Прокурор разъясняет - Прокуратура г. Санкт-Петербург
Прокурор разъясняет
- Противодействие коррупции
- Гражданское судопроизводство
- Уголовное судопроизводство
- Правоохранительные органы
- Противодействие экстремизму и терроризму
- Защита предпринимателей
- Обращения граждан
- Трудовые правоотношения
- Жилищные правоотношения
- Служба судебных приставов
- Охрана природы
- Права несовершеннолетних
- Защита прав потребителей
- Здравоохранение
- Преступления против собственности
- Преступления против жизни и здоровья
- Административная ответственность
- Иное
- 29 июля 2015, 10:56
В соответствии с положениями ч. 1 Приложения к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, отнесены к муниципальной собственности.
Объекты указанной категории, расположенные на территории Санкт-Петербурга, относятся к государственной собственности Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга «О Реестре собственности Санкт-Петербурга недвижимое имущество, находящееся в собственности Санкт-Петербурга, подлежит учету в Реестре недвижимого имущества Санкт-Петербурга.
Согласно указанному нормативному правовому акту по результатам инвентаризации объектов, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, выявляемые помещения, в том числе на первых этажах многоквартирных жилых домов, Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее – КУГИ, Комитет) включались в названный Реестр.
Пунктом 3 распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 31.12.1997 № 1357-р установлено, что документом, подтверждающим право государственной собственности на объекты, перешедшие к государству или созданные им до 30.01.1998, является выписка по объектам недвижимости из Реестра собственности Санкт-Петербурга (Часть 1. Недвижимое имущество).
В ряде случаев в Реестр ошибочно были внесены помещения, имеющие признаки общедомового имущества, а также помещения указанной категории, которые в связи с невостребованностью со стороны жильцов многоквартирных домов, а также неурегулированнностью вопросов управления общим имуществом жильцов многоквартирного дома (до принятия нового Жилищного кодекса РФ), ранее длительное время сдавались КУГИ в аренду.
В целях обеспечения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах и нежилых зданиях, распоряжением КУГИ от 02.02.2009 №10-п утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений КУГИ при решении вопросов об отдельных объектах нежилого фонда, обладающих признаками общего имущества многоквартирного дома.
При наличии оснований полагать, что находящиеся в собственности Санкт-Петербурге нежилые помещения в многоквартирном жилом доме обладают признаками общего имущества его жильцов, заинтересованные лица вправе обратиться с заявлением в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, являющийся правопреемником КУГИ.
Порядок предоставления сведений об объектах, внесенных в Реестр собственности Санкт-Петербурга, утверждён распоряжением КУГИ от 31.07.2009 № 95-р.
В соответствии с действующим законодательством и сложившейся судебной практикой с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности.
В связи с этим правовой режим подвальных и чердачных помещений, как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности жильцов, должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме.
Так, если по состоянию на указанный момент названные помещения были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло. Остальные подвальные и чердачные помещения, не выделенные для целей самостоятельного использования, перешли в общую долевую собственность домовладельцев как общее имущество дома.
При этом для определения правового режима названных помещений не имеет значения наличие в них инженерных коммуникаций, так как они расположены в каждом подвале (чердаке) и сами по себе не порождают право общей долевой собственности домовладельцев на помещения, уже выделенные для самостоятельного использования, не связанного с обслуживанием жилого дома.
Таким образом, при определении наличия права жильцов многоквартирного дома на нежилые помещения в нем исходя из даты первой приватизации квартиры (комнаты) имеет значение не нахождение его до указанной даты в казне, а его фактическое использование на эту дату в качестве объекта, необходимого для эксплуатации дома или объекта с самостоятельным назначением – магазин, контора, склад и т.д.
Прокуратура Санкт-Петербурга
29 июля 2015, 10:56
Как вернуть общедомовое имущество из казны Санкт-Петербурга?
В соответствии с положениями ч. 1 Приложения к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов, в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского, районного Совета народных депутатов, отнесены к муниципальной собственности.
Объекты указанной категории, расположенные на территории Санкт-Петербурга, относятся к государственной собственности Санкт-Петербурга.
В соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга «О Реестре собственности Санкт-Петербурга недвижимое имущество, находящееся в собственности Санкт-Петербурга, подлежит учету в Реестре недвижимого имущества Санкт-Петербурга.
Согласно указанному нормативному правовому акту по результатам инвентаризации объектов, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, выявляемые помещения, в том числе на первых этажах многоквартирных жилых домов, Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее – КУГИ, Комитет) включались в названный Реестр.
Пунктом 3 распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 31.12.1997 № 1357-р установлено, что документом, подтверждающим право государственной собственности на объекты, перешедшие к государству или созданные им до 30.01.1998, является выписка по объектам недвижимости из Реестра собственности Санкт-Петербурга (Часть 1. Недвижимое имущество).
В ряде случаев в Реестр ошибочно были внесены помещения, имеющие признаки общедомового имущества, а также помещения указанной категории, которые в связи с невостребованностью со стороны жильцов многоквартирных домов, а также неурегулированнностью вопросов управления общим имуществом жильцов многоквартирного дома (до принятия нового Жилищного кодекса РФ), ранее длительное время сдавались КУГИ в аренду.
В целях обеспечения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирных домах и нежилых зданиях, распоряжением КУГИ от 02.02.2009 №10-п утвержден Порядок взаимодействия структурных подразделений КУГИ при решении вопросов об отдельных объектах нежилого фонда, обладающих признаками общего имущества многоквартирного дома.
При наличии оснований полагать, что находящиеся в собственности Санкт-Петербурге нежилые помещения в многоквартирном жилом доме обладают признаками общего имущества его жильцов, заинтересованные лица вправе обратиться с заявлением в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, являющийся правопреемником КУГИ.
Порядок предоставления сведений об объектах, внесенных в Реестр собственности Санкт-Петербурга, утверждён распоряжением КУГИ от 31.07.2009 № 95-р.
В соответствии с действующим законодательством и сложившейся судебной практикой с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности.
В связи с этим правовой режим подвальных и чердачных помещений, как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности жильцов, должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме.
Так, если по состоянию на указанный момент названные помещения были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло. Остальные подвальные и чердачные помещения, не выделенные для целей самостоятельного использования, перешли в общую долевую собственность домовладельцев как общее имущество дома.
При этом для определения правового режима названных помещений не имеет значения наличие в них инженерных коммуникаций, так как они расположены в каждом подвале (чердаке) и сами по себе не порождают право общей долевой собственности домовладельцев на помещения, уже выделенные для самостоятельного использования, не связанного с обслуживанием жилого дома.
Таким образом, при определении наличия права жильцов многоквартирного дома на нежилые помещения в нем исходя из даты первой приватизации квартиры (комнаты) имеет значение не нахождение его до указанной даты в казне, а его фактическое использование на эту дату в качестве объекта, необходимого для эксплуатации дома или объекта с самостоятельным назначением – магазин, контора, склад и т.д.
Все права защищены