Интервью и выступления

  • 13 апреля 2009, 14:41
  • Чайка Юрий Яковлевич
Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я.Чайки, председательствующего на седьмом заседании генеральных прокуроров – членов Шанхайской организации сотрудничества
  Текст
Уважаемые коллеги!
 
В условиях мирового кризиса все страны, в том числе государства - члены Шанхайской организации сотрудничества, ищут эффективные средства с целью стабилизации социальной и экономической ситуации в обществе.
 
Как известно, Шанхайская организация сотрудничества была создана в 2002 году в том числе с целью укрепления доверия, дружбы и добрососедства между государствами-членами, развития многопрофильного сотрудничества в целях укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального международного экономического порядка.
 
Полагаю, что обострение ситуации в наших странах, вызванное мировым финансово-экономическим кризисом, настоятельно требует от нас наладить сотрудничество генеральных прокуратур государств – членов ШОС в вопросах защиты прав граждан и противодействия правонарушениям в экономической и социальной сферах в этих непростых условиях.
 
Думаю, что было бы полезно обменяться национальным опытом деятельности органов прокуратуры в период обострения социально-экономической ситуации и, возможно, выйти на рекомендации и обобщения.
 
Что касается России, то Президентом и Правительством принимаются меры, направленные на оздоровление отечественной экономики и сопряженные с выделением значительных денежных средств на поддержание ее реального сектора и финансового рынка.
 
Российская прокуратура не осталась в стороне от реализации этих мер.
 
Генеральная прокуратура Российской Федерации одним из приоритетных направлений деятельности определила осуществление надзора за соблюдением законности при проведении указанных мероприятий. В этих целях нами разработан и осуществляется комплекс организационных и практических мероприятий.
 
В ноябре прошлого года мною была утверждена специальная Программа действий органов прокуратуры Российской Федерации. Она определила приоритетными направлениями прокурорской деятельности мониторинг складывающейся ситуации в социальной и экономической сферах, защиту социальных прав граждан, противодействие правонарушениям в экономике. Прокурорам также направлено указание о повышении эффективности прокурорского надзора в современных условиях.
 
Достижение ощутимых результатов невозможно без надлежащего межведомственного взаимодействия и координации действий уполномоченных государственных органов. В этой связи Генеральной прокуратурой Российской Федерации активизирована деятельность Межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики, созданной по поручению Президента Российской Федерации с участием Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Банка России. В рамках этой Межведомственной группы разработаны и осуществляются мероприятия по борьбе с хищениями средств, выделенных в качестве государственной поддержки, а также со злоупотреблениями служебным положением государственными и банковскими служащими, фиктивными банкротствами и рейдерскими захватами, антимонопольными и налоговыми правонарушениями, незаконными операциями на рынке ценных бумаг.
 
Налажен механизм взаимодействия и оперативного обмена информацией между участниками Межведомственной группы.По всем случаям нарушений закона организуются проверки, по результатам которых возбужден ряд уголовных дел.
 
Усилия прокуратуры и иных правоохранительных органов направлены на обеспечение контроля за сохранностью средств государственной поддержки, их целевого использования и доведения до конечных получателей, возврата полученных кредитных ресурсов.
 
Мониторинг ситуации в экономике свидетельствует о распространенности нарушений в кредитно-банковской сфере. Кредитные организации зачастую используются для незаконной предпринимательской деятельности, легализации преступных доходов, ухода от налогообложения.
 
Негативное влияние на состояние законности оказывают уголовно-наказуемые деяния руководителей и работников коммерческих банков. Серьезную озабоченность вызывает использование банками полученных средств государственной поддержки для конвертации их в валюту и вывода за рубеж. Совершение таких операций приводит к обесцениванию национальной валюты и препятствует поступлению финансовой поддержки государства в промышленность и другие отрасли экономики.
 
В этой связи Генеральная прокуратура России по результатам проведенного анализа предложила уполномоченным органам активизировать использование своих контрольных полномочий по выявлению и пресечению правонарушений при реализации антикризисных мероприятий. В первую очередь это относится к Центральному банку Российской Федерации при осуществлении им банковского надзора за деятельностью кредитных организаций и применении методов денежно-кредитной политики с целью предотвращения негативных явлений в банковском секторе, а также к органам финансовой разведки, перед которыми поставлены задачи по активизации борьбы с легализацией преступных доходов.
 
На заседании Межведомственной группы перед органами внутренних дел и Федеральной службой безопасности были поставлены задачи по повышению эффективности оперативно-розыскных мероприятий по выявлению преступных действий в банковской сфере.
Особое внимание уделяется вопросам противодействия коррупции в экономической сфере. Вообще, борьба с коррупцией заслуживает отдельного обсуждения. Из нашего опыта отмечу лишь 2 момента.
 
Во-первых, осенью 2007 года в рамках прокурорской системы мы создали специализированную структуру по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
 
Во-вторых, в марте 2008 года на Интернет-сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации был открыт специальный раздел «Борьба с коррупцией», куда заинтересованные лица могут сообщить об известных им фактах коррупционных проявлений. Поступившие сообщения проверяются и при необходимости принимаются меры прокурорского реагирования. Есть конкретные результаты, включая возбужденные и доведенные до суда уголовные дела. При этом поток таких обращений возрастает: если за 2008 год поступило около 2 700 сообщений, то за первые 3 месяца т.г. – уже 870.
 
Не секрет, что в кризисных условиях наиболее подвержены финансовым рискам субъекты малого и среднего предпринимательства. Онинуждаются в защите, в т.ч. от излишних административных барьеров. В 2008 году по результатам проверок в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности прокурорами выявлено около 50 тыс. нарушений закона. С целью их устранения внесено более 10 тыс. представлений, объявлено 1,5 тыс. предостережений, принесено свыше 6 тыс. протестов, направлено в суды около 1 тыс. исков и заявлений.
 
Опыт показывает, что кризисные явления в экономике оказывают негативное воздействие и на социальную обстановку в обществе.
 
Очевидно, что конечной целью принимаемых на федеральном и региональном уровнях мер по оздоровлению экономики является обеспечение интересов граждан. Важно отметить при этом, что значительно расширены и активизированы действия прокуроров по защите их прав в социальной сфере.
 
Это касается, в первую очередь, рынка труда, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений. По всем выявленным фактам нарушений закона нами принимаются меры прокурорского реагирования вплоть до возбуждения уголовных дел. Прокуроры также требуют от уполномоченных контролирующих органов активизации в осуществлении ими своих контрольных полномочий в указанных сферах.
 
В последнее время участились случаи нарушений трудовых прав граждан. В случае длительной невыплаты заработной платы меры уголовно-правового воздействия в отношении недобросовестных работодателей становятся зачастую единственным эффективным способом восстановления нарушенных прав граждан. По таким фактам в прошедшем году возбуждено около 300 уголовных дел.
 
Отмечу также, что в период кризиса требуется усилить внимание вопросам защиты прав человека в сфере трудовой миграции. Зачастую таким работникам не обеспечиваются элементарные условия и безопасность труда, не предоставляются предусмотренные законодательством гарантии и компенсации.
 
Думаю, что государства-члены ШОС как страны въезда-выезда сотен тысяч трудовых мигрантов заинтересованы в укреплении координации действий и взаимодействия в борьбе с нелегальной трудовой миграцией, которая, как правило, ведет к торговле людьми и нарушению прав таких мигрантов. Такой опыт у нас есть: например, на прошлой неделе Генеральная прокуратура Российской Федерации приняла решение о выдаче Узбекистану гражданина этой страны, обвиняемого в торговле людьми, нелегальном ввозе в Казахстан десятков человек.
 
Вмешательство прокуроров потребовалось также в ряде иных сфер. Наименее защищенным в сложившейся ситуации является рынок ипотечного и потребительского кредитования, где банками допускается повышение ставок по ранее выданным гражданам кредитам и введение различных комиссий.
 
В условиях озабоченности граждан сохранением своих сбережений особую обеспокоенность вызывает активизация деятельности так называемых финансовых пирамид, которая наносит существенный ущерб правам граждан, создает очаги социальной напряженности, подрывает доверие населения к государству, финансовым и инвестиционным институтам. Правоохранительными органами России возбуждено около 400 уголовных дел в связи с совершением таких действий.
 
В условиях нестабильной ситуации в экономике нарастание кризисных явлений может быть спровоцировано необоснованным повышением тарифов на товары и услуги, в первую очередь в жилищно-коммунальной сфере. Данные вопросы находятся в органах прокуратуры России на постоянном контроле. Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что наряду с экономическими причинами повышение цен может быть следствием различных злоупотреблений участников рынка, в том числе картельных сговоров. Чрезвычайно важно противопоставить таким действиям эффективное сотрудничество и координацию деятельности правоохранительных и контролирующих органов.
 
На волне социального недовольства свою деятельность могут активизировать представители различных организаций экстремистской направленности. Поэтому противодействие экстремизму, недопущение проявлений межнациональной и социальной вражды по-прежнему являются первостепенными задачами для всех правоохранительных органов.
 
По нашему убеждению, совместная работа прокуратуры и иных государственных органов должна строиться на сочетании надзорных, контрольных и оперативно-следственных методов, а также взаимном дополнении имеющихся правовых возможностей.
 
Очевидно, что кардинальное изменение ситуации невозможно без совершенствования национального законодательства. Генеральная прокуратура России активно участвует в работе по внесению необходимых изменений и дополнений в законодательство, что позволяет достаточно оперативно адаптировать его к реалиям сегодняшнего дня.
 
Например, по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации в марте нынешнего года принят закон, в соответствии с которым прокурор на основании обращения к нему граждан вправе обратиться в суд с заявлением в защиту их социальных прав (на труд, пенсионное обеспечение, охрану здоровья, материнства и детства, медицинскую помощь, образование, благоприятную окружающую среду, а также на жилище в государственном и муниципальном фондах).
 
Раньше прокурор мог делать это только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не мог лично отстаивать в суде свои права и свободы.
 
Уважаемые участники заседания!
 
Говоря о роли органов прокуратуры в защите социально-экономических прав граждан и хозяйствующих субъектов, хотел бы, уважаемые коллеги, привлечь Ваше внимание к тому, что кое-кто хотел бы закрепить на региональном или даже глобальном уровне положение о том, что деятельность прокуратуры должна быть ограничена только вопросами уголовного преследования. При этом утверждают, что ее функции вне уголовно-правовой сферы – это наследие авторитарных режимов, которое необходимо как можно скорее преодолеть.
 
Ликвидацию или неоправданные ограничения роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы можно расценивать как стремление вывести из арсенала наших государств мощное орудие поддержания законности и защиты прав граждан, мелкого и среднего бизнеса.
 
Считаю, что необходимо противостоять такому подходу.
 
В связи с этим должен сказать, что по инициативе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Консультативный совет европейских прокуроров, который является совещательным органом Комитета министров Совета Европы, рассмотрел данный вопрос и в середине октября 2008 года принял заключение «О роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы».
 
В этом заключении констатируется, что в большинстве государств - членов Совета Европы (по нашей оценке, почти в 40 из 47) прокуратура наделена теми или иными полномочиями вне уголовно-правовой сферы. Особое значение имеет, конечно, защита прав лиц, относящихся к социально уязвимым группам населения (таких, как несовершеннолетние, инвалиды и малоимущие граждане), а также защита окружающей среды. Это отвечает принципам демократического государства. Роль прокуратуры и объем ее полномочий, включая сферу защиты прав человека и публичных интересов, должны определяться национальным законодательством.
В число предложений Консультативного совета нам удалось включить обращение к Комитету министров Совета Европы рассмотреть вопрос о разработке общеевропейских принципов, касающихся статуса, полномочий и практики деятельности прокуроров вне уголовно-правовой сферы.
 
Перевод упомянутого заключения и итогового документа конференции генеральных прокуроров стран Европы на эту тему, которая состоялась в июле 2008 г. в Санкт-Петербурге, вложены для сведения в материалы, розданные делегациям.
 
Думаю, что вопросы деятельности прокуроров вне уголовно-правовой сферы можно было бы более подробно рассмотреть на нашем следующем заседании.
 
Уважаемые коллеги!
 
Затронутые в моем выступлении вопросы, конечно же, не исчерпывают всей рассматриваемой темы.
 
Уверен, что в предстоящей дискуссии будут обозначены и другие вопросы деятельности прокуратур наших государств по защите прав граждан и интересов общества в этот кризисный период.
 
Полагаю также, что взаимный интерес к обсуждаемым вопросам не будет исчерпан сегодняшней дискуссией. В связи с этим предлагаю определить в генеральных прокуратурах государств – членов Шанхайской организации сотрудничества подразделения и/или представителей, ответственных за оперативный обмен информацией об опыте работы в экономической и социальной сфере, и до 1 июня т.г. направить такие сведения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для последующего обобщения и направления партнерам.
 
Думаю, что взаимный обмен информацией о правовом регулировании, формах и методах прокурорского реагирования на кризисную ситуацию в интересах защиты граждан можно было бы осуществить не позднее 1 августа т.г.
 
Благодарю за внимание и приглашаю Вас поделиться национальным опытом и своим видением различных аспектов обсуждаемого вопроса.

​​​​​​​

Распечатать