Имплементация Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции является первым глобальным инструментом в области борьбы с коррупцией, имеющим обязательную юридическую силу. Она принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 58/4 от 31 октября 2003 г. и вступила в силу 14 декабря 2005 г. Россия подписала ее в числе первых в декабре 2003 г. и ратифицировала 8 марта 2006 г.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1799 Генеральная прокуратура Российской Федерации определена органом, ответственным за реализацию положений Конвенции ООН против коррупции по всем вопросам взаимной правовой помощи, за исключением гражданско-правовых вопросов.

Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации на постоянной основе принимают активное участие в работе Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции, деятельности Межправительственной рабочей группы по обзору хода выполнения Конвенции ООН против коррупции, Межправительственной рабочей группы по предупреждению коррупции и Межправительственной рабочей группы по возвращению активов.

В ходе данных мероприятий обсуждаются передовые методы противодействия коррупции, вопросы предупреждения, выявления и пресечения легализации доходов от преступлений коррупционной направленности, укрепления международного сотрудничества в принятии мер по возвращению активов.

На полях указанных заседаниях обсуждается также работа механизма обзора хода осуществления государствами – участниками положений Конвенции ООН против коррупции в целом, результаты проведенных оценок выполнения странами положений Конвенции ООН против коррупции.

В 2013 году в отношении Российской Федерации завершен первый цикл механизма обзора выполнения глав III «Криминализация и правоохранительная деятельность» и IV «Международное сотрудничество» Конвенции ООН против коррупции, по итогам которого подготовлен доклад, опубликованный на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет.

По оценке экспертов ООН, российское законодательство и практика его применения в целом соответствуют глобальным антикоррупционным стандартам.

На 6-ой сессии Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции (ноябрь 2015 г.) было объявлено о запуске второго цикла механизма обзора хода осуществления глав II «Меры по предупреждению коррупции» и V «Меры по возвращению активов» Конвенции ООН против коррупции.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации в рамках совместного проекта с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) организует обучающие семинары для правительственных экспертов и контактных лиц из различных стран, участвующих в механизме обзора выполнения Конвенции ООН против коррупции.

Впервые подобный семинар организован в 2012 году. В нем приняли участие представители стран СНГ, Центральной и Восточной Европы. Результаты семинара получили высокую оценку со стороны как его участников, так и со стороны представителей УНП ООН.

Очередной семинар прошел на базе Генеральной прокуратуры Российской Федерации в июне 2013 г. География международного сотрудничества была существенно расширена: обучение прошли 26 правительственных экспертов из 22 стран Европы, СНГ, а также Африки, Азии и Латинской Америки.
В декабре 2014 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации во взаимодействии с УНП ООН проведены трехдневные региональные обучающие курсы для экспертов, участвующих в обзоре выполнения Конвенции ООН против коррупции. В работе курсов приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, УНП ООН и Всемирного Банка, а также эксперты из Брунея, Ботсваны, Восточного Тимора, Вьетнама, Ирана, Малайзии, Монголии, Казахстана, Танзании, Замбии, Филиппин и Южной Кореи.

  • 9 декабря 2011, 11:50
Предлагаем вашему вниманию интервью начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации Юрия Семина информационному агентству «ИТАР-ТАСС»
  Текст

ИТАР-ТАСС: Юрий Юрьевич, сегодня отмечается учрежденный ООН Международный день борьбы с коррупцией. И, кстати, в этом году завершается срок действия текущего Национального плана противодействия коррупции. Каковы результаты?

Юрий Семин: Принципиально важным шагом стало присоединение России к Конвенции ООН против коррупции, с открытием к подписанию которой собственно и связан Международный день борьбы с коррупцией. Для России она вступила в силу 8 июня 2006 года. Конвенция предусматривает, что после первых пяти лет проводится оценка выполнения государствами-участниками положений Конвенции, касающихся криминализации коррупционных деяний, правоохранительной деятельности и международного сотрудничества. В соответствии с результатами жеребьевки, проведенной в Вене в июне этого года, ход исполнения Россией требований Конвенции будет оцениваться экспертами Украины и Эквадора. Надеемся, что выводы оценщиков будут позитивными.

Значимым шагом стало и присоединение России к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Эти два международных документа дали серьезный импульс к модернизации всего российского законодательства о борьбе с коррупцией. В декабре 2008 года был принят базовый федеральный закон "О противодействии коррупции". Причем процесс совершенствования антикоррупционного законодательства продолжается. Уже в этом году внесены серьезные изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, установившие кратную сумму штрафа от суммы коммерческого подкупа или взятки. Указами Президента РФ подробно регламентированы вопросы представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих и членов их семей, а также проверки этих сведений.

Буквально недавно, 21 ноября Президентом РФ подписан федеральный закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, согласно которому банки, регистрирующие и налоговые органы обязаны представлять руководителям федеральных министерств и ведомств и высшим должностным лицам субъектов РФ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан, поступающих на госслужбу, или на руководящие должности в госкорпорациях, лиц, замещающих эти должности, их супругов и несовершеннолетних детей. На налоговые органы также возлагается обязанность обобщать сведения о доходах и имуществе лиц, замещающих государственные должности РФ и представлять результаты обобщения Президенту и в палаты Федерального Собрания. За нарушения при предоставлении сведений о доходах и имуществе органам прокуратуры дано право возбуждать дела об административных правонарушениях.

Введены взыскания для государственных и муниципальных служащих, сотрудников прокуратуры, таможни, военнослужащих, сотрудников Следственного комитета и органов внутренних дел за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также увольнение в связи с утратой доверия. Госслужащих также обязали информировать подразделения кадровых служб о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнениях обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

ИТАР-ТАСС: Каковы итоги противодействия коррупции на практике?

Юрий Семин: Генеральной прокуратурой России в этом году приняты меры по активизации мероприятий по надзору за соблюдением законодательства о противодействии коррупции. Только в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов прокурорами направлено 1249 информаций, в том числе о предоставлении служащими недостоверных или неполных сведений о доходах и имуществе, несоблюдении требований к служебному поведению, а также о фактах конфликта интересов. В этом году на треть /до 91 тысячи/ возросло и число актов прокурорского реагирования по фактам нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе и противодействии коррупции. Нами выявлено почти 31 тысяча нарушений при размещении госзаказов, почти на 40 процентов выросло число вскрытых нарушений коррупционной направленности при использовании государственного и муниципального имущества.

Только по итогам работы прокуроров за 9 месяцев этого года к дисциплинарной ответственности привлечено почти 6,6 тысяч должностных лиц; 3,2 тысячи человек привлечены к административной ответственности, в следственные органы направлено 711 материалов, по ним возбуждено 501 уголовное дело.

ИТАР-ТАСС: Есть ли новые подходы в работе прокуратуры?

Юрий Семин: Среди новых подходов, которые были апробированы прокурорами в этом году - практика обращения в суд в целях взыскания в доход государства сумм полученных взяток. Так, удовлетворен иск прокурора Пермского края к бывшему министру природных ресурсов края Панченко, который был признан виновным в получении в 2008 - 2009 годах от ООО "ПСК "Подводспецстрой" за содействие в решении различных вопросов взятки в общей сумме 1,6 млн. рублей. С аналогичными исками в суды обращались прокуроры Новосибирской и Тюменской областей, Пермского края и других регионов.

ИТАР-ТАСС: Растет ли число дел о коррупции?

Юрий Семин: Здесь динамика иная. В этом году отмечается снижение наступательности правоохранительных органов в выявлении и пресечении коррупционных преступлений - число выявленных за 9 месяцев таких преступлений сократилось на 1,5 тысячи / 31,2 тыс/ по сравнению с прошлым годом. Так, выявлено 13,8 тыс фактов взяточничества и злоупотребления должностными полномочиями /за 9 месяцев 2010 г. - более 15 тыс./. В суды направлено 8255 дел /в 2010 г. за тот же период - 8634/, осуждено 7 913 лиц.

Раньше правоохранительные органы боролись, в основном, с мелким взяточничеством: врачей, педагогов, чиновников низшего уровня. За счет таких незначительных преступлений формировалась статистика коррупционной преступности. Вот уже несколько лет мы стараемся переориентировать правоохранителей на борьбу с реальной коррупцией, - в высших эшелонах власти, там, где происходит распределение бюджетных средств, исчисляемых миллионами и даже миллиардами рублей. Так, в апреле в Якутии возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере в отношении министра сельского хозяйства республики Охлопкова С.С., который ранее занимал должность генерального директора ГУ "Сахаплемобъединение", вступил в сговор с начальником отдела коневодства, главным специалистом отдела экономики и финансов и похитил более 9 млн рублей, выделенных из республиканского бюджета для выкупа лошадей в рамках региональной программы "Развитие табунного коневодства" путем фиктивных договоров купли-продажи.

Безусловно, позитивным стало то, что теперь чаще выявляют взяткополучателей, чем взяткодателей. За 9 месяцев выявлено 6350 /9 месяцев 2010 г. - 7 107/ случаев получения взятки, и 3311 - дачи взятки /в 2010 г. - 3 728/. Окончательные выводы делать рано: органы внутренних дел еще не до конца оправились от произошедшего реформирования, по-прежнему не хватает квалифицированных оперативных и следственных кадров, имеющих специальные знания в области экономики, остается низким качество предварительного следствия по уголовным делам. Но определенные положительные сдвиги в данной работе все-таки имеются. Вырос средний размер выявляемых взяток и коммерческих подкупов: с 30,5 тыс. рублей в прошлом году до 51,7 тыс. рублей в текущем. Но пока, к сожалению, фигурантами дел, расследуемых следователями органов внутренних дел, в большинстве случаев являются руководители небольших муниципальных образований и их заместители, специалисты, сотрудники различных регистрационных и контрольных органов, учебных, медицинских учреждений, сельскохозяйственных и коммерческих предприятий.

ИТАР-ТАСС: Насколько качественно проводится следствие по делам о коррупции?

Юрий Семин: У нас немало нареканий к работе следственных подразделений. При расследовании значительного количества дел допускается волокита, несвоевременно проводятся первоначальные следственные действия, что снижает качество расследования. В этом году прокурорами отменено 475 незаконных постановлений о прекращении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, еще в 468 случаях отменены решения о приостановлении расследования. 743 уголовных дела были возвращены прокурорами для дополнительного расследования или переквалификации действий обвиняемых.

Суды за 9 месяцев рассмотрели почти 8 тысяч уголовных дел в отношении 8,9 тыс обвиняемых. В отношении 7913 был вынесен приговор, в том числе вынесено 692 обвинительных приговора в отношении должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, в их числе 195 главам муниципальных образований и местных администраций. Привлечен к уголовной ответственности 1 судья. Осуждено 6 депутатов региональных депутатов и 60 депутатов органов местного самоуправления. Как и в 2010 г., ведущее место среди составов коррупционных преступлений по результатам рассмотрения дел судами занимают дача и получение взяток /27 % и 17,6 % соответственно/, хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием (21 %), а также совершенные с использованием служебного положения присвоение и растрата (12,8 %).

Наиболее распространенным видом наказания за коррупцию как и в прошлые годы является условное лишение свободы - к этому виду наказания приговаривается 54,3 % осужденных. Реальное лишение свободы получили 14,7 %, как правило, за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как получение взятки или мошенничество в крупном или особо крупном размере. Примерно треть - 29 процентов - осуждены к штрафам. Снизилось число оправданных - за 9 месяцев суды оправдали 196 человек.

ИТАР-ТАСС: В начале года были приняты поправки в УК, включившие наказание за взятки в виде кратных штрафов. Есть ли данные, сколько приговоров вынесено по новым санкциям и на какую сумму?

Юрий Семин: Пока мы обобщаем эту информацию. Кратные штрафы за взяточничество введены совсем недавно и комментировать результаты этого новшества преждевременно. Сейчас идет формирование следственной и судебной практики, и, надо сказать, в ряде регионов правоприменители столкнулись с некоторыми трудностями. Статья 46 Уголовного кодекса РФ устанавливает, что штраф не может быть менее 25 тысяч рублей. В то же время санкция ч. 1 ст. 291 УК /дача взятки/ предусматривает наказание от 15 до 30 крат от суммы взятки. То есть, скажем, если автолюбитель дал сотруднику ДПС за несоставление протокола взятку в размере 300 рублей, то суд должен назначить взяткодателю наказание от 4 500 до 9 000 рублей, что противоречит положениям статьи 46 УК РФ. Эта и другие проблемы постепенно решаются, практика нарабатывается и хочется надеяться, что данное нововведение в законодательстве в виде кратных штрафов будет служить эффективным инструментом в борьбе с коррупцией и ее профилактике.

​​​​​​​

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции является первым глобальным инструментом в области борьбы с коррупцией, имеющим обязательную юридическую силу. Она принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 58/4 от 31 октября 2003 г. и вступила в силу 14 декабря 2005 г. Россия подписала ее в числе первых в декабре 2003 г. и ратифицировала 8 марта 2006 г.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1799 Генеральная прокуратура Российской Федерации определена органом, ответственным за реализацию положений Конвенции ООН против коррупции по всем вопросам взаимной правовой помощи, за исключением гражданско-правовых вопросов.

Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации на постоянной основе принимают активное участие в работе Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции, деятельности Межправительственной рабочей группы по обзору хода выполнения Конвенции ООН против коррупции, Межправительственной рабочей группы по предупреждению коррупции и Межправительственной рабочей группы по возвращению активов.

В ходе данных мероприятий обсуждаются передовые методы противодействия коррупции, вопросы предупреждения, выявления и пресечения легализации доходов от преступлений коррупционной направленности, укрепления международного сотрудничества в принятии мер по возвращению активов.

На полях указанных заседаниях обсуждается также работа механизма обзора хода осуществления государствами – участниками положений Конвенции ООН против коррупции в целом, результаты проведенных оценок выполнения странами положений Конвенции ООН против коррупции.

В 2013 году в отношении Российской Федерации завершен первый цикл механизма обзора выполнения глав III «Криминализация и правоохранительная деятельность» и IV «Международное сотрудничество» Конвенции ООН против коррупции, по итогам которого подготовлен доклад, опубликованный на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет.

По оценке экспертов ООН, российское законодательство и практика его применения в целом соответствуют глобальным антикоррупционным стандартам.

На 6-ой сессии Конференции государств – участников Конвенции ООН против коррупции (ноябрь 2015 г.) было объявлено о запуске второго цикла механизма обзора хода осуществления глав II «Меры по предупреждению коррупции» и V «Меры по возвращению активов» Конвенции ООН против коррупции.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации в рамках совместного проекта с Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) организует обучающие семинары для правительственных экспертов и контактных лиц из различных стран, участвующих в механизме обзора выполнения Конвенции ООН против коррупции.

Впервые подобный семинар организован в 2012 году. В нем приняли участие представители стран СНГ, Центральной и Восточной Европы. Результаты семинара получили высокую оценку со стороны как его участников, так и со стороны представителей УНП ООН.

Очередной семинар прошел на базе Генеральной прокуратуры Российской Федерации в июне 2013 г. География международного сотрудничества была существенно расширена: обучение прошли 26 правительственных экспертов из 22 стран Европы, СНГ, а также Африки, Азии и Латинской Америки.

В декабре 2014 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации во взаимодействии с УНП ООН проведены трехдневные региональные обучающие курсы для экспертов, участвующих в обзоре выполнения Конвенции ООН против коррупции. В работе курсов приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, УНП ООН и Всемирного Банка, а также эксперты из Брунея, Ботсваны, Восточного Тимора, Вьетнама, Ирана, Малайзии, Монголии, Казахстана, Танзании, Замбии, Филиппин и Южной Кореи.