поступающие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц и сообщения в средствах массовой информации, когда эти материалы, сообщения и заявления содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.1 КоАП).
При оформлении прокурором документов, фиксирующих административное правонарушение, существуют некоторые особенности. Так, в отличие от других контролирующих органов прокурор вместо протокола об административном правонарушении выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, постановление прокурора является документом, юридически тождественным протоколу об административном правонарушении.
Постановление должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, и выноситься в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
При вынесении постановления об административном правонарушении лицу, в отношении которого ведется производство, в обязательном порядке должны быть разъяснены его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ.
Так, часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ регламентирует, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с действующим КоАП РФ.
При решении вопроса о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности.
По делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, постановление не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Прокурор не является лицом, имеющим право рассматривать дела об административных правонарушениях, поэтому после возбуждения административного дела обязан передать его для рассмотрения в суд или орган, уполномоченный рассматривать данное дело.
Дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, подведомственны арбитражному суду (статья 27 АПК РФ).
Перечень дел об административных правонарушениях, которые подлежат рассмотрению арбитражным судом, установлен частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ.
Так, судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43 - 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.9.1, 14.12, частями 1 - 4.1, 5.1 - 8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, 14.61 настоящего Кодекса.
Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности арбитражным судом по заявлению прокурора имеет определенные особенности. Так, помимо постановления о возбуждении дела, прокурор обязан направить в суд заявление о привлечении к административной ответственности, которое должно соответствовать требованиям ст. 204 АПК РФ.
В соответствии со статьей 203 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и КоАП РФ. Срок рассмотрения административного дела не должен превышать двух месяцев с момента поступления заявления о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятия решения.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не наделяет прокурора функцией надзора за деятельностью судов по осуществлению правосудия, поэтому прокурор в арбитражном процессе по административным делам пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены главой 25 и иными нормами АПК РФ.
Реализуя полномочия в арбитражном судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, прокурор тем самым принимает непосредственное участие в предупреждении преступлений экономической направленности.
Полномочия прокурора в арбитражном судопроизводстве по делам об административных правонарушениях
Разъясняет начальник управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры г. Москвы Марина Николаевна Данилова
Главой 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) предусмотрено право прокурора обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.
Значительная доля нарушений законов, выявленных в ходе прокурорских проверок исполнения федерального законодательства в сфере экономики, подлежат квалификации как административные правонарушения.
Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (статьи 22, 23, 25, 28) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 25.11, 28.4, 28.8, 29.7, 30.10, 30.12, далее - КоАП РФ) прокурору предоставлены процессуальные полномочия по возбуждению производства об административном правонарушении, участию в его рассмотрении, совершению иных предусмотренных федеральным законом действий.
Статьей 28.4 КоАП РФ определен перечень дел об административных правонарушениях, которые могут быть возбуждены только прокурором (исключительная компетенция прокурора).
Так, дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 7.35, 12.35, 13.11, 13.14, 13.19.1, 13.27, 13.28, частями 1 - 4.1, 6 и 7 статьи 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 настоящего Кодекса, возбуждаются прокурором.
Наиболее распространенные из них, относящиеся к подведомственности арбитражных судов - дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.24 КоАП РФ (нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта).
Например, прокуратурой города Москвы по фактам нарушений при использовании федерального имущества в 2015 году в арбитражный суд направлено 250 заявлений о привлечении субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности, что составило 40 % от общего количества заявлений.
Однако, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Дела об указанных административных правонарушениях могут быть возбуждены прокурором как по результатам проверок в рамках осуществления надзорной деятельности, так и по поступившим в органы прокуратуры обращениям граждан и иных лиц.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются материалы, поступающие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц и сообщения в средствах массовой информации, когда эти материалы, сообщения и заявления содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.1 КоАП).
При оформлении прокурором документов, фиксирующих административное правонарушение, существуют некоторые особенности. Так, в отличие от других контролирующих органов прокурор вместо протокола об административном правонарушении выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, постановление прокурора является документом, юридически тождественным протоколу об административном правонарушении.
Постановление должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, и выноситься в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.
При вынесении постановления об административном правонарушении лицу, в отношении которого ведется производство, в обязательном порядке должны быть разъяснены его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ.
Так, часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ регламентирует, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с действующим КоАП РФ.
При решении вопроса о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности.
По делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, постановление не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Прокурор не является лицом, имеющим право рассматривать дела об административных правонарушениях, поэтому после возбуждения административного дела обязан передать его для рассмотрения в суд или орган, уполномоченный рассматривать данное дело.
Дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, подведомственны арбитражному суду (статья 27 АПК РФ).
Перечень дел об административных правонарушениях, которые подлежат рассмотрению арбитражным судом, установлен частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ.
Так, судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43 - 14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.9.1, 14.12, частями 1 - 4.1, 5.1 - 8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, 14.61 настоящего Кодекса.
Рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности арбитражным судом по заявлению прокурора имеет определенные особенности. Так, помимо постановления о возбуждении дела, прокурор обязан направить в суд заявление о привлечении к административной ответственности, которое должно соответствовать требованиям ст. 204 АПК РФ.
В соответствии со статьей 203 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и КоАП РФ. Срок рассмотрения административного дела не должен превышать двух месяцев с момента поступления заявления о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятия решения.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не наделяет прокурора функцией надзора за деятельностью судов по осуществлению правосудия, поэтому прокурор в арбитражном процессе по административным делам пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены главой 25 и иными нормами АПК РФ.
Реализуя полномочия в арбитражном судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, прокурор тем самым принимает непосредственное участие в предупреждении преступлений экономической направленности.
Все права защищены