Прокурор разъясняет
- 13 Ноября 2025, 12:00
Действующее антикоррупционное законодательство для должностных лиц, ранее проходивших государственную службу, предусматривает ряд ограничений, несоблюдение которых может повлечь расторжение с ними вновь заключенных трудовых или гражданско-правовых договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции») гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Понятие функций государственного, муниципального (административного) управления раскрывается в пункте 4 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и представляют собой полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Трудоустройство бывшего служащего в организацию, функции управления в отношении которой входили в его должностные обязанности, без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по последнему месту его службы является основанием для расторжения заключенного трудового договора на основании пункта 11 статьи 77 и статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации.
Более того, на бывших государственных служащих в силу требований части 2 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» возложена обязанность информировать нового работодателя (по трудовому договору) или нанимателя (в случае заключения гражданско-правового договора стоимостью более 100 тыс. рублей в месяц) о последнем месте службы.
Несоблюдение бывшим служащим данной обязанности также влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Ограничения для бывших государственных служащих
Действующее антикоррупционное законодательство для должностных лиц, ранее проходивших государственную службу, предусматривает ряд ограничений, несоблюдение которых может повлечь расторжение с ними вновь заключенных трудовых или гражданско-правовых договоров.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции») гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Понятие функций государственного, муниципального (административного) управления раскрывается в пункте 4 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и представляют собой полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Трудоустройство бывшего служащего в организацию, функции управления в отношении которой входили в его должностные обязанности, без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов по последнему месту его службы является основанием для расторжения заключенного трудового договора на основании пункта 11 статьи 77 и статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации.
Более того, на бывших государственных служащих в силу требований части 2 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» возложена обязанность информировать нового работодателя (по трудовому договору) или нанимателя (в случае заключения гражданско-правового договора стоимостью более 100 тыс. рублей в месяц) о последнем месте службы.
Несоблюдение бывшим служащим данной обязанности также влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).
Все права защищены
Телефон: +7 (383) 241-04-05
Телефон: +7 (913) 921-70-00