Интервью и выступления

  • 6 февраля 2009, 14:46
  • Чайка Юрий Яковлевич
Выступление Генерального прокурора Российской Федерации на расширенном заседании коллегии МВД России
  Текст

На протяжении трех лет мы наблюдаем положительную тенденцию снижения преступности, сокращения количества тяжких и особо тяжких преступлений. Напомню, что на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов ставились именно такие цели, как повышение эффективности их деятельности и результативности уголовного судопроизводства, улучшение состояния правопорядка и законности в стране в целом.

Постановка наиболее актуальных задач, ориентирование руководителей правоохранительных органов на целенаправленную работу, применение превентивных мер принесли положительный результат.

Во многом снижению преступности способствовало то, что было обращено особое внимание на профилактическую сторону. В этом принимало участие большое количество государственных органов, но, прежде всего, это заслуга Министерства внутренних дел как основного ее организатора и координатора.

Им разработан и осуществляется ряд мероприятий, направленных на предотвращение конкретных видов преступлений. В частности, успешно себя зарекомендовали меры по противодействию преступлениям, совершаемым иностранными гражданами. Этот опыт заслуживает внимания и нуждается в дальнейшем развитии.

Уверен, что при таком подходе нам удастся уже в новом виде восстановить полноценную государственную систему профилактики преступности.

Вместе с тем криминальная обстановка в стране остается сложной, реальное противодействие преступности достигается, в немалой степени, посредством обеспечения принципа неотвратимости ответственности за совершенные криминальные деяния. Несмотря на некоторое улучшение показателей раскрываемости в минувшем году, все же количество нераскрытых преступлений остается внушительным.

По сравнению с 2007 г. более чем в два раза увеличилось количество уголовных дел, приостановленных органами дознания МВД России. Два года назад на том же Всероссийском координационном совещании мы поднимали эту проблему, но, к сожалению, до настоящего времени она осталась нерешенной. Конечно же, здесь объективно сказываются и недостатки в работе оперативных подразделений, относим это мы и к себе.

Поэтому полагаю правильным в ближайшее время обсудить этот вопрос на координационном совещании, рассмотреть в целом организацию взаимодействия прокуратуры и других правоохранительных органов при проведении следственных и оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, пресечению и расследованию преступлений. Необходимо выработать четкий механизм, позволяющий решить эту проблему, которая начинает принимать уже системный характер.

Кроме того, нам следует проанализировать, каким образом выстраиваются отношения между прокурорами и органами следствия. Прошло полтора года с того момента, как изменилось уголовно-процессуальное законодательство. Настала пора обобщить нашу работу, внести в нее необходимые коррективы.

Практика надзора показывает, что в тех регионах, где между прокурорами и руководителями следственных органов налажено конструктивное взаимодействие, состояние законности на стадии предварительного следствия объективно улучшилось. Обеспечиваемые ими деловое сотрудничество и профессионализм приносят ощутимые плоды, результатами которых является соблюдение конституционных прав участников уголовного судопроизводства, повышение качества и эффективности следствия.

Именно так осуществляется взаимодействие центральных аппаратов Генеральной прокуратуры и Следственного комитета при МВД России. По уголовным делам регулярно проводятся оперативные совещания и заслушивания следователей о ходе и результатах расследования с участием надзирающих прокуроров. Принимаемые меры прокурорского реагирования, требования об устранении нарушений законов в абсолютном большинстве случаев находят поддержку и удовлетворяются.

Такие рабочие контакты, которые устанавливаются на ранней стадии расследования, позволяют исключить нарушения уголовно-процессуального законодательства при выполнении следственных действий и реализации оперативных разработок, собирать убедительные доказательства виновности лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В результате почти на 14% увеличилось количество оконченных уголовных дел, более чем в полтора раза - направленных в суд. Сейчас свыше 97% оконченных дел направляется в суд.. А ведь это наиболее сложные, многоэпизодные дела. Это очень хороший результат.

Необходимо, чтобы подобным образом взаимодействие было организовано на всех уровнях: от федерального до районного звена.

Серьезной проблемой в органах внутренних дел, с которой повсеместно сталкиваются прокуроры, остается соблюдение законности при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. В целом по России в прошедшем году подразделениями МВД России разрешено более 10,5 млн. сообщений о преступлениях, при этом прокурорами выявлено почти 1,9 млн. нарушений законов, или по 18% от общего числа разрешенных сообщений. По требованиям прокуроров восстановлено на учет 136 тыс. преступлений, ранее укрытых от регистрации.

Вместе с тем в последнее время возникла и другая крайность. В минувшем году прокуроры выявили проблему, по своему характеру противоположную сокрытию сообщений о преступлениях. Должностные лица органов внутренних дел проводят тысячи необоснованных проверок, не имеющих никакого отношения к раскрытию и расследованию преступлений, по результатам которых выносят процессуальные решения при отсутствии на то каких-либо оснований.

Широкая распространенность подобной практики приводит к необоснованному вмешательству в экономическую сферу, нарушению конституционных прав граждан, нерациональному использованию сил и средств в ущерб противодействию реальной преступности. Поэтому МВД России необходимо предпринять дополнительные меры по укреплению законности при проведении проверок заявлений о преступлениях. Следует учесть допущенные ранее ошибки, повысить требовательность к качеству доследственных проверок.

Это сейчас главная задача для органов процессуального контроля, прокуроры также не останутся в стороне.

Между руководством МВД России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации в этих вопросах имеется полное взаимопонимание. У нас выработан общий подход к постановке конкретных задач, единое мнение при разработке мер по их решению. Теперь очень многое зависит от эффективности межведомственного сотрудничества на региональном уровне.

Современные условия динамично развивающейся ситуации, связанной с преодолением последствий мирового финансового кризиса, потребовали от всех правоохранительных органов сконцентрировать усилия по предотвращению экономических преступлений. Для этого необходимы координация наших действий, принятие согласованных мер оперативного реагирования по противодействию хищениям выделенных государственных ресурсов, разного рода злоупотреблениям государственными и банковскими служащими, фиктивным банкротствам и рейдерским захватам, антимонопольным и налоговым правонарушениям, незаконным операциям на рынке ценных бумаг.

Такая работа организована в рамках деятельности Межведомственной группы по противодействию преступлениям в сфере экономики, созданной по поручению Президента Российской Федерации. Определен механизм совместных действий по контролю за сохранностью и целевым использованием средств государственной поддержки отечественной экономики.

В этих условиях подразделения экономической безопасности МВД России должны действовать на опережение. Необходимо усилить работу по выявлению фиктивных фирм, задействованных в схемах незаконного обналичивания денежных средств и их вывода из реального сектора экономики; коммерческих структур, занимающихся регистрацией фирм-однодневок; легализации денежных средств и других противоправных действий.

В этой работе вы можете полностью рассчитывать на помощь прокуроров. Кроме того, нужно задействовать и ранее неиспользовавшийся ресурс. Результаты оперативно-розыскной работы, сведения о готовящихся правонарушениях, поступающие из органов внутренних дел, должны на самой ранней стадии стать основаниями для проведения полномасштабных прокурорских проверок, с целью исключить саму возможность незаконного использования государственного имущества.

Тесным образом с вопросами противодействия экономическим преступлениям связана проблема борьбы с коррупцией. Политические решения, принятые в прошлом году руководством страны, придали новый импульс работе по противодействию этому опаснейшему виду преступности.

За прошедший год органы внутренних дел заметно активизировали работу. В 2008 г. выявлено 34 тыс. преступлений, совершенных государственными и муниципальными служащими с использованием служебного положения, в суды направлены уголовные дела о 31,5 тыс. преступлений коррупционной направленности.

Вместе с тем все это еще очень далеко от реального положения дел. Мы только фиксируем, что часть коррупционных преступлений совершается организованными преступными группами, а также усиление криминального профессионализма в действиях субъектов коррупционных преступлений. В то же время активные, наступательные, масштабные действия со стороны правоохранительных органов не всегда имеют место, а где-то просто имитируются.

Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым задача противодействия коррупции определена в качестве ключевой для всех правоохранительных и государственных органов на дальнейшую перспективу, и нам необходимо активизировать свои усилия. В этих вопросах оперативные подразделения, следственные органы и прокуратура должны занимать наступательные позиции, согласовывать и координировать свои действия.

Сейчас в сфере обеспечения правопорядка совместная задача прокуратуры, МВД России и других правоохранительных органов заключается в минимизации последствий кризисных проявлений. А лучше всего - в их предотвращении. Говоря об этом, я имею в виду недопущение всплесков, вызванных социальной напряженностью, проявлений межнациональной и социальной вражды, актов экстремизма.

В решении этих вопросов определенная часть задач ложится на Федеральную миграционную службу. Наша страна нуждается в иностранной рабочей силе, но в условиях нарастающей безработицы необходимо обеспечить соблюдение баланса интересов россиян и приезжих рабочих. В целях предотвращения возникновения конфликтов на этой почве, ситуацию необходимо тщательно отслеживать и контролировать.

Министерством внутренних дел при поддержке Президента Российской Федерации принято важное и нужное решение. Созданный в прошлом году Департамент по противодействию экстремизму призван обеспечить организационное и методическое руководство подразделениями органов внутренних дел в борьбе с этого вида преступлениями.

Основываясь на практике работы Генеральной прокуратуры, скажу, что это правильный и своевременный подход. В борьбе с экстремизмом иного пути, как концентрация усилий, нет.

В Генеральной прокуратуре уже более двух лет существует и неплохо работает такое специализированное подразделение. За это время нами достигнуты определенные результаты.

В организации работы по противодействию экстремизму мы готовы поделиться накопленным опытом, оказать необходимую помощь и активно взаимодействовать.

Тем более, что ситуация еще очень далека от благополучия. Только в прошлом году количество преступлений экстремистской направленности возросло почти на 30%. И, что самое страшное, основная их масса совершается молодежью. Поэтому противодействие экстремизму, профилактика его проявлений – насущная и каждодневная задача для МВД России.

Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет хороший опыт межведомственного сотрудничества с органами безопасности в этой области. Мы не только обмениваемся информацией, но и успешно проводим проверки по пресечению деятельности экстремистских организаций. Полагаю, что на такой же основе должно быть налажено взаимодействие и с органами внутренних дел.

В заключение хочу сказать, что задачи, стоящие в текущем году перед всей правоохранительной системой, сложные и многоплановые. Их успешное выполнение потребует сконцентрировать силы, действовать в одном направлении. В вопросах борьбы с преступностью, в обеспечении правопорядка вы всегда найдете у прокуроров помощь и взаимопонимание.

 

​​​​​​​

Распечатать