Возможно, вас заинтересует

Прокурор разъясняет

  • 22 июля 2015, 11:51
Верховный Суд Российской Федерации разъяснил важнейшие вопросы правоприменительной практики по делам о незаконном обороте наркотиков
  Текст
  1 Изображения
Верховный Суд Российской Федерации разъяснил важнейшие вопросы правоприменительной практики по делам о незаконном обороте наркотиков
   

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 30 внесены изменения в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2006 № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами».

В частности, конкретизировано понятие незаконного сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества (далее – наркотические средства), под которым следует понимать незаконную деятельность лица, направленную на их возмездную либо безвозмездную реализацию другому лицу любым способом.

Вместе с тем Пленум уточнил обстоятельства, при которых деяния не квалифицируются как сбыт наркотиков.

Так, не является незаконным сбытом реализация наркотического средства путем введения одним лицом другому лицу инъекций, если указанное средство принадлежит самому потребителю и инъекция вводится по его просьбе либо совместно приобретено потребителем и лицом, производящим инъекцию, для совместного потребления, либо наркотическое средство вводится в соответствии с медицинскими показаниями. Использование незаконно приобретенных наркотических средств для лечения животных также не является сбытом.

Пленум разъяснил, что незаконный сбыт следует считать оконченным преступлением с момента выполнения всех действий по передаче приобретателю наркотических средств независимо от их фактического получения приобретателем, в том числе когда данные действия осуществляются в ходе оперативно-розыскных мероприятий. Изъятие в таких случаях сотрудниками правоохранительных органов из незаконного оборота наркотических средств не влияет на квалификацию преступления как оконченного.

Если же лицо в целях сбыта незаконно приобретает, хранит, перевозит, изготавливает, перерабатывает наркотические средства, однако по не зависящим от него обстоятельствам не передает указанные средства приобретателю, такое лицо несет уголовную ответственность за покушение на незаконный сбыт наркотических средств.

Пленум разъяснил, что результаты оперативно-розыскных мероприятий могут использоваться в доказывании по уголовному делу, если они получены и переданы органу предварительного расследования или суду в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у лица умысла на незаконный оборот наркотических средств, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Незаконная пересылка наркотических средств путем международного почтового отправления квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 228.1 и 229.1 УК РФ, в случае установления их незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза, членом которого является Российская Федерация, либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза.

Гражданам, совершающим зарубежные поездки, следует учитывать, что ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза либо Государственную границу Российской Федерации наркотических средств по части 1 статьи 229.1 УК РФ наступает независимо от их размера. Контрабанда указанных средств может быть осуществлена помимо или с сокрытием от таможенного контроля, путем обманного использования документов или средств таможенной идентификации, недекларирования или недостоверного декларирования.