Информация о результатах работы прокуратуры Санкт-Петербурга с обращениями граждан

  • 12 февраля 2021, 11:18
Информация о результатах работы прокуратуры Санкт-Петербурга с обращениями за 2020 год
  Текст

Анализ практики рассмотрения органами прокуратуры

Санкт-Петербурга обращений граждан, поступивших в 2020 году

 

Рассмотрение обращений и личный прием граждан является неотъемлемой функцией правозащитной деятельности органов прокуратуры. В 2020 году сократилось количество поступивших в органы прокуратуры Санкт-Петербурга обращений до 154 240 (-7004; -4,3%), рассмотренных до 126 823 (-6645; -5%), что обусловлено усилением превентивного надзора прокуроров, направленного на профилактику нарушений закона, планированием надзорных мероприятий на основании глубокого анализа поступающих обращений и правильным расставлением приоритетов в работе, нацеленных на решение социально-значимых проблем в городе.

В другие ведомства в 2020 году направлено для разрешения 69 431 (-8400) обращение. Удельный вес таких заявлений в общем числе рассмотренных составил 54,7% (-3,6%). Наиболее сложные обращения, а также жалобы, содержащие критические замечания к работе органов власти принимаются к разрешению, чем объясняется рост до 56 215 (+2290; +4,2%) числа разрешенных обращений и их удельного веса от числа рассмотренных до 44,3% (+3,9%).

Анализ структуры разрешенных обращений показывает традиционное преобладание жалоб по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов – 24 929, что на 12,5% больше, чем в 2019 году (22 151).

Значительный объем по количеству разрешенных обращений занимают жалобы по вопросам надзора за органами предварительного следствия и дознания при принятии, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях – 21 018 (21 363; -1,6%).

На 15,9% снизилось число разрешенных жалоб по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным делам, на 4% увеличилось количество обращений по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским делам, на 49,3% возросло число жалоб касаемо надзорной деятельности за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний.

В 2020 году сократилось количество удовлетворенных жалоб на 11,5% до 7006 (-912). Удельный вес от общего числа разрешенных по существу обращений составил 12,5% (-2,2%). Данная тенденция обусловлена превентивной работой органов прокуратуры по приоритетным направлениям надзорной деятельности, принятием мер на упреждение нарушений прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

По разрешенным обращениям, доводы которых признаны обоснованными, органами прокуратуры города принесено 158 (+43) протестов, внесено 1572 (+143) представления, направлено 1284 (-254) заявления в суд, возбуждено 221 (-99) дело об административных правонарушениях, предостережено 71 (+10) должностное лицо о недопустимости нарушений закона.

В обобщаемом периоде по результатам рассмотрения жалоб граждан о соблюдении уголовно-процессуального законодательства при рассмотрении сообщений о преступлениях и производстве предварительного расследования внесено 267 требований об устранении нарушений закона, отменено 1342 постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и 114 постановлений, вынесенных по уголовным делам, внесено 8 кассационных представлений об отмене судебных актов. В порядке ст. 37 УПК РФ направлено 15 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц, по которым возбуждено 14 уголовных дел.

В 2020 году органами прокуратуры города разрешено 1365 обращений на нарушения жилищного законодательства (+3; +0,2%), из них удовлетворено 144 (-39; -21,3%) или 10,6% (-2,8%), что обусловлено принятием прокурорами превентивных мер, направленных на упреждение нарушений закона.

По вопросам нарушений в сфере ЖКХ органами прокуратуры города разрешено 2185 обращений (-19; -0,9%), 14,4% (-0,9%) жалоб данной категории удовлетворено.

Большинство адресованных прокурорам обращений рассматриваемой сферы в отчетный период касалось вопросов технического содержания жилищного фонда, несогласия с размером платы за жилищно-коммунальные услуги,  расходования денежных средств управляющими организациями.

Наиболее актуальными для граждан по-прежнему остались вопросы соблюдения трудового законодательства. Органами прокуратуры города разрешено 3379 (-13,6%) обращений, 32,7% жалоб данной категории удовлетворено (-8,9%).

При снижении на 11,2% (с 2358 до 2093) количества разрешенных обращений на нарушения в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних число обоснованных уменьшилось с 522 до 425, что обусловлено наступательным надзором, направленным по профилактику и пресечение нарушений закона.

В отчетном периоде снизилось количество разрешенных обращений по вопросам федеральной безопасности, межнациональных отношений с 194 до 106 (-88; 45,4%), из них признано обоснованными 2 (-5; -71,4).

По вопросам нарушений законов об исполнительном производстве разрешена 1931 жалоба, что на 505 или на 35,4% больше, чем в 2019 году. Число удовлетворенных обращений указанной категории составило 315 (+143; +83,1%), удельный вес удовлетворенных жалоб 16,3% (+4,2%). Количество разрешенных обращений по пенсионным вопросам в отчетном периоде сократилось до 165 (-14;  -7,8%), 11 или 6,7% признано обоснованными (АППГ – 15, удельный вес – 8,4%).

На нарушения земельного законодательства разрешено 283 жалобы (+20; +7,6%), удовлетворено – 35 (+10), удельный вес 12,4% (+2,9%).

Основная масса обращений и проведенных по ним проверок касалась несанкционированного размещения торговых павильонов и нестационарных торговых объектов на территории города и бездействия в связи с этим органов власти.

В 2020 году на нарушения законов о наркотических средствах разрешено 6 обращений (-10; -62,5%), удовлетворенных не было (в 2019 – 1).

Прокуратурой города разрешено 30 (+17; +130,8%) обращений на правовые акты представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления, 5 признано обоснованными (+2; +66,7%).

За отчетный период разрешено 111 (+3; +2,8%) обращений на нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе, о противодействии коррупции, признано обоснованными – 20 (+6; +42,9%).

На нарушения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за исследуемый период разрешено 103 (+22; +27,2%) обращения, удовлетворено 31 или 30,1% (АППГ – 17 или 21%), что связано с усилением взаимодействия органами прокуратуры с представителями бизнеса в период пандемии и способствовало их более активному обращению в ведомство.

На нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования разрешено 517 обращений (+172; +49,9%), удовлетворено 80 или 15,5% (в АППГ – 100; 29%).

В анализируемый период органами прокуратуры города разрешено 21 018 (-345; -1,6%) жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлении, из них 19 089 (-146; -0,8%) – на действия и решения дознавателя и органа дознания и 1929 (-199; -9,4%) – на действия и решения следователей. Удовлетворено 2775 (-531; -16,1%) жалоб, их удельный вес составил 13,2% (-2,6%).

По нарушениям при производстве предварительного следствия и дознания разрешено 7877 жалоб (-41; -0,5%), из них удовлетворено 680 (-82;  -10,8%), удельный вес – 8,6% (-1%).

В 2020 году разрешено 2006 жалоб по вопросам следствия в органах Следственного комитета Российской Федерации (+8,2%), 4858 жалоб на следствие МВД (-4,3%),  50 жалоб о несогласии с действиями следователей ФСБ России (-15,3%), 926 – по деятельности дознания МВД (+4%), 13 – дознания ФССП (+550%).

В 2020 году число разрешенных жалоб по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным делам снизилось на 15,9% до 1112 (1322; -210). По вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским делам разрешено на 4% больше обращений, чем в 2019 году – 772 (+30). По линии участия прокурора в арбитражном процессе разрешено 44 обращения (+13; +41,9%), удовлетворенных нет (=)

Возросло число разрешенных обращений по надзору за соблюдением законности при исполнении уголовных наказаний с 203 до 303 (+49,3%), удовлетворено 10 или 3,3% (АППГ – 25, удельный вес – 12,3%).