Интервью и выступления

  • 25 февраля 2010, 00:00
  • Чайка Юрий Яковлевич
Вступительное и заключительное слова Генерального прокурора Российской Федерации на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации по вопросу укрепления законности и правопорядка
  Текст

Руководством страны, федеральными и региональными органами власти, правоохранительными ведомствами принимаются значительные усилия по нормализации положения дел на территории Северного Кавказа.

Решение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева об образовании Северо-Кавказского федерального округа должно стать ключом к решению именно социально-экономических проблем в регионах, которые вошли в него. Поэтому это потребует более четкого взаимодействия правоохранительных органов с контролирующими ведомствами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению законности в этой сфере, борьбе с коррупцией, экстремизмом и терроризмом.

Все вопросы сегодняшней повестки дня актуальны. Генеральной прокуратурой в августе 2009 г. был проведен развернутый анализ положения дел в социально-экономической сфере, результативности принимаемых мер по противодействию преступности в регионах Северного Кавказа. В его основу легли итоги проверок исполнения законодательства о противодействии экстремизму, терроризму и коррупции, проведенные в минувшем году Генеральной прокуратурой в республиках Ингушетия и Дагестан, совместных совещаний с руководством правоохранительных органов в республиках Северного Кавказа по стабилизации обстановки в этом регионе. По итогам подготовлен доклад Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и Председателю Правительства В.В. Путину, в котором отражены основные причины и тенденции, которые привели к осложнению криминогенной обстановки. Тогда нами были сделаны выводы о необходимости усиления координационной составляющей.

Определенные подвижки произошли, что дало возможность осуществить отмену режима контртеррористической операции в Чеченской Республике, сформировать выборные органы местного самоуправления в Республике Ингушетия и Чеченской Республике, увеличить объемы бюджетного финансирования социально-экономической сферы регионов Северного Кавказа, установить дополнительные гарантии и компенсации для работников правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-служебную деятельность на территории республик Северного Кавказа.

Благодаря скоординированной работе федеральных властей, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, прокуратуры, суда почти в два раза снижен размер задолженности по выплате заработной платы в округе.

Существенные подвижки произошли в Чеченской Республике, где имелась внушительная задолженность по зарплате.

Вместе с тем, несмотря на все эти и другие меры, качество жизни в республиках Северного Кавказа зачастую уступает среднероссийскому.

Кризисное состояние экономики республик Северного Кавказа, нерешенность социальных вопросов порождают напряженность в регионе, влекут рост преступности. Несмотря на активизацию работы правоохранительных органов, увеличение числа осужденных за террористические преступления, продолжают усиливаться проявления экстремизма и терроризма. Действуют организации ваххабитского толка, которые не только поддерживают бандформирования, но и непосредственно участвуют в подготовке диверсионно-террористических актов. И события недавнего периода это наглядно демонстрируют.

Провоцирует преступный фон угрожающие масштабы нелегального оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, без которых не обходится ни одно посягательство на жизнь военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, судей, представителей власти. В 2009 г. наибольшие темпы прироста преступлений, совершенных с использованием оружия, зафиксированы в республиках Ингушетия и Дагестан (на 92% и 65% соответственно), Карачаево-Черкесской Республике (на 43%).

Тревогу вызывает ситуация, связанная с незаконным распространением наркотических средств. Динамика изъятия наркотиков свидетельствует об активизации попыток наладить через Северный Кавказ каналы поставок наркотиков в центральную Россию и Западную Европу. В число регионов страны с наибольшим удельным весом преступлений о незаконном обороте наркотических средств входят республики Ингушетия (19%), Северная Осетия (17%), Чеченская Республика (15%), Ставропольский край (13%).

Меры, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа по нормализации ситуации, к сожалению, пока не дают должных результатов.

Действия правоохранительных органов неадекватны складывающейся угрозе. До сих пор не раскрыто убийство Министра внутренних дел по Республике Дагестан, ряд других дерзких, резонансных преступлений. Притом, что коррупция охватила практически все уровни власти, в том числе правоохранительные и судебные органы, число выявленных фактов взяточничества в 2009 г. в округе выросло минимально (+3,6%). В ряде регионов их вообще единицы. В два раза меньше коррупционных преступлений расследовано в Ставропольском крае и в Республике Дагестан.

Особое беспокойство вызывает низкая эффективность деятельности оперативных служб правоохранительных органов. Оперативная работа ведется не профессионально, большей частью на бумаге. В прошлом году только в Главное управление МВД России по Южному федеральному округу прокурорами практически ежедневно вносились протесты и требования об устранении нарушений закона (300 протестов, 100 требований).

Имеются серьезные нарекания к учетно-регистрационной дисциплине. В Республике Ингушетия прокурорами выявлены факты, когда под видом неподтверждения поступившей информации 260 материалов, содержащие сообщения о преступлениях, были незаконно списаны в архив. В Чеченской Республике в 2009 г. по требованию прокуратуры отменены три четверти решений об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе почти все (98%), вынесенные органами милиции.

Множество нарушений закона выявлено прокурорами в работе следственных органов федерального округа. Несмотря на значительное снижение нагрузки на 7%, следователями в 2009 г. направлено в суд на 5% меньше уголовных дел, треть от числа принятых к производству дел приостановлена. В республиках Ингушетия и Дагестан приостановлено 40% уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, а в Чеченской Республике – две трети. Отмечены и другие негативные тенденции. Уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях незаконно соединяются в одном производстве, якобы как совершенные уничтоженными членами незаконных вооруженных формирований. При этом не имеется никаких доказательств, что эти деяния были совершены одними и теми же лицами. В дальнейшем такие дела прекращаются, нераскрытые преступления списываются на уничтоженных боевиков. Кроме того, нераскрытые особо тяжкие преступления незаконно квалифицируются как менее тяжкие.

Не лишена просчетов и упущений надзорная и координационная деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации в округе.

Вскрытые нарушения указывают на слабое взаимодействие всех звеньев правоохранительной системы и многие другие недостатки.

По итогам сегодняшнего межведомственного совещания должен быть выработан не очередной набор предложений, а совершенно конкретные, абсолютно взвешенные решения по исправлению ситуации. Это касается нашего реагирования на нарушения законности в социальной и экономической сферах, мер по противодействию террористической и экстремистской угрозе, нейтрализации преступников, борьбе с коррупцией.

Уверен, что у нас состоится принципиальный, прямой и всесторонний разговор.

Считаю необходимым обсудить вопросы эффективности принимаемых мер по противодействию терроризму; раскрытию и расследованию уголовных дел о преступлениях террористического и экстремистского характера; состояния законности в экономике и социальной сфере; борьбы с коррупцией.

 

 

 

***

Подведу итоги. Цель совещания не критиковать друг друга, а поговорить. И мы поговорили по широкому кругу вопросов, которые имеют первоочередное значение для обеспечения стабильности и законности на территории Северо-Кавказского федерального округа. Большую тревогу вызывает Северный Кавказ у руководства страны. Именно поэтому создан новый федеральный округ и полномочный представитель Президента в нем еще по статусу и вице-премьер. Президент возлагает большую надежду на нашу совместную эффективную работу. Мы единодушны во мнениях о важности и необходимости экономических способов реагирования на ситуацию.

В тоже время регионы захватила волна экстремизма и его крайнего проявления –терроризма. Поэтому, во-первых, необходимо активизировать расследование уголовных дел о преступлениях террористического и экстремистского характера. Отсутствие весомых результатов по ним подрывает не только авторитет правоохранительных органов, но и в целом авторитет государственной власти.

Результаты же могут появиться только тогда, когда сможем наладить эффективное взаимодействие прокуратуры, следственных органов и оперативных служб еще на ранних этапах расследования, сумеем оградить участников процесса от незаконного воздействия на них. И эта работа должна заканчиваться только после вступления приговора в законную силу.

Такой опыт по уголовным делам у нас имеется. Александр Иванович об этом говорил. В тех случаях, когда оперативные материалы полноценно реализовывались, создавались совместные оперативно-следственные группы, прокуратура координировала работу по делу, расследование завершалось успешно. Эту практику необходимо активнее развивать.

Второе. Ключевым элементом в системе осуществления мер по противодействию терроризму является пресечение его финансирования. Нужно построить работу так, чтобы пресечь как внешние, так и внутренние источники поступления денежных средств для бандформирований. Результативная борьба здесь возможна только в условиях полноценного взаимодействия всех правоохранительных органов. Поэтому в первую очередь в округе надо создать Межведомственную рабочую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В поле зрения данной группы должны попасть вопросы противодействия незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и наркотических средств. Поскольку и террористическая и экстремистская деятельность подпитывается деньгами, полученными от их реализации. Поэтому от активности правоохранительных органов при проведении антинаркотических мероприятий, реализации мер по изъятию оружия, боеприпасов, зависит эффективность борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Считаю необходимым и полезным, чтобы в состав этой Межведомственной рабочей группы вошли представители Федеральной службы безопасности и Федеральной таможенной службы. В настоящее время в инженерно-техническом отношении российская граница в пределах Северо-Кавказского региона не оборудована на большинстве участков. Это создает серьезные трудности при выполнении задач по ее охране.

Низка эффективность оперативно-розыскных мероприятий по ликвидации контрабандных каналов. В 2009 г. таможенными органами не было выявлено ни одного преступления о контрабанде, совершенной в особо крупных размерах и организованными группами.

Третье. Необходимо понимать, что угрозы террористических и экстремистских проявлений будут сохраняться, если мы не сможем качественным образом противостоять преступности.

А эффективно бороться с ней можно только при наличии грамотного, отлажено работающего следственного аппарата и службы дознания, в работе которых много еще нерешенных проблем. Сегодня признать удовлетворительной их работу нельзя. Это касается следователей всех правоохранительных органов: Следственного комитета при прокуратуре, МВД, ФСБ, наркоконтроля.

Как только в производстве у следователя оказывается сложное уголовное дело, сразу же возникают трудности с его расследованием, закреплением доказательств. Зачастую производство по делу просто приостанавливается, что ведет к увеличению сроков его расследования, создает трудности в раскрытии преступления. Нередко итог такого расследования – прекращение производства по уголовному делу по реабилитирующим основаниям.

В этой связи большая ответственность ложится на прокуроров. Уголовные дела, которые вы направляете в суд, не должны рассыпаться в результате некачественной подготовки материалов, брака в работе. Все это нужно отсеивать, своевременно реагируя на выявленные нарушения федерального законодательства. Необходимо учить следователей. Ваши практические знания, опыт, личный пример должны способствовать подготовке следователей, способных грамотно расследовать самые сложные уголовные дела. Никто не снимал с вас этой ответственности, с каждого будут спрашивать лично. Критерий будет один – не дорабатывает следствие и дознание – плохо работает прокурор.

Четвертое. Основными направлениями криминального внимания организованных преступных групп является сфера экономики. Чаще всего эти преступления имеют коррупционную составляющую.

И вот здесь прокурор должен быть одной из ключевых фигур. Прокурорский надзор надо поставить на такой уровень, чтобы можно было своевременно проверить законность использования денежных средств, поступающих из федерального бюджета. Нельзя допустить, чтобы бюджетные деньги уходили не по назначению, более того, использовались в преступных целях. При этом каждое уголовное дело, возбужденное по таким фактам, должно заканчиваться одним – обвинительным приговором суда.

Сегодня в ходе обсуждения неоднократно звучала оценка ситуации, связанная с масштабами коррупции в регионе. Однако в семи таких проблемных регионах, которые вошли во вновь сформированный федеральный округ, в 2009 г. в суды направлено всего 580 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности. Это явно не соответствует степени распространения в регионе коррупции, хищения государственных средств и взяточничества. При этом почти половина (250) уголовных дел была возбуждена по материалам прокурорских проверок, хотя в обязанности прокуроров не входит проведение оперативных мероприятий по выявлению преступлений.

Опыт показывает, что серьезных результатов удается добиться только одновременным объединением усилий оперативных сотрудников, следователей и прокуроров.

Мы можем вместе пресекать преступления, изобличать виновных в их совершении. Прокуроры готовы организовать собственные проверки, подключить другие заинтересованные органы, координировать их деятельность.

В сфере борьбы с коррупцией важно организовать эффективную оперативно-розыскную работу. Это должны быть инициативные оперативно-розыскные меры, связанные с внедрением и разоблачением организованных групп, совершающих коррупционные преступления. Надо создавать прочные оперативные позиции в сферах, наиболее пораженных взяточничеством. Необходимо квалифицированно документировать преступную деятельность, используя современные оперативно-технические средства контроля за действиями разрабатываемых лиц. Эта работа должна проводится постоянно на высоком профессиональном уровне, с безусловным соблюдением конституционных прав граждан.

Пятое. Работа по наведению порядка в регионе приобрела новое направление, на передний план выходят вопросы социально-экономического характера. Сейчас социальные проблемы в Северо-Кавказском федеральном округе являются основными дестабилизирующими ситуацию факторами. Не обеспечим законность в этой сфере, не сможем полноценно решить остальные.

Требуют постоянного внимания вопросы своевременности выплат по заработной плате. Как видим обстановка в регионах вновь в этом плане неспокойная. Этот вопрос должен быть постоянно в сфере внимания органов власти и правоохранительных ведомств. Нами уже наработана значительная практика, работу необходимо продолжать.

Другая задача – снижение уровня безработицы. На территории округа находится свыше 40% убыточных предприятий. В этих условиях прокуратура, все правоохранительные органы должны обеспечить надежную защиту прав граждан. В 2009 г. выявлено свыше 250 тыс. нарушений закона, четверть из которых – в сфере трудовых правоотношений. Это очень много.

Правительством Российской Федерации, полномочным представителем Президента России в федеральном округе организуется большая работа по качественному повышению уровня жизни населения регионов Северного Кавказа. Для преодоления экономического спада, развития жилищно-коммунального хозяйства, инженерной инфраструктуры и обеспечения граждан жильем, развития системы здравоохранения, своевременного пенсионного обеспечения неработающих граждан и выполнения иных социальных обязательств из федерального бюджета выделяются значительные средства. И задача правоохранительных органов состоит в том, чтобы в рамках компетенции всемерно помогать реализации этих программ, главное, – следить за сохранностью денежных средств при их освоении на местах. У нас есть соответствующие механизмы – во всех субъектах Российской Федерации созданы и действуют штабы, рабочие группы, которые занимаются пресечением преступлений в экономической сфере. Надо задействовать их потенциал. Это та работа, которой нужно заниматься постоянно.

И последнее. Правительством Российской Федерации выделены немалые денежные средства на обеспечение деятельности правоохранительных ведомств и оперативных служб Северо-Кавказского федерального округа. Их надо в полной мере использовать по назначению, в том числе на надлежащую личную защиту всех сотрудников правоохранительных органов. Ведь самое главное – это люди, их жизнь и здоровье. Я полностью разделяю тревогу о сложившемся положении дел по этому вопросу, высказанную Александром Ивановичем Бастрыкиным

Распечатать