Интервью и выступления

  • 4 марта 2010, 00:00
  • Чайка Юрий Яковлевич
Доклад Ю.Я. Чайки на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации
  Текст

Сегодня в Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации на тему: «Об итогах работы органов прокуратуры в 2009 году и задачах по повышению эффективности прокурорского надзора и обеспечению законности в 2010 году».

С основным докладом выступил Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка.

Приводим полный текст доклада.

«Российская прокуратура как один из важнейших институтов общества и государства стремится к тому, чтобы быть органом – адекватным постоянно развивающимся общественным отношениям, своевременно и оперативно реагировать на возникающие новые вызовы и угрозы. Не забывая при этом, как я уже неоднократно говорил, что на протяжении всей своей истории ее деятельность всегда имела особое социальное значение.

И минувший год наглядно показал правильность этого курса. Именно органы прокуратуры были максимально востребованы в обеспечении соблюдения законности в социально-экономической сфере, отягченной последствиями мирового финансового кризиса. Решение многих возникающих в связи с ним проблем поручалось прокуратуре Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, неоднократно к нам обращался Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин.

В общем итоге при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина пресечено почти 5 млн. нарушений, восстановлены права миллионов людей. В защиту интересов граждан и государства предъявлено свыше 1 млн. 100 тыс. исков и заявлений на сумму около 57 млрд. руб., причем более 90% из них судами уже удовлетворено.

За допущенные нарушения закона по инициативе прокуроров наказано в административном порядке более 300 тыс. чел., почти 400 тыс. привлечено к дисциплинарной ответственности, 204 тыс. предостережены о недопустимости нарушения закона, возбуждено свыше 33 тыс. уголовных дел.

Возрастает и степень доверия граждан России к прокуратуре – в прошлом году к нам поступило более 2 млн. 200 тыс. их обращений, почти миллион обратились на личном приеме. Это на четверть больше чем в 2008 г. Каждая четвертая жалоба удовлетворена. Растущее число обращений свидетельствует о том, что во многих случаях люди видят в органах прокуратуры единственный способ оперативного восстановления их нарушенных прав.

***

В первую очередь, в условиях преодоления экономического кризиса особую актуальность имела работа прокуроров по обеспечению прав граждан на оплату труда.

В целях неотложного изменения ухудшавшейся ситуации и повышения эффективности взаимодействия органов власти и управления в июле-сентябре 2009 г. Генеральной прокуратурой совместно с полномочными представителями Президента в федеральных округах проведены совещания с участием прокуроров, глав субъектов Российской Федерации, представителей органов исполнительной власти, общественных организаций с приглашением руководителей организаций, имевших многомиллионные долги по заработной плате. В результате они полностью погасили более чем 300 миллионную задолженность по заработной плате.

Всего же органами прокуратуры выявлено почти 970 тыс. нарушений закона в сфере оплаты труда за которые 30 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, дисквалифицировано более 1 тыс. руководителей организаций, возбуждено почти 600 уголовных дел, объявлена 21 тыс. предостережений.

Наделение прокуроров полномочиями по предъявлению в суды заявлений в защиту социальных прав и законных интересов граждан сразу же позволило нам значительно повысить эффективность проводимой работы. В суды было заявлено более 617 тыс. исков о взыскании заработной платы на сумму свыше 9,5 млрд. руб.

Кроме того, к каждой конкретной ситуации избиралась собственная методика. Так, на АвтоВАЗе организована работа временной приемной Генеральной прокуратуры, которой уже рассмотрено более 1тыс. обращений работников завода. Выявляемые ею нарушения закона устраняются непосредственно на месте.

Принятые меры способствовали тому, что в течение года задолженность по зарплате сократилась вдвое. Практически во всех регионах уменьшилось число организаций-должников.

Однако последствия кризиса все еще будут сказываться и проблемы в социально-трудовой сфере сохраняются. Росстат вновь отмечает рост просроченной задолженности по заработной плате, не все ясно с безработицей.

Поэтому задача обеспечения законности в этой области для нас с повестки дня не снимается. Прокуроры должны продолжить постоянный мониторинг ситуации, активно взаимодействовать с региональными органами власти и профсоюзами, не допустить массовых нарушений трудового законодательства, защитить законные права людей.

***

Другим важным и социально значимым направлением нашей работы оставался надзор за исполнением законодательства об оказании бесплатной медицинской помощи гражданам, обеспечения их льготными лекарствами. Поддержка, решение проблем в этой сфере особенно была важна для социально уязвимых категорий населения: инвалидов, пенсионеров, малоимущих.

Прокурорские проверки исполнения законодательства о ценообразовании на лекарства показали, что во многих регионах органы исполнительной власти устанавливали ничем не обоснованные предельные оптовые и розничные надбавки на лекарственные средства в размере до 100% от их фактической стоимости. В свою очередь поставщики превышали и их. По отдельным видам цены на лекарства были завышены в 2-3 раза. Мы вскрыли, что фактически ситуация была не просто беззаконной, а прямо таки бессовестной.

В результате принятых Генпрокуратурой совместно с Минздравсоцразвития мер с участием крупнейших фармацевтических компаний около 1 тыс. организаций снизили цены на лекарства.

Правительство Российской Федерации поддержало наши предложения по механизму ценового регулирования фармацевтического рынка. Сейчас новая нормативно-правовая база практически сформирована и наша основная задача – обеспечить, чтобы этот рынок заработал на новых законных и справедливых условиях.

Кроме того, в связи с празднованием 65-летия Великой Победы государство предпринимает беспрецедентные меры по поддержке ветеранов. Поэтому мы должны обеспечить неукоснительное исполнение законов об обеспечении их жильем, дополнительных выплатах. Но при этом еще и оградить их от преступных посягательств всякого рода подонков. К сожалению, такие факты уже есть.

***

На постоянной основе в течение всего 2009 г. прокурорами осуществлялся мониторинг исполнения региональными органами государственной власти законодательства, направленного на обеспечение безопасности людей в местах массового пребывания. Особенно граждан пожилого возраста и детей, проживающих в специализированных социальных учреждениях.

По поручению Президента России с участием МЧС, МВД и Минздравсоцразвития удалось сдвинуть ситуацию в нужном направлении. Наконец-то во всех регионах проведена инвентаризация социальных учреждений, составлены их реестры, утверждены программы обеспечения безопасности. Определен правовой статус более сотни учреждений с круглосуточным пребыванием людей.

Как показали наши проверки, среди множества причин выявленных нарушений закона основными стали невыполнение должностными лицами возложенных на них обязанностей. Контролирующие органы осуществляли проверки, входящие в круг их задач и функций, но от случаю к случаю. А порой и просто формально, попустительствуя устранению вскрытых грубейших нарушений закона. Классический пример этого – события в Перми.

Наша задача состоит в том, чтобы заставить органы контроля, муниципальные власти выполнять возложенные на них обязанности должным образом, добиваться реального устранения выявленных ими нарушений. Не все прокуроры смогли это сделать, мы вынуждены были даже наказать некоторых. Необходимо жестко реагировать на факты бездействия, коррупции и, главное, делать это своевременно.

***

В работе органов прокуратуры в 2009 г. сделан особый акцент на охрану прав детей. В стране много государственных органов, которые отвечают за различные направления детской жизни. Однако, как показывает практика, на деле эффективность их работы недопустимо низка.

Всего в 2009 г. прокурорами было выявлено 628 тыс. нарушений законодательства о правах и интересах несовершеннолетних. Привлечено к дисциплинарной ответственности 71 тыс. лиц, 54 тыс. – к административной. В суды направлено 86 тыс. исков, возбуждено более 9 тыс. уголовных дел.

Учитывая актуальность вопросов защиты прав и интересов несовершеннолетних, Генеральной прокуратурой в ближайшее время будет проведено Координационное совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации. Мы рассмотрим как вопросы профилактики подростковой преступности, так и проблемы преступлений в отношении несовершеннолетних. С участием Минздравсоцразвития и Минобрнауки разработаем необходимые меры.

Кроме того, мы впервые вместе с Минобороны занялись и системой военно-патриотического воспитания. Результаты проведенной широкомасштабной проверки уже в ближайшее время обсудим на совместной коллегии.

***

Серьезную обеспокоенность вызывает распространение наркотиков и психотропных веществ. Ежегодно регистрируется большое число вновь выявленных наркоманов. И процесс этот никак не остановится. Работу государственных органов по противодействию этому злу мы не можем признать ни достаточной, ни эффективной.

Более того, возникла проблема с широким распространением в последнее время курительных смесей, компоненты которых по своим свойствам практически идентичны наркотическим средствам.

И в связи с ней правоохранительная система должна извлечь надлежащий урок. На нее обратили внимание еще два года назад, однако отсутствие принципиальности и настойчивости затянуло ее решение. Распространение зелья продолжалось, и в первую очередь, по причине недоработок со стороны соответствующих служб. Несмотря на потенциальную опасность курительных смесей для здоровья людей, вопрос о привлечении распространителей к уголовной ответственности не ставился. Действительно, они не были включены в Перечень запрещенных к обороту веществ, но ответственность за сбыт товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, в уголовном кодексе есть.

Чтобы изменить ситуацию, Генеральной прокуратурой проведен ряд совещаний с участием Министра внутренних дел и Директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, последнее проведено 3 дня назад в Нижнем Новгороде. Принята программа первоочередных действий, создана межведомственная рабочая группа из представителей правоохранительных органов. Только с начала года возбуждено почти 700 уголовных дел, прекращена работа сотен точек торговли этими смесями.

Но 2 года, а то и больше, у нас упущено. Наркодельцы очень изобретательны. Уже сейчас появляются новые разновидности различных наркотических пропиток. Нам необходимо обеспечить качественный мониторинг за развитием ситуации, усилить надзор за работой ответственных органов и вовремя поднимать перед Правительством России вопросы расширения списков наркотических веществ, не упуская драгоценного времени. За этим стоят здоровье и сама жизнь людей и, прежде всего, молодого поколения.

***

В истекшем году в условиях кризисных явлений естественно безусловным приоритетом в работе органов прокуратуры были вопросы законности в сфере экономики.

В результате принятых скоординированных мер в рамках действующей 3 года Межведомственной рабочей группы снизились объемы незаконных операций по выводу денежных средств за рубеж, пресечена деятельность ряда коммерческих банков, а также нескольких «финансовых площадок», участвовавших в обналичивании и выводе десятков миллиардов рублей.

Особое значение для нас имело обеспечение возвратности финансовых средств, направляемых Правительством России для стабилизации ситуации на рынке. Необходимая работа была организована нами совместно с Министерством финансов, Центробанком России и системообразующими банками. По итогам мы можем констатировать, что совместными усилиями нам удалось не допустить значительных срывов в возврате кредитных ресурсов. Эта работа продолжается и сейчас.

Также важным этапом стало и усиление надзора за исполнением законов о сохранности государственного имущества и его использовании. Органами прокуратуры вскрыты многочисленные факты неправомерного отчуждения государственной и муниципальной собственности, незаконного ее использования, ненадлежащих учета и регистрации прав государства, отсутствия должного контроля со стороны уполномоченных органов.

Сложившееся положение потребовало безотлагательной реакции со стороны коллегий Генеральной прокуратуры и Министерства экономического развития.
В общей сложности прокурорами пресечено более 1 млн. 220 тыс. правонарушений в сфере экономики. Повысилась результативность мер прокурорского реагирования, значительно больше привлечено лиц к дисциплинарной и административной ответственности. Повысилась отдача от исковой работы прокуроров. Суммы ущерба, подлежащего взысканию, возросли в два раза.

***

Характерной особенностью прошедшего года для нас было то, что органам прокуратуры в экономической области пришлось осваивать новые функции, заниматься новыми для нас вопросами.

Прежде всего, это – соблюдение закона при осуществлении государственного контроля. Прокурорами рассмотрено около 38 тыс. заявлений контролирующих органов всех уровней о согласовании проведения выездных внеплановых проверок предприятий малого и среднего бизнеса. При этом в половине случаев в подобном согласовании было отказано, а в ряде регионов их число превышало три четверти.

Генеральной прокуратурой сформирован сводный план проведения плановых проверок на 2010 год. Он опубликован для всеобщего сведения в сети Интернет. В процессе работы над ним рассмотрены предложения контролирующих органов о включении в него 1 млн. 200 тыс. проверок субъектов предпринимательства. Почти половина предложений прокурорами исключены как несоответствующие закону, в план включено 630 тыс. проверок.

Сейчас наша задача – жестко контролировать его исполнение.

***

По поручению Президента России Д.А. Медведева совместно с Контрольным управлением Президента проведены проверки соблюдения законодательства в деятельности органов исполнительной власти, обладающих контрольно-надзорными и разрешительными полномочиями.

Их результаты показали, что фактически вопреки идеям проводимой административной реформы образовалась порочная система административных барьеров с высокой степенью коррупционных проявлений. Федеральные органы исполнительной власти массово делегировали возложенные на них законами или актами Правительства обязанности по оказанию многих видов государственных функций и услуг, осуществляемых бесплатно, подведомственным государственным учреждениям, унитарным предприятиям, а зачастую и околоведомственным коммерческим структурам, но уже на платной основе. Устанавливали необходимость проведения дополнительных дорогостоящих экспертиз.

Об итогах работы проинформировано руководство страны. Результаты мною доложены на заседании Правительства России, которым принят комплекс мер по исправлению ситуации.

Работа по обеспечению соблюдения законодательства в сфере экономики носит для нас системный характер и должна осуществляться постоянно.

Особое внимание в этом году следует уделить сфере оборонно-промышленного комплекса и прежде всего — использования средств, выделенных на нужды гособоронзаказа. Земельным правоотношениям: незаконного и нецелевого использования земель. В условиях дефицита бюджета – исполнению законодательства при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

***

Деятельность правоохранительных органов в истекшем году осуществлялась в условиях общего снижения преступности почти на 7%. Но вместе с тем, несмотря на определенные позитивные тенденции в криминогенной обстановке, продолжился рост особо тяжких преступлений, деяний экстремистской направленности, актов терроризма. Не прекращаются посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих в ряде республик Северо-Кавказского региона.

Принятые организационно-практические меры позволили добиться некоторого улучшения состояния законности в сфере регистрации преступности. В то же время число выявляемых преступлений, укрытых от учета, остается значительным. В прошедшем году было дополнительно поставлено на учет почти 155 тыс. преступлений, среди которых 250 убийств, почти 3 тыс. деяний с причинением тяжкого вреда здоровью и около 70 тыс. преступлений против собственности.

По каждому факту сокрытия преступления необходимо конкретно разбираться и жестко привлекать виновных к ответственности, вплоть до уголовной. Сейчас же прокуроры либеральничают. Случаи возбуждения таких уголовных дел носят единичный характер.

***

Объективные данные свидетельствуют, что в прошедшем году снизилась нагрузка в следственных подразделениях всех правоохранительных органов. Между тем ожидаемого повышения эффективности уголовного преследования не произошло.

Из-за низкой результативности оперативно-розыскной деятельности, ошибок, которые допускаются в ходе расследования, а порой откровенного бездействия необоснованно приостанавливается расследование по значительному числу уголовных дел, в том числе о тяжких и особо тяжких преступлениях. Подавляющее их большинство – ввиду неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. В 2009 г. около 1,5 млн. – почти половина от всех принятых к производству.

Чтобы навести здесь порядок прокурор, как координатор работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью, должен быть в курсе расследования всех сложных уголовных дел, работы следственно-оперативных групп, изучать дела оперативного учета, тщательно проверять все фактические основания приостановления производства по уголовным делам. Эти задачи с вас никто не снимал. Только так сможем обеспечить надлежащий надзор за законностью процессуальной деятельности органов предварительного расследования.

Тем более, что нарушений закона при расследовании преступлений по-прежнему много. В истекшем году прокурорами их выявлено свыше 350 тыс., в следственные органы всех ведомств направлено почти 260 тыс. требований об их устранении.

Оперативное реагирование на нарушения законодательства, допущенные в ходе следствия и дознания, своевременное, до направления дела в суд, исправление ошибок дает свои положительные результаты. Итогом повышения требовательности прокуроров, отсева брака на досудебной стадии, в 2009 г. стало уменьшение на 15% числа уголовных дел, возвращенных судом, на четверть – снижение количества оправданных лиц.

Вместе с тем не все прокуроры проявляют принципиальность в этих вопросах. В 2009 г. руководителями следственных органов отклонено свыше 9 тыс. постановлений и требований прокуроров, и только в двухстах случаях прокуроры обращались в Генеральную прокуратуру.

Из этого напрашивается вывод: либо сами требования носили формальный характер, либо прокурору не хватило принципиальности и решительности отстаивать свою позицию до конца, чтобы добиться устранения нарушения.

Формализм здесь нам не нужен, каждый акт реагирования должен быть полноценным и взвешенным, а прокуроры — настойчиво отстаивать позицию закона.

Особенно при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Руководство страны озабочено проблемой слишком широкого ее использования, проводит курс по либерализации уголовной политики, декриминализируется ряд составов преступлений, ограничиваются аресты по экономическим делам. Поэтому я требую от прокуроров принципиальности позиции в суде при избрании меры пресечения. Основания для заключения под стражу должны быть очень вескими, а если все же ошибка допущена, прокурор должен сделать все от него зависящее, чтобы ее устранить. Точкой в такой ситуации я буду считать только решение Верховного суда.

Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!

По Вашей личной инициативе в последнее время вносятся существенные изменения в уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство, реформируются судебная и уголовно-исполнительная системы.

По моему глубокому убеждению, все эти мероприятия должны проводиться системно, взаимосвязано, обеспечивая внутреннюю логичность закона.

Для придания этой работе системного характера, мониторинга правоприменительной практики и своевременной корректировки происходящих процессов вношу предложение о создании при Президенте Российской Федерации Совета по совершенствованию уголовной политики.

Совет мог бы, также как и Совет по совершенствованию гражданского законодательства, состоять из ученых, практических работников, представителей общественных организаций.

Уверен, что присутствующие здесь руководители судебной системы страны, правоохранительных органов и ученые-юристы члены Научно-консультативного совета Генпрокуратуры меня поддержат.

***

Оценивая результаты работы Следственного комитета при прокуратуре, хочу отметить, что в 2009 г. в целом наметились положительные тенденции. Сокращается количество отмененных постановлений о возбуждении уголовных дел, об отказе в их возбуждении, уменьшилось количество прекращенных дел.

В то же время выявляется еще много нарушений, влияющих на ход расследования, в ряде случаев они носят системный характер.

Более подробно о его работе доложит Первый заместитель Генерального прокурора-Председатель комитета А.И. Бастрыкин.

Я скажу о главном: в условиях значительного снижения нагрузки, сокращения оконченных расследованием дел (со 198 тыс. в 2006 г. до 106 тыс. в 2009), направляемых в суд (со 185 тыс. до 100 тыс.) постоянно увеличивающемся количестве штатной численности мы вправе ожидать более весомых результатов. К сожалению, за год окончено расследованием и направлена в суд только половина дел от находящихся в производстве. Вырос удельный вес дел, расследованных в срок свыше установленного законом. Увеличивается число нарушений закона в ходе следствия (на 5%). При этом более 60% расследуемых следственным комитетом преступлений не являются тяжкими или особо тяжкими и не представляют особой сложности в расследовании.

На наш взгляд – причина такого положения в организации работы, и в этом вопросе нужно наводить порядок.

Прокуроры оказывали и будут оказывать всю необходимую помощь. В т.ч. вырабатывая и новые формы взаимодействия.

К примеру, уже полтора года как в центральном аппарате при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по материалам оперативных служб достаточность данных для этого оценивается совместно руководством комитета и прокуратуры, руководителями соответствующих подразделений. Такой подход позволяет отсеивать оперативный брак уже на первоначальном этапе, при необходимости правильно дорабатывать материалы, заранее определяться с судебной перспективой дел. Эта практика должна быть распространена на всю систему органов прокуратуры.

Кроме того, необходимо шире использовать ресурс государственных обвинителей, особенно при утверждении обвинительных заключений. Не только надзирающие прокуроры, но и они должны принимать прямое участие в изучении дел, еще на этой стадии видеть возможные проблемы для суда. Их позиция по делу должна стать во многом определяющей.

Государственный обвинитель для нас – ключевая фигура уголовного преследования. Именно он от имени государства представляет суду результаты работы всех: и оперативников и следователей. Не следует забывать, что для всего цивилизованного мира существует аксиома: следователь для прокурора, а не прокурор для следователя. А то у нас часто пытаются представить наоборот.

Необходимо всемерно заниматься повышением квалификации государственных обвинителей, и что самое важное — для суда присяжных. Он требует особых навыков и умений. Поэтому следует учиться, в т.ч. и следователям, чтобы предвидеть как будут восприняты присяжными собранные ими доказательства.

Нам уже сейчас нужно продумать организационные меры по обеспечению участия прокуроров в апелляционных инстанциях, которые будут созданы в недалеком будущем.

***

Особого внимания требует качество работы по уголовным делам о таких опасных преступлениях как терроризм и экстремизм. В минувшем году не раскрыто около трети преступлений о содействии террористической деятельности, не установлены виновные в 13% терактов. Среди нераскрытых остаются преступления, имеющие широкий общественный резонанс – такие как подрывы «Невского экспресса» и другие.

Летом прошлого года мы проверили работу оперативных и следственных подразделений и органов прокуратуры в республиках Дагестан и Ингушетия. Были вскрыты серьезные недостатки. На совместных совещаниях с руководством правоохранительных органов Северо-Кавказского региона, выработаны необходимые решения, в т.ч. по конкретным уголовным делам. Во многом их результатом стали последние раскрытия резонансных дел.

На основе анализа состояния законности конкретные предложения, направленные на исправление ситуации, доложены Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву. Значительная их часть уже реализуется.

В развитие решения руководства страны о создании отдельного Северо-Кавказского федерального округа создано соответствующее Управление Генеральной прокуратуры. В конце февраля этого года Генеральной прокуратурой совместно с полномочным представителем Президента России А.Г. Хлопониным в Северо-Кавказском федеральном округе, руководством правоохранительных органов проведено межведомственное совещание по вопросам обеспечения режима законности в экономике, финансовом секторе, социальной инфраструктуре, борьбе с терроризмом, экстремизмом и коррупцией. Выработаны актуальные направления и первостепенные меры, реализация которых уже начата.

***

В соответствии с задачами, определенными Национальным планом, активизировался по всем направлениям надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Прокурорами выявлено более 260 тыс. нарушений закона, свыше 35 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. По материалам органов прокуратуры возбуждено более 4 тыс. 800 уголовных дел. Выявлено свыше 90 тыс. нарушений требования закона о соблюдении ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы, допущенных в органах власти всех уровней. Пресечены многочисленные нарушения законодательства при организации государственных и муниципальных закупок, факты оплаты за счет бюджетных средств невыполненных работ по государственным и муниципальным контрактам.

Полноценно развернута деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы. Все органы власти полномасштабно приступили к проведению этой работы.

Сами прокуроры за прошедший год изучили более 800 тыс. нормативных актов и их проектов. По их требованию из каждого двадцатого исключены коррупциогенные факторы.

В июле 2009 г. принят подготовленный Генпрокуратурой и Минюстом закон об антикоррупционной экспертизе, которым определены четкий порядок и процедура ее проведения.

Вместе с тем, наш мониторинг показывает, что необходим полный анализ положения дел, имеющихся проблем, должна быть целостная картина происходящего. Для этого нужно, чтобы какой-то один орган аккумулировал информацию о проводимой всеми органами работе, числе выявленных коррупциогенных факторов, основных нарушениях. Генеральная прокуратура в соответствии с решением Президиума Совета по противодействию коррупции приступила к этой работе. Но было бы правильным закрепить это законодательно.

Очень важно для нас поставить на правильные рельсы работу созданных во всех органах власти комиссий по профилактике коррупционных проявлений, конфликту интересов, служебному поведению. Заставим их полноценно работать – эффективность антикоррупционных мер возрастет кратно.

***

Сохранилась положительная динамика роста регистрируемых преступлений коррупционной направленности. Выявлено 54 тыс. преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, 13 тыс. фактов взяточничества.

Вместе с тем в целом работа по выявлению и пресечению наиболее опасных организованных форм коррупции, все еще не приобрела системной основы. По-прежнему активность правоохранительных органов ограничивается низовой коррупцией. Более того, количество осужденных за дачу взятки почти в два раза превышает количество осужденных за ее получение. Причем в основном это небольшие суммы. Формально все правильно, но на самом деле – извращение государственной политики. Так мы только искусственно обеспечим судимостью значительную часть жителей страны, а реальная коррупция будет процветать.

В этих случаях вообще очень зыбка грань с провокацией и прокуроры должны решительно пресекать саму их возможность. Кроме того, необходима корректировка критериев оценки работы правоохранительных органов. Необходимо учитывать не количественные показатели, а то, насколько эффективно организована деятельность по выявлению и пресечению коррупции во всех сферах правоотношений.

Ввиду высокой латентности этого вида преступности постоянного особого внимания требует оперативно-розыскная деятельность. Именно она является одним из главных инструментов в борьбе с коррупцией. По поручению Президента России мы по всей стране проверили состояние законности в деятельности всех органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия по коррупционным преступлениям. Проблем здесь накопилось много. Для того чтобы их решить, прокуроры должны в каждодневном режиме заниматься этими вопросами, не только пресекать нарушения, но и помогать в трудных ситуациях. Более того, мы с Министром внутренних дел намерены разбираться с существующим положением непосредственно выехав в ближайшее время в наиболее проблемные федеральные округа.

Кроме того, и в связи с работой по противодействию коррупции, и с другими отраслями надзора, я хочу предупредить всех прокуроров о недопустимости манипуляций с государственной статистикой. Стране необходима грамотная и эффективная работа, а не липовые цифры. Президент России на коллегии МВД особо обратил на это внимание. Каждый из вас несет персональную ответственность за достоверность представляемой информации.

***

Деятельность Генпрокуратуры России на международной арене находит положительный отклик и оценку со стороны наших иностранных коллег. Благодаря усилиям по налаживанию тесного взаимодействия с зарубежными партнерами, произошел серьезный перелом во взаимоотношениях с государствами дальнего зарубежья – за последние 3 года число выдаваемых ими нам преступников возросло почти в 3 раза.

Европейские организации учитывают точку зрения России. Близка к завершению начатая по инициативе российской прокуратуры работа по модернизации европейских конвенций о сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства. С нашим участием подготовлен к подписанию в текущем году Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче, упрощающий некоторые процедуры выдачи. Активно продвигается поднятый нами в 2008 году на Санкт-Петербургской конференции европейских прокуроров вопрос разработки рекомендации Комитета министров Совета Европы о роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы по аналогии с рекомендациями 2000 года о роли прокуроров в уголовном судопроизводстве.

***

И последнее. В значительной степени успехи любой работы зависят от тех, кто её осуществляет.

Поэтому особое внимание уделяется чистоте прокурорских рядов. За прошлый год более 120 сотрудников вынуждены были освободить занимаемые должности в связи с нарушениями и злоупотреблениями по службе. В отношении 101 прокурора и следователя возбуждены уголовные дела, в т. ч. и по коррупционным преступлениям, часть из них уже осуждены. Наша позиция в этом вопросе принципиальная – при наличии оснований я буду давать поручения органам ФСБ и МВД России на проведение всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий в отношении любого сотрудника и доводить дела до суда. Такие примеры у Вас на слуху.

Но вместе с тем мы будем ограждать своих сотрудников от клеветнических и неправедных наветов. Недовольных принципиальной позицией прокуроров и желающих таким образом свести счеты достаточно много. Шельмовать их мы не позволим.

Сегодня кадровый состав органов прокуратуры укомплектован подготовленными, грамотными и компетентными специалистами. Наши работники высоко ценят службу в органах прокуратуры. Поэтому и отдача серьезная. А как говорится по труду и награды.

В 2009 г. 127 работников органов прокуратуры награждены государственными наградами. Большое число сотрудников получили благодарности и почетные грамоты Президента Российской Федерации, Правительства России, Совета Федерации, Государственной Думы.

Органы прокуратуры всегда находят поддержку у руководства страны. Решаются вопросы штатной численности, выделения финансовых средств на материально-техническое и социальное обеспечение.

***

Уважаемые коллеги!

В течение этих двух дней мы подробно обсудим проблемы прокурорского надзора по конкретным отраслям и регионам, выступят и руководители подразделений, и прокуроры субъектов Федерации.

Заканчивая же свое выступление, хочу еще раз акцентировать Ваше внимание на том, что — главное предназначение прокурорского надзора состоит в обеспечении защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства. И работать мы должны так, как написано в старинном наставлении для прокуроров «чтобы злодеям быть в страх, а добрым людям в покровительство».

Распечатать