Интервью и выступления

  • 9 декабря 2013, 00:00
  • Басов Лев Юрьевич
Интервью старшего помощника Западно-Сибирского транспортного прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, советника юстиции Алексея Васильевича Шерстова
  Текст

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, в этот  день государства – члены ООН информируют общественность о национальных мерах по противодействию коррупции.
О том, как обстоят дела с противодействием коррупции в транспортной сфере Западной Сибири мы попросили рассказать старшего помощника Западно-Сибирского транспортного прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, советника юстиции Алексея Васильевича Шерстова

- Алексей Васильевич, вопросы противодействия коррупции у всех на слуху, как относятся  к этому направлению деятельности органы прокуратуры?

- В последнее время немалое внимание руководством страны в лице Президента России и Председателя Правительства Российской Федерации уделяется организации и результативности борьбы с проявлениями коррупции во всех слоях общественной жизни, что не могло не сказаться на определении приоритетов в работе Генеральной прокуратуры России и её органов на местах.
К тому же законодателем разработан и принят внушительный пакет нормативных документов, позволяющий органам всех ветвей государственной власти кардинально изменить существующий подход к искоренению такого социального зла как коррупция, а также впервые устанавливающий правовые механизмы противодействия совершению преступлений и правонарушений коррупционной направленности.
В то же время работа по выявлению и пресечению проявлений коррупции во всех отраслях общественной жизни, уличению «нечистых на руку» чиновников различного звена всегда являлась для прокурора первоочередной и до издания данного приказа.

- Как эта работа  строится в Вашем ведомстве и каких результатов удалось добиться?

- Западно-Сибирской транспортной прокуратурой с момента её создания (с августа 2007 года) принимается комплекс мер по пресечению и предупреждению коррупционных проявлений в деятельности поднадзорных территориальных подразделений органов исполнительной власти, предприятий и учреждений транспорта, контролирующих и правоохранительных органов на транспорте, таможенных органов.
Не был исключением и 2013 год. При осуществлении надзора за соблюдением законодательства о государственной службе и противодействии коррупции Западно-Сибирской транспортной прокуратурой выявлено на 6,6% больше нарушений закона (2013 – 796, 2012 – 747). В связи с этим внесено 91 представление, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 214 должностных лиц.
В текущем году прокуратурой использовались исключительные полномочия по привлечению виновных юридических и физических лиц к установленной законом (статьями 19.28 и 19.29 КоАП РФ) административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
К примеру, по материалам прокурорской проверки за незаконную передачу денежного вознаграждения в интересах ООО «Торгово-промышленный холдинг «Сибирь»» указанное юридическое лицо признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, ему назначен штраф в размере 7 млн. рублей.
Не остаются без внимания прокуратуры факты трудоустройства бывших госслужащих в коммерческие организации в нарушение установленного законом порядка уведомления об этом бывшего работодателя.
Всего в текущем году прокурорами возбуждено более 40 административных производств.
Прокуратурой пресечены нарушения должностными лицами поднадзорных органов ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации.

- Какие именно нарушения законодательства о противодействии коррупции допускаются государственными служащими? Приведите примеры.

-  Например, факт прохождения государственной гражданской службы близкими родственниками (одним из руководителей и его родной сестрой) при непосредственной подчиненности и подконтрольности одного из них другому был выявлен прокуратурой в Сибирском территориальном управлении Федерального агентства железнодорожного транспорта.
В нарушение аналогичного запрета, препятствующего нахождению лица на службе в полиции, ряд сотрудников УТ МВД России по СФО и линейных органов замещали должности в условиях непосредственной подчиненности и подконтрольности со своими родственниками.
Не искоренены и продолжают выявляться прокуратурой факты нахождения в собственности государственных служащих различного рода ценных бумаг, приносящих им доход наряду с осуществлением госслужбы. Нередко такое владение акциями предприятий сопряжено с выполнением в отношении них контрольно-надзорных функций их обладателем, что неминуемо создает конфликт интересов.
К примеру, оперуполномоченный линейного отдела полиции в аэропорту г. Красноярска участвовал в деятельности органов управления коммерческой организацией, являясь директором, а в последующем – единственным её учредителем, и был уволен из органов внутренних дел.
Вопреки запрету на осуществление государственным служащим предпринимательской деятельности, государственный таможенный инспектор Красноярской таможни на протяжении нескольких лет осуществлял деятельность по приобретению у субъектов долевого строительства объектов недвижимости и их перепродаже с целью получения прибыли. Стоимость совершенных сделок в отдельных случаях превышала в 15 раз годовой доход по месту службы. В связи с рассмотрением представления Красноярского транспортного прокурора он уволен из таможенных органов в связи с утратой доверия.
Прокурорскими проверками в УТ МВД России по СФО и его линейных органах выявлены нарушения федерального законодательства, регламентирующего порядок прохождения службы в органах внутренних дел.
Не все сотрудники Управления соблюдали ограничения, связанные с исполнением обязанности по передаче принадлежащих им ценных бумаг, акций (долей участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
К примеру, длительное время в собственности дознавателя Алтайского ЛУ МВД России находился пакет акций ОАО «Алтайвагон», осуществляющего деятельность в регионе оперативного обслуживания линейного управления. Об их наличии в сведениях о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера он не сообщал.
Несмотря на установленную антикоррупционным законодательством обязанность не во всех случаях государственные служащие уведомляют уполномоченные органы и прокуратуру о фактах обращений в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, связанных с обещанием и передачей незаконного денежного вознаграждения (взятки).
Несмотря на принимаемые Западно-Сибирской транспортной прокуратурой на протяжении последних лет меры реагирования, отдельными должностными лицами не всегда соблюдается обязанность представления полных и достоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
В результате проведенной Западно-Сибирской транспортной прокуратурой сверки данных органов Госавтоинспекции о регистрации прав на транспортные средства со сведениями, указанными в справках о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера выявлены факты сокрытия госслужащими доходов, полученных в 2012 году от продажи автомобилей.
При изучении справок о доходах за 2012 год обосновано вызвали сомнение в достоверности сведения, отраженные отдельными должностными лицами Управления и линейных органов, о размере доходов, полученных от продажи автомобилей.
К примеру, занижены размер дохода, полученного оперуполномоченным Сибирского ЛУ МВД России, которым в 2012 году проданы три дорогостоящих автомобиля импортного производства, среднерыночная стоимость только одного из них – более 700 тыс. рублей. А им показан доход всего лишь в размере 30 тыс. рублей за каждый проданный автомобиль.
Аналогичные факты занижения сотрудниками реальной продажной стоимости автомобилей выявлены Западно-Сибирской транспортной прокуратурой во многих подразделениях УТ МВД России по СФО.

- Принимались ли Западно-Сибирской транспортной прокуратурой меры по привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших коррупционные преступления?

- Безусловно. Например, в Новокузнецкой дистанции пути – структурном подразделении Западно-Сибирской железной дороги выявлены признаки нескольких коррупционных преступлений в действиях работников предприятия, составлявших с целью хищения денежных средств ОАО «РЖД» фиктивные договоры на оказание возмездных услуг, которые фактически не выполнялись, а перечисленные денежные средства ими незаконно присваивались.
По материалам прокурорской проверки было возбуждено уголовное дело по факту хищения обманным путем денежных средств ОАО «РЖД» в сумме более 5,5 млн. рублей после заключения фиктивного договора и представления подложных документов на доставку модульных пунктов обогрева.
Есть и другие примеры. В то же время количество выявляемых коррупционных правонарушений не отвечает складывающейся в Западно-Сибирском регионе общей криминогенной обстановке.

- Какова, с Вашей точки зрения, роль общества в противодействии коррупционным проявлениям?

Борьба с коррупцией исключительно силами органов правоохранительной системы не возможна без поддержки всех институтов гражданского общества и активного участия представителей общественности.
Неоценимую помощь правоохранителям в выявлении фактов коррупции могли бы оказать сами граждане, представители общественных и правозащитных организаций, объединений предпринимателей, которым стало известно о злоупотреблениях должностных лиц, фактах искусственного создания административных барьеров, препятствий в предпринимательской деятельности, а также о совершении деяний, ущемляющих права рядовых граждан на беспрепятственный доступ к правосудию и должностным лицам государственных органов, в полномочия которых входят контрольные и надзорные государственные функции.
 

Распечатать