Интервью и выступления

  • 25 февраля 2009, 14:43
  • Чайка Юрий Яковлевич
Доклад Ю.Я. Чайки на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации
  Текст

Сегодня в Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоялось расширенное заседание коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации на тему: «Об итогах работы органов прокуратуры за 2008 года и мерах, направленных на повышение эффективности деятельности по укреплению законности и правопорядка».

С основным докладом выступил Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка.

Приводим полный текст доклада.


«Прошедший год стал для Российской Федерации годом серьезных испытаний на зрелость общества, государства и его институтов, что было обусловлено, во-первых – избирательной компанией по выборам Президента Российской Федерации, во-вторых – непростой внешнеполитической ситуацией, в-третьих – на социально-экономическом развитии страны сказались последствия глобального финансового кризиса, непосредственно затронув права и законные интересы многих людей.

В этих условиях вся деятельность органов прокуратуры была направлена на обеспечение стабильности внутриполитической системы, укрепление законности, защиту охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, законных интересов хозяйствующих субъектов.

Сегодняшнее подведение итогов я расцениваю, как возможность оценить, насколько правильно были выделены надзорные приоритеты, результаты нашей работы, обозначить наметившиеся проблемы, пути их решения. И, самое основное, определить новые ориентиры и направления деятельности.

В прошедшем году, на мой взгляд, удалось добиться главного – повысить эффективность работы органов прокуратуры по всем направлениям деятельности.

За год через руки прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре прошло свыше 20 млн. материалов и дел. Выявлено 4 млн. 200 тыс. различных нарушений законодательства, в т.ч. 407 тыс. незаконных нормативно-правовых актов органов власти всех уровней. В защиту интересов граждан и государства в суды предъявлено более 900 тыс. исков на сумму 14 млрд. рублей. К ответственности привлечено почти 600 тыс. нарушителей закона. Следственным аппаратом окончено расследованием 110 тыс. уголовных дел, в т.ч. около 18 тыс. – об умышленных убийствах, почти 7 тыс. – о коррупционных проявлениях и взятках.

Проведено немало и другой работы, которая, безусловно, способствовала укреплению законности и правопорядка, повышению уровня защищенности прав и свобод российских граждан.
 

***
 

Для органов прокуратуры правозащитная функция - обеспечение соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина является одной из ключевых задач. В прошедшем году прокурорами в этой сфере выявлено более 1 млн. 146 тыс. нарушений законов. По их требованию за допущенные нарушения прав граждан к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 203 тыс. должностных лиц. В защиту населения в суды подано около 400 тыс. заявлений, по которым возмещен ущерб на сумму почти 4 млрд. руб.

Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации вне уголовно-правовой сферы получила высокую оценку со стороны Совета Европы в ходе прошедшей в начале июля прошлого года в Санкт-Петербурге Конференции генеральных прокуроров стран Европы. Для нас это очень важно. Российский опыт правозащитной деятельности прокуроров был оценен европейскими коллегами как достойный для изучения и распространения. 10 лет назад мы об этом и думать не могли.

Отличительной особенностью прошлого года стала концентрация усилий по защите трудовых прав граждан, и, прежде всего, решению двух самых острых проблем: оплата труда и трудовая занятость.

Резко обострившаяся ситуация в конце 2008 г., связанная с последствиями мирового кризиса, обязала нас незамедлительно и решительно реагировать на все нарушения.

После длительного периода стабильности в октябре-ноябре прошлого года резко возросла суммарная задолженность по заработной плате, достигнув к 1-му декабря 2008 года почти 8-ми млрд. руб. В результате оперативно принятых мер к 01.01.2009 удалось не только остановить ее рост, но и существенно снизить размер - до 4-х с половиной млрд. руб.

Кроме того, прокурорами пресекаются многочисленные факты, когда работодатели принуждают работников увольняться, не выплачивают или задерживают выходное пособие.

Всего в 2008 году выявлено почти 800 тысяч нарушений трудовых прав граждан. К административной и дисциплинарной ответственности привлечено свыше 44 тыс. должностных лиц, более 21 тыс. руководителей организаций предостережены о недопустимости нарушений закона.

К сожалению, в этой ситуации, как показывает практика, органы, призванные защищать права трудящихся (трудовая инспекция, Служба занятости населения), работают неэффективно. В этой связи прокуроры обязаны мерами реагирования добиваться надлежащего исполнения ими своих обязанностей. Мы должны создать такую обстановку, чтобы все вопросы, связанные с трудовыми правоотношениями, осуществлялись в строгом соответствии с действующим законодательством.

По инициативе Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Государственной Думой в первом чтении принят законопроект о внесении изменений в ст. 45 Гражданского процессуального кодекса. Данное решение позволит поднять на качественно новый уровень работу прокуратуры по защите прав граждан.

Оно принято как нельзя своевременно. Сейчас, когда тысячи человек лишаются работы, не получают заработную плату, они просто не имеют возможности оплатить расходы на оказание им юридической помощи для обращения в суд. Поэтому прокуроры в первую очередь должны обратить внимание на защиту их интересов, отстаивание прав малоимущих и социально незащищенных групп населения.

Здесь не должно быть мелочей. Ни один человек не должен оказаться без защиты закона. В этом и заключается социальное назначение прокурорского надзора. Я уже говорил и повторю сейчас – органы прокуратуры востребованы обществом, пока служат эффективной опорой и защитой населения.

Еще одна проблема была обозначена совсем недавно. Трагический случай в доме ветеранов в Республике Коми высветил множественные нарушения законности, связанные с функционированием объектов компактного проживания социально незащищенных групп населения. Проверка, проведенная по указанию Президента Российской Федерации, показала, что в целом по стране множество подобных социальных учреждений функционируют без определения их правового статуса и без надлежащего финансового обеспечения, а региональные и местные власти фактически самоустранились от выполнения своих непосредственных обязанностей.

Из этой трагедии урок должны вынести и прокуроры. Нельзя только констатировать нарушения закона и ограничиваться формальным внесением мер реагирования. Необходимо добиваться их фактического устранения. В конечном итоге от вашей принципиальной позиции зависят сохранность жизни и здоровья людей.
 

***
 

Важнейшей задачей всей правоохранительной системы в прошлом году было обеспечение экономической безопасности государства.

Прокурорами выявлено 1 млн. 300 тыс. нарушений законов в сфере экономики. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено почти 140 тыс. виновных должностных лиц. В суды подано более 360 тыс. исковых заявлений в защиту государственных интересов, по которым возмещен ущерб на сумму 2 с половиной млрд. рублей.

Однако в современных условиях динамично развивающейся ситуации необходима предельная концентрация сил всех правоохранительных органов, координация действий, принятие согласованных мер.

Такая работа организована Генеральной прокуратурой в рамках деятельности Межведомственной группы по противодействию преступлениям в сфере экономики, созданной по поручению Президента Российской Федерации. Определен механизм совместных действий по контролю за сохранностью и целевым использованием средств государственной поддержки отечественной экономики, осуществляются согласованные меры по противодействию их хищениям, злоупотреблениям государственными и банковскими служащими, фиктивным банкротствам и рейдерским захватам, незаконным операциям на рынке ценных бумаг.

Руководители 70 коммерческих банков – получателей средств государственной поддержки официально предупреждены об установлении контроля за их деятельностью со стороны Межведомственной группы.

По результатам проверок уже возбужден ряд уголовных дел, связанных со злоупотреблениями и мошенническими действиями в коммерческих банках.

Подобные рабочие группы образованы в прокуратурах субъектов Российской Федерации. Это позволяет оперативно проводить конкретные и результативные мероприятия.

Мы обязаны обеспечить качественное надзорное сопровождение Плана действий Правительства Российской Федерации по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики.

***

В 2008 году, как и на протяжении прошедших двух лет наблюдается тенденция снижения преступности. По итогам 2008 года она снизилась на 10,4 %. В целом же за период 2006-2008 годов количество преступлений уменьшилось почти на 17%.

Во многом снижению преступности способствовало то, что было обращено особое внимание на профилактическую сторону. Она стала проводиться более эффективно. Однако в целом общегосударственная система профилактики пока как таковая не создана. Работа не носит системного и комплексного характера, а имеет скорее направленность на отдельные виды преступлений. И на этот вопрос, над решением которого всем нам еще предстоит много работать, мы должны дать ответ.

Вместе с тем следует сдержанно относится к переменам в динамике преступности. Приведенные мной показатели основаны на официальной отчетной статистике правоохранительных органов, которые во многом отражают только результаты их работы, а не степень криминальной пораженности в обществе и состояние преступности в целом.

И для того, чтобы эффективно бороться с преступностью, правильно выбирать приоритеты, ориентиры и методы работы, ситуацию следует оценивать трезво и честно.

Сейчас можно выделить 3 основных направления в этой сфере, на которых следует сконцентрировать усилия всех правоохранительных органов – это учетно-регистрационная дисциплина, раскрываемость преступлений, качество следствия.

МВД России и другими правоохранительными органами проводится большая работа по укреплению учетно-регистрационной дисциплины. Но организационные меры и ведомственный контроль кардинально изменить ситуацию пока не смогли. В течение года в ходе прокурорских проверок поставлено на учет 142 тыс. ранее известных, но незарегистрированных преступлений. Это объем преступности примерно трех-четырех средних областей. Среди укрытых - 319 убийств, свыше 2 тыс. случаев причинения тяжкого вреда здоровью, десятки тысяч краж и других имущественных посягательств.

Все сказанное свидетельствует о необходимости усиления прокурорского надзора за законностью на стадии возбуждения уголовного дела. Кроме того, важнейшим эффективным инструментом для нас является утверждение статистической отчетности по регистрации преступлений. Я требую жестко подходить к этому вопросу. Сейчас предпринимаются попытки вывести прокурора из этой работы, чтобы не мешал манипулировать статистикой, укрывать преступления от учета, создавать видимость благополучия. Мы этого не допустим, поскольку именно прокурор определяет законность возбуждения уголовного дела.

В 2008 г., к сожалению, не удалось добиться перелома в раскрываемости преступлений. На фоне снижения числа зарегистрированных преступлений их раскрыто на 60 тыс. меньше. Почти полтора млн. остаются нераскрытыми.

Основная причина такого положения дел связана с недостаточно эффективной работой оперативно-розыскных служб. В большинстве случаев, если преступление не раскрыто сразу же по «горячим» следам, то розыск идет, как правило, вяло, а по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести оперативные мероприятия почти не проводятся.

Из года в год мы говорим об этой проблеме, но ситуация, к сожалению, не меняется. Поэтому прокурорам в 2009 г. необходимо уделять самое пристальное внимание надзору за оперативно-розыскной деятельностью.

В минувшем году следственным аппаратам правоохранительных органов удалось добиться определенных позитивных результатов: из общего числа дел, находившихся в производстве, стало больше направляться в суд (на 4%), снизилось количество прекращенных и приостановленных уголовных дел.

Вместе с тем, как свидетельствует практика прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдению прав человека на досудебной стадии уголовного судопроизводства, качество расследования уголовных дел, нам есть еще над чем работать.

Счет допускаемым нарушениям идет на сотни тысяч. В течение года по требованию прокуроров отменено более 66 тысяч необоснованных постановлений о возбуждении уголовных дел, свыше 1 млн. 800 тыс. об отказе в их возбуждении (практически каждое пятое). Почти по 350-ти тыс. уголовных дел отменены постановления о приостановлении, а по 24-ем тыс. – о прекращении дознания и следствия. Выявлено около 600 тыс. нарушений закона. Если же к этому добавить почти 5 тыс. случаев, когда людей, оправдывали суды, либо в отношении них уголовные дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, то картина с соблюдением прав и конституционных гарантий граждан на этой стадии уголовного процесса вырисовывается не самая благополучная.

Решить эту проблему, как мне представляется, можно одним путем – перенеся надзор на более ранние этапы, упреждая нарушения закона, а в случаях необходимости – помогая принимать обоснованные решения.

Кроме того, и мы уже много раз об этом говорили, необходимо более взвешено подходить к выбору меры пресечения. Особенно это касается заключения под стражу обвиняемых в преступлениях небольшой и средней тяжести. В прошлом году более 12 тыс. были освобождены из-под стражи на стадии следствия.

Практика показывает, что зачастую при обращении за санкцией в суд предоставляются односторонние материалы, выгодные следствию и не отражающие объективной картины.

В этих условиях создается широкое поле для необоснованного заключения людей под стражу только из желания следователя облегчить себе работу, а часто в результате ошибок, а то и проявлений должностных злоупотреблений и коррупции.

Подход к избранию меры пресечения нужно коренным образом изменить, использовать весь арсенал других предусмотренных законом мер, аресты должны применяться только в качестве исключительной меры.

Еще одна проблема возникла в последнее время. При утверждении обвинительных заключений необходимо критично относится к доказательствам, прежде всего, полученным с помощью технических средств. Уже неоднократно фиксируются случаи несовпадения информации, содержащейся в уголовном деле, и той, которая находится на техническом носителе, в результате такие дела в суде просто разваливаются. Мы понимаем, что у вас на изучение дела только 10 суток, а, как правило, они являются многотомными, и времени для полноценной работы не хватает. Тем более, что теперь прокурор непосредственного участия при производстве следственных действий не принимает. И, тем не менее, работу нужно выстроить таким образом, чтобы не допускать таких случаев.

Несколько слов о работе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

Это первый полный календарный год, который комитет отработал. Нам удалось добиться определенных позитивных результатов.

В 2008 году значительно сократилось общее число прекращенных уголовных дел. Снизился их удельный вес от общего количества оконченных. Существенно уменьшилось количество дел, прекращенных на судебной стадии по реабилитирующим основаниям и число оправданных лиц. Более чем в 2 раза уменьшилось количество незаконных постановлений о приостановлении предварительного следствия.
Будем считать, что этап становления Следственного комитета завершен. Прокурорами оказывалась всемерная помощь следователям. Достаточно сказать, что в течение этого времени они более 18-ти тыс. раз выезжали на место преступления для оказания помощи и координации действий, почти тысячу –когда следователь комитета в силу разных причин не мог прибыть - вместе с дознавателями МВД для осмотра места происшествия и закрепления доказательств по преступлениям прокурорской подследственности.

Мы и дальше будем продолжать ее оказывать. Никто ситуацию на самотек не пустит. Российская прокуратура – это единая централизованная система, органы которой имеют одни цели.

В 2009 году усилия следственных работников должны быть направлены на решение следующих задач.

Снижение количества зарегистрированных преступлений, уменьшение почти на 21% числа дел в производстве следователей, значительное увеличение штатной численности, объективно должны были положительно отразиться на качестве следствия. Но, к сожалению, этого не произошло.

Прокурорами выявлено почти 30 тыс. нарушений закона в ходе следствия, на треть увеличилось количество постановлений о возбуждении уголовных дел, признанных незаконными и отмененных прокурорами. По их требованию отменено более 67-ми тыс. постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовных дел, выявлено и поставлено на учет 1764 преступления прокурорской подследственности, в т.ч. 227 убийств. Почти в 2 раза увеличилось количество уголовных дел, возвращенных прокурорами для дополнительного расследования. На 87 % увеличилось число лиц, срок содержания под стражей которых продлен свыше 12 месяцев. Незаконно привлекался к ответственности 1891 человек. Каждый третий из них содержался под стражей.

При этом следует отметить, что из оконченных следственными подразделениями уголовных дел 40% относятся к категории преступлений небольшой и средней тяжести, которые не представляют особой сложности в расследовании.

Более того, расследовалось значительное количество уголовных дел, подследственных другим следственным органам и органам дознания. Я запрещаю прокурорам передавать в Следственный комитет такие дела без наличия исключительных обстоятельств. За нарушения спрашивать буду жестко.

Качество следствия и законность при его проведении – главная задача для следователей прокуратуры.

Очевидно, что ее решение требует серьезных дополнительных мероприятий в организации работы комитета, методах осуществления процессуального контроля за работой следователей.

Кроме того, обеспечить качество и законность следствия, по моему глубокому убеждению, можно только через установление конструктивного взаимодействия между следователем и прокурором уже на ранней стадии расследования уголовных дел. Это дает возможность максимально использовать профессиональный потенциал прокуроров на всех этапах следствия.

Практика надзора показывает, что в тех регионах, где такое взаимодействие налажено, эффективность следственной работы и состояние законности на досудебной стадии объективно улучшились. Это на сегодняшний день единственный способ достичь положительных результатов.

Нам всем необходимо учитывать, что в 2009 г. придется работать в еще более сложных условиях. На криминогенную обстановку будут влиять негативные факторы, вызванные последствиями кризиса в экономике. Задолженность по выплате заработной платы, массовое высвобождение работников, в т.ч. иностранных, повлечет уменьшение трудовых доходов населения. Кроме того, сейчас идет процесс освобождения из мест лишения свободы лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные в девяностые годы. А правовой институт постпенитенциарного контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, отсутствует, нет и программы их ресоциализации.

Все это может способствовать росту экономической преступности, преступных деяний против собственности, в том числе с применением насилия, других тяжких преступлений.

Необходимо сделать все, чтобы не допустить всплеска преступности, а для этого необходимы совместные скоординированные усилия всех правоохранительных органов.
 

***

Политические решения, принятые в прошлом году руководством страны по вопросам борьбы с коррупцией, придали новый импульс работе по противодействию этому опаснейшему явлению.

Прокурорские проверки повсеместно стали носить постоянный и системный характер. Выявлено более 208 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции, что почти в два раза больше, чем в 2007 г. В целях их устранения в суды направлено 10 тыс. заявлений, внесено около 40 тыс. представлений, почти 30 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности.

По материалам органов прокуратуры в 2008 г. следственными органами возбуждено более 3 тыс. 300 уголовных дел коррупционной направленности, что почти в 3 раза больше, чем в 2007 г.

Критическая оценка складывающейся ситуации при рассмотрении вопросов противодействия коррупции на координационных совещаниях, а также разработка последовательных мероприятий позволили правоохранительным органам добиться положительной динамики в пресечении преступлений этой категории.

Так, за прошедший год только количество выявленных фактов взяточничества в целом по стране увеличилось более чем на 7,5%.

Вместе с тем в этой работе все еще много формализма и недостатков. Доследственных проверок у нас проводятся десятки, если не сотни тысяч, уголовных же дел возбуждается в разы меньше и до суда практически треть из них не доходит. Но главный и единственный критерий эффективности деятельности только вступивший в законную силу приговор суда в отношении коррупционера.

Иначе работа превращается в компанейщину, имитацию борьбы с коррупцией.

Действия правоохранительных органов должны быть обоснованными, законными и приводить к эффективному результату. В противном случае – это пустая трата времени и государственных средств.

Серьезный антикоррупционный потенциал, по нашему мнению, будет иметь деятельность по надзору за соблюдением прав хозяйствующих субъектов.

Прокуратура провела ряд организационных мер для обеспечения выполнения новых функций по формированию ежегодного плана проведения проверок, а также обеспечению согласования проведения внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. Но окончательно они еще не завершены, и необходимо приложить максимальные усилия для того, чтобы в сжатые сроки создать полноценную систему этой работы.

Большое значение имеет антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов на предмет выявления факторов, создающих потенциальную возможность для коррупционных решений и действий субъектов правоприменения.

Вмешательство прокуроров уже позволило исключить из нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления почти 14 тыс. таких положений.

Как показывает практика, особое внимание необходимо уделять нормативной правовой базе муниципального уровня. Именно в правовых актах исполнительных и представительных органов местного самоуправления выявлено наибольшее количество коррупциогенных норм - 88%.

Поэтому задачами для нас в организации противодействия коррупции, которые мы обязаны решить, являются эффективность оперативно-розыскной работы, качество следствия, координация деятельности всех правоохранительных органов и профилактика коррупционных проявлений.

Кроме того, коррупция, как таковая, очень сложное социально-юридическое явление и борьбу с ней необходимо организовывать на научной основе. Сейчас при Координационном совещании образуется Совет руководителей научных и образовательных учреждений правоохранительных органов по изучению проблем противодействия коррупции.

Нужно учить прокуроров и сотрудников правоохранительных органов особенностям применения и специфике нового антикоррупционного законодательства. Для этого в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации мы создаем специализированный Центр обучения.
 

***

Предварительный прогноз развития ситуации не исключает возможности нарастания социальной напряженности в обществе. Наша задача – не допустить ее крайних форм: экстремистских проявлений, возникновения межэтнических и религиозных конфликтов.

Органами прокуратуры повсеместно налажено конструктивное взаимодействие по этим проблемам с региональными органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами.

В 2008 г. прокурорами выявлено около 89 тыс. нарушений законодательства о противодействии экстремизму и терроризму. За последние два года количество внесенных актов реагирования увеличилось в три раза.

В то же время в Российской Федерации зарегистрировано 460 преступлений экстремистской направленности, что почти на треть больше, чем в 2007 г.. Конечно, это серьезный рост, но следует учитывать, что в подавляющем большинстве правоохранительными органами возбуждались уголовные дела по фактам призывов к совершению экстремистских действий.

Прокуроры специально ориентировали их на такого рода превентивную работу. Это в свою очередь позволило предотвратить совершение большого числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых по экстремистским мотивам.

Вместе с тем на местах отмечается отсутствие единого механизма построения работы правоохранительных органов по пресечению деятельности незарегистрированных объединений экстремистской направленности. Вне поля зрения оперативных служб остается проблема устранения непосредственно источника общественной опасности. Мероприятия, направленные на запрет деятельности самого экстремистского объединения, реализуются слабо.

В связи с этим с целью координации усилий правоохранительных органов в данной сфере в 2008 г. было издано совместно с МВД России и ФСБ России распоряжение «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма».

Важно, чтобы разработанные меры и принятые решения легли в русло практических, а главное, - результативных действий.

Предметом постоянного внимания прокуроров должны оставаться вопросы, связанные с предотвращением террористической угрозы. Это чрезвычайно важный аспект совместной работы прокуратуры, правоохранительных органов и специальных служб. Конечно, на этом направлении проделан большой объем работы.

Значительное количество лидеров и активных членов преступных формирований привлечены к уголовной ответственности. Продолжается уменьшение количества террористических актов.

На этом фоне отмечается снижение активности в деятельности региональных антитеррористических комиссий. Хотя уровень террористической угрозы в стране остается высоким.

Поэтому в настоящее время перед нами стоит задача активизировать работу комиссий, помочь им в разработке эффективных мероприятий.И по-прежнему для всех правоохранительных органов актуальной задачей остается ликвидация каналов финансирования терроризма как из-за границы, так и внутри страны.
 

***

Руководством страны определен ряд ключевых направлений по повышению качественных параметров военной организации государства.

Для решения этих важнейших задач выделяются значительные бюджетные ассигнования и обязанность органов военной прокуратуры совместно с руководством военного ведомства – сделать все, чтобы эти средства были потрачены по целевому назначению.

Военная реформа предполагает дальнейшее сокращение численности войск. Поэтому защитить военнослужащих от административного произвола, обеспечить соблюдение прав и законных интересов увольняемых с военной службы, а также членов их семей – долг военных прокуроров.

***

Важным фактором успешного выполнения стоящих перед органами прокуратуры задач является правильная организация работы с кадрами, отбор, расстановка и воспитание прокурорских работников.

Сейчас наш кадровый потенциал укомплектован на хорошем профессиональном уровне. Люди ценят службу в органах прокуратуры. Руководители много занимаются решением социальных вопросов, жилищных проблем, созданием благоприятных условий работы. Это позволило стабилизировать коллективы.

За последние годы произошло значительное омоложение прокурорских кадров, в Следственный комитет при прокуратуре пришло много молодых следователей и сотрудников из других ведомств, которые не имеют опыта расследования уголовных дел прокурорской подследственности. В этой связи необходимо принять меры к укреплению института наставничества, целенаправленно заниматься повышением квалификации. В 2008 г. в образовательных учреждениях Академии Генеральной прокуратуры почти на 29-ти потоках прошли обучение по программам повышения квалификации 2 тыс. 400 прокурорских работников, треть которых составляют работники Следственного комитета. И для расширения этой работы у нас есть все возможности.

Мы возродили трехуровневую систему подготовки и переподготовки кадров, включающую межрегиональные центры, институты и Академию, в которых на постоянной основе проходят повышение квалификации прокурорских работников. По оценкам наших зарубежных коллег она признается одной из наиболее эффективных в Европе.

Заметно улучшилось состояние дисциплины, на 14% снизилось количество сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности, на 13% и 45% - соответственно к административной и уголовной.

Однако это не должно приводить к снижению требовательности со стороны руководителей.

Кроме того, не допустимо, когда люди, дискредитировавшие себя, не отвечающие предъявляемым профессиональным и моральным качествам, вынужденные уволиться из одного органа прокуратуры, принимаются на службу в другой и, уж тем более, когда прокурорские кадры пополняются такими «специалистами» из других ведомств.

В конечном итоге, в значительной степени успехи работы зависят от того, кто её осуществляет.

И в заключение.

Хочу еще раз напомнить, что все правоохранители, несмотря на разницу функций или полномочий, защищая права граждан и общественный порядок, делают одно дело. Гражданину – жертве преступления или административного произвола все равно кто не принял всех необходимых мер для защиты его права. Для него закон нарушен властью, государство не смогло защитить его, обеспечить конституционные гарантии. И поэтому задача прокуроров – защищая права и интересы граждан, укреплять авторитет власти. Через права, честь, достоинство и здоровье гражданина заботиться об укреплении и силе государства».
 

​​​​​​​

Распечатать