Интервью и выступления

  • 9 ноября 2006, 16:25
  • Фридинский Сергей Николаевич
Можно ли искоренить «дедовщину» в армии?
  Текст

Задайте вопрос Главному военному прокурору РФ Сергею Фридинскому

Назначенный в июле этого года на должность Главного военного прокурора Сергей Фридинский основной задачей своей деятельности на этом посту считает максимальное решение проблем, которые сегодня существуют в армии, и в первую очередь, утверждение в воинских коллективах дисциплины и уставного порядка, защиту интересов военнослужащих во всех сферах их жизни. Главная военная прокуратура РФ - орган, не зависящий от командования и органов военного управления, и военные прокуроры имеют право беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий и учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима. Какие дела в настоящее время расследуют военные прокуроры, как руководитель Главной военной прокуратуры намерен бороться с правонарушениями в армии и их последствиями? Как Главная военная прокуратура будет строить отношения с министерствами и ведомствами, в которых предусмотрена военная служба? Эти и другие вопросы вы можете задать в ходе интернет-конференции Страны.Ru заместителю Генерального прокурора РФ - Главному военному прокурору Сергею Фридинскому.

- Интересно, какой процент от всех преступлений, совершаемых в армии, становится известным широкой общественности? Наверняка, и одного не будет? Ирина, Южный округ

- В своей работе мы стараемся быть максимально открытыми для всех слоев общества. Другое дело - что общественности наиболее интересно. Думаю Вы согласитесь, что подчас не совсем достоверная и проверенная информация о происшествии способна сделать сенсацию.

В этой связи хочу отметить, что любой гражданин, если это ему интересно, вправе получать информацию "из первых рук". Законодательно закреплен небольшой перечень вопросов, не подлежащих распространению (в основном относящиеся к государственной или военной тайне), и состояние преступности в него не входит.

В качестве примера скажу, что на сайте МО РФ ежемесячно публикуются сведения о преступлениях и происшествиях в Вооруженных Силах Российской Федерации, на сайтах Генпрокуратуры и военных судов можно узнать информацию о ходе расследования и рассмотрения в судах уголовных дел. Достаточно регулярно на эту тему пишут в газетах и говорят на телевидении.

Доверять или нет этой информации - зависит от убеждений человека.

- Я служил с 1984 по 1986 год. Тогда была дедовщина, но как говорят сегодня она еще хуже. Я думаю, что это из-за плохого физического состояния призывников. Нам надо уделять больше внимания физической подготовке будущих призывников в школе. А вы как думаете? Владимир, Центральный округ (кроме Москвы)

- В том, что физическому развитию не только будущих призывников, но и всего подрастающего поколения нашей страны надо уделять пристальное внимание - это бесспорно.

В немалой степени эту озабоченность разделяет и руководство нашего государства. Не случайно 10 декабря 2005 года Президент Российской Федерации поручил Правительству представить предложения по модернизации системы физического воспитания детей, подростков и молодежи и развитию спорта в образовательных учреждениях в 2006 - 2008 годах. Кроме того, в своем Послании Федеральному Собранию РФ Президент России указал на необходимость того, что "в школах надо не только учить, но и воспитывать. Надо заниматься физической и военно-патриотической подготовкой молодежи".

Вместе с тем, считать причиной так называемой "дедовщины" только недостаточный уровень физической подготовки - неверно. Их гораздо больше и есть более значимые.

- Не стоит ли строже спрашивать с офицеров, ответственных за жизнь вверенных им людей? Алексей, Санкт-Петербург

- Рамки действующего законодательства позволяют достаточно строго спрашивать не только с офицеров, но и со всех военнослужащих, должностные обязанности которых предусматривают ответственность за жизнь, здоровье и безопасные условия военной службы своих подчиненных.

В то же время мы понимаем, что каким бы жестким не было наказание, одними карательными мерами проблемы не решить.

Ответственность офицеров за жизни своих подчиненных необходимо формировать, прежде всего, мерами воспитательного и профилактического характера, с одновременным ужесточением контроля за состоянием воинской дисциплины. И, конечно, все это должно сопровождаться повышением социального статуса офицерской службы.

- По моему глубокому убеждению дедовщина в Армии продолжает существовать не столько из-за бездеятельности, сколько из-за прямого потворствования этому явлению со стороны сержантского состава всех уровней. Не считаете ли Вы, что настало время: 1. Назначать на должности младшего командного состава исключительно контрактников в возрасте не младше 27-28 лет; 2. Ввести в практику в качестве наказания для командиров этой категории денежные штрафы за непринятие мер в отношении проявлений дедовщины. Юрий, Москва

- Мера, которую Вы предлагаете, уже реализуется в рамках федеральной целевой программы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации на контрактной основе. Министр обороны России С.Б. Иванов уже неоднократно сообщал о планах в рамках этой программы в первую очередь перевести на службу по контракту сержантский корпус.

В настоящее время в Вооруженных Силах также разработана и осуществляется программа совершенствования подготовки младших командиров и развития учебной сети армии и флота на 2006-2010 годы.

Дисциплинарное наказание в виде штрафа действующим законодательством не предусмотрено, но военнослужащему, признанному судом виновным в совершении преступления, в том числе и, как Вы говорите, за "непринятие мер в отношении проявлений дедовщины" в соответствии с Уголовным кодексом РФ может быть назначено наказание в виде штрафа.

- У всех органов государственной власти сейчас есть свои сайты. Есть он и у Прокуратуры РФ. Любой гражданин может обратиться через сайт к Президенту РФ, в Администрацию Президента РФ, в Правительство РФ, в Государственную Думу РФ, а вот в Прокуратуру РФ НЕТ! На сайте Прокуратуры РФ можно прочитать об успехах, но сообщить о преступлениях или нарушениях прав граждан - УВЫ! А ведь новый Генеральный Прокурор публично обещал свою Интернет-доступность. Вы вот тоже, Сергей Николаевич, проведете мониторинг, поставите галочку, доложите по команде и отключитесь. Про Интернет-конференцию узнал тоже не с сайта прокуратуры. И какая это конференция, если одни вопросы без ответов?! А сколько сообщений о преступлениях можно было бы оперативно получать и оперативно реагировать! Видимо реализуется принцип - меньше знаешь - крепче спишь. Вопросы: 1.Предоставите ли Вы возможность обращаться к Вам через Интернет? 2.Будет ли опубликован список "горячих" проблем, за решение которых Вы возьметесь после изучения результатов этого опроса? Владимир

- Уважаемый Владимир! Действительно, Генеральным прокурором Российской Федерации Ю.Я. Чайкой была провозглашена политика прозрачности и открытости в деятельности органов прокуратуры. В рамках этого совершенствуется сайт Генпрокуратуры России. В новой версии будет предусмотрена возможность обратиться к Генеральному прокурору РФ и его подчиненным, в том числе и ко мне. Эта работа будет завершена в ближайшее время, о чем обязательно будет сообщено средствами массовой информации.

Что же касается списка "горячих проблем", то на прошедшей в августе этого года коллегии Главной военной прокуратуры определены основные направления нашей деятельности как на ближайшее время, так и на перспективу. Конечно, они увязаны с проблемами армейской жизни. Прежде всего, это эффективная координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью в войсках, в первую очередь с насилием среди военнослужащих, реализация правозащитного потенциала военных прокуроров в вопросах обеспечения социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, в том числе и на безопасные условия военной службы. Будет продолжено формирование прозрачного и открытого для общества характера деятельности органов военной прокуратуры.

- Искоренение "дедовщины" в армии - это принципиально неправильная формулировка/постановка проблемы, а посему и ответ будет по существу неверен т.к. это компетенция только косвенно-следственно прокуратуры. Вы согласны? Парадокс

- Бороться с этим явлением должны все. В первую очередь, это, конечно, командование и общественность, в широком понимании этого слова. Почему общественность - постараюсь объяснить.

Выступая на расширенной коллегии Главной военной прокуратуры в августе этого года, я уже говорил, что, так называемая "дедовщина" - это проблема не только Вооруженных Сил, а всего общества. Поскольку, во-первых, она касается очень многих из нас, а, во-вторых, причины ее кроются не только в армейской среде. Неуставные взаимоотношения - это, конечно, и упущения в работе командования тех частей и подразделений, где они допускаются. И многое другое в армии этому способствует.

Однако надо понимать следующее - это не та болезнь, которая рождается и умирает в армии. Она там только проявляется. Работу по профилактике "неуставных" надо начинать с самых ранних этапов коллективной жизни человека. Я это говорю как практический работник на основе достаточно большого эмпирического материала.

С этих позиций, помимо неотвратимости наказания за подобные преступления, по моему глубокому убеждению, основой профилактики насильственных проявлений должна стать совместная работа военных прокуроров и командиров по обеспечению в воинских коллективах твердого уставного порядка, формированию морально-психологического климата нетерпимости к подобного рода фактам. Этим мы занимаемся постоянно, в том числе и в рамках постоянно действующей межведомственной рабочей группы по борьбе с неуставными проявлениями.

Не забываем и об институтах гражданского общества, тесно взаимодействуя с Общественной палатой, Уполномоченным по правам человека в РФ, правозащитными организациями.

- Офицеры оторваны от быта казармы. Если назначить ответственным за порядок в подразделении (роте) авторитетного солдата из рядов младшего командного состава (старшину, ст. сержанта) с вытекающими отсюда последствиями, не изменит ли это ситуацию в армии в лучшую сторону? Ваше мнение? Вячеслав

- Не могу с Вами согласиться. В соответствии с требованиями закона и общевоинских уставов любой командир (начальник), независимо от своего должностного положения, будь то командир отделения или полка, обязан обеспечивать твердый уставной порядок, поддерживать на должном уровне состояние воинской дисциплины, первым принимать меры, направленные на пресечение противоправных действий в отношении военнослужащих. Кроме того, каждому должностному лицу уставами определен круг обязанностей, за исполнение которых он отвечает. Иными словами "каждый должен нести свой чемодан".

Предлагаемая Вами формула иногда используется командирами, но дает это, как правило, обратный результат. Роль "смотрящего" здесь не подходит.

- У меня простейший способ избавиться от дедовщины. 1. Посылать служить ребят максимально близко к дому. Если родители будут иметь возможность видеть, как служат их дети, ни один дед не посмеет измываться над солдатом. 2. Сократятся расходы армии по перевозке солдат из Калининграда во Владивосток и обратно. 3. В отдаленных районах пусть служат контрактники. Галина

- Уважаемая Галина, не могу разделить Вашу позицию, хотя с точки зрения матери она, возможно, и кажется безупречной.

Думаю, что такими способами проблему не решить. Я уже говорил, что в основе обеспечения безопасных условий военной службы должен быть комплекс мер, предпринимаемых командованием, военной прокуратурой и общественностью.

Территориально-милиционный принцип комплектования, который Вы предлагаете, мне кажется, не в полной мере позволит Вооруженным Силам выполнять стоящие перед ними задачи. Да и формировать климат в подразделениях и все время находиться там мамы ведь не могут.

- А Вы в армии служили? Виктор

- Да, служил и прошел последовательно все должности от рядового до генерала. Так что я понимаю, о чем говорю.

- Мое сообщение, которое я написал вчера - цензурой на экран НЕ ДОПУЩЕНО! А писал я о том омерзительном театральном представлении (совещании), где прокурор и Министр обороны пели друг другу дифирамбы, заранее, за кулисами договорившись продолжать покрывать преступления, совершаемые в армии. Преступлений - неисчислимое множество, начиная с того, как ведется учет производства и хранения оружия. Каждый отслуживший (в старые хорошие бездедовщинные времена!) знает как строг учет не только единиц оружия, но и каждого патрона. Известны случаи, когда вся часть ползала на коленях по стрельбищу, чтоб найти оброненный недотёпой патрон. Но вот наступили времена, когда командовать стали те, кто понял, что на продаже оружия можно прекрасно нажиться. Вся кавказская компания была ярким примером того, как бандиты были оснащены не хуже, а то и получше боевых кадровых частей. Откуда они "брали" оружие? Ни один прокурор не сделал простейшего - не стал проверять (по номерам и типу) отобранного у пленного или убитого террориста оружия путь его доставки. А ведь это так просто! Сразу можно было найти преступников разбазаривающих склады, а потом их поджигающих! НЕТ! Этого ни разу не было сделано! Я уж и не говорю о всяких там гранатометах "Иглах" и т.д. которыми было сбито столько наших вертолетов с солдатами! Не думаю, что по уставу они не имеют учета и просто валяются под лавками..... ВЫВОД: Дедовщина - позор из той же категории -кому то страшно выгодно иметь не ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА а ЗАБИТОГО РАБА-БАТРАКА. И этот "КОМУ-ТО" не по зубам ни одному прокурору! Мерзко, подло и обло! А за Державу -смертельно обидно! Pyotr, Дальнее зарубежье

- Жесткий монолог. Явно требует такого же жесткого ответа. Но не буду. Хотя он и есть. Ваши познания в обозначенных темах, Петр, близки к нулю.

Если что-то интересно знать, Вы спросите. Злопыхательствовать на тему вовсе не трудно, да и знать особо ничего не нужно.

Так вот, к примеру, о хищениях оружия.

На протяжении ряда лет неуклонно снижается как количество зарегистрированных преступлений этой категории (в этом году более чем на треть), так и количество пропавшего оружия.

Например, если в 2004-2005 годах было похищено или утрачено около 500 единиц оружия, а разыскано - почти 400, то в первом полугодии этого года пропало всего 30, а изъято из незаконного оборота - 62 единицы огнестрельного оружия. Всего же нами с 40-х годов прошлого века разыскивается менее 6 тыс. единиц оружия.

Примечательно, что в этом году не зафиксировано крупных хищений оружия. В 2004-2005 гг. такие случаи были.

А что касается Державы, так за нее не обижаться, а бороться нужно. Вы, как я понимаю, не Верещагин.

- Почему при рассмотрении преступлений, связанных с дедовщиной не привлекаются к ответственности военнослужащие скрывавшие, либо не принявшие мер к предотвращению преступления. Введение в практику ответственности за это во многом бы способствовало искоренению дедовщины. Станислав, Москва

- Следует отметить, что законом (ст.316 УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность только за заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений - т.е. преступлений, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет и более строгое наказание.

В свою очередь санкции статьи 335 УК РФ (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности) предусматривают максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.

Но это не означает, что отсутствует правовой механизм борьбы с укрывательством этих преступлений.

Так, воинские должностные лица, за сокрытие преступления, связанного с "неуставщиной" и рукоприкладством привлекаются к уголовной ответственности по ст.285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).

В свою очередь военнослужащие, входящие в суточный наряд части (кроме караула и вахты), в состав патрульного наряда, за нарушение уставных правил внутренней службы и уставных правил патрулирования в гарнизоне, если эти деяния повлекли тяжкие последствия, могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст.344 УК РФ (нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне).

Поэтому органы военной прокуратуры в ходе расследования каждого факта неуставных проявлений ориентированы на тщательное выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступления, дачу правовой оценку деятельности (бездеятельности) воинских должностных лиц, военнослужащих, допустивших сокрытие преступления, либо не принявших мер к его предотвращению.

И такая форма борьбы с сокрытием и предотвращением случаев так называемой "дедовщины" уже существует и апробирована прокурорско-следственной практикой.

- Господин Фридинский, на каком этапе находится расследование дела о солдате-срочнике Кирилле Григорьеве оставившем предсмертную записку и выбросившемся с 9 этажа здания Генштаба в Москве? О деле Сычева узнала вся страна и оно долго обсуждалось и обсуждается во многих СМИ, а тут парень погиб под носом у высших военных начальников - и ни одного комментария военной Прокуратуры!!!! Может потому и нет, что начальники слишком близко? Ссылки на статьи об этом диком случае:

http://www.newsru.com/

http://www.mk.ru/ Надежда

- В связи с гибелью рядового Григорьева Московской городской военной прокуратурой в тот же день 9 июня 2006 г. возбуждено и расследуется уголовное дело, в ходе которого проверяются различные версии, в том числе и доведении его сослуживцами до самоубийства. На данном этапе следствием собраны доказательства о применении неуставных взаимоотношений к Григорьеву и еще к 6 военнослужащим со стороны одного из сослуживцев, который к настоящему времени уволен в запас. Его фамилия в интересах следствия не разглашается. Сейчас принимаются меры к установлению местонахождения подозреваемого и его задержанию. Местонахождение же начальников для принятия решения по делу значения не имеет.

- Уважаемый прокурор! Вы знаете, сколько стоит в Питере отмазка от армии? Во всех военкоматах берут взятки!!! Почему дети чиновников не служат в армии пусть даже офицерами, а работают банкирами и т.д. Почему гибнут молодые ребята в мирное время??? Елизавета

- В текущем году прокурорскими проверками были охвачены практически все военкоматы страны (свыше 2000). В каждом третьем из них выявлены нарушения закона. Внесено более 250 представлений об их устранении, пятидесяти трем должностным лицам объявлено предостережения о недопустимости нарушений законов.

По всем известным фактам взяточничества и мошенничества, совершенных должностными лицами военных комиссариатов и призывных комиссий возбуждены уголовные дела, виновные в этом привлечены к уголовной ответственности.

Для Вашего сведения, только в первом полугодии текущего года органами военной прокуратуры по фактам "мздоимства" работников военных комиссариатов направлено в суд более тридцати уголовных дел.

- Возможно ли найти правду в причине гибели моего сына ст. л-та Ухань А.В. в/ч 21043 ПВО г. Знаменска т.к. с 18.08.06 никакой информации не имею, телефоны командира п-ка Голикова и заместителя п-ка Моисеева для меня отключены, обстоятельства гибели неизвестны, проводится ли расследование также неизвестно. Вот Вам и вся дедовщина, а сыну было всего лишь 25. Прошу помочь! мать

- Понимая горечь потери сына, соболезную Вам.

По факту гибели Вашего сына - старшего лейтенанта Уханя Андрея Валерьевича, прокуратурой г. Ахтубинска Астраханской области проводилось расследование.

Достоверно установлено, что 18 августа 2006 года Ваш сын утонул, купаясь на городском пляже г. Знаменска Астраханской области во внеслужебное время. Обстоятельства его гибели подтверждены как показаниями очевидцев трагического происшествия, так и проведенными судебно-медицинскими исследованиями.

Версии о возможном применении к Вашему сыну насилия проверялись и подтверждения не нашли, так что "дедовщина" здесь не при чем.

Уведомление о результатах расследования и принятом прокуратурой решении направлено в Ваш адрес.

- Дисциплина и уставной порядок это хорошо. Беспредел, который творится в армии и на флоте уже надоел. В первую очередь этот беспредел устраивают старшие командиры и начальники, которые заинтересованы в улучшении своего благосостояния за счет подчиненных. Например, в некоторых воинских частях часть премиального фонда, который образуется за счет денежных средств офицеров и мичманов, лишенных некоторой части премии по итогам года идет в карман командира, поэтому под конец года устраивается кампания по максимальному увеличению этого фонда. Премии лишают за все, что угодно, причем, не тратя время на разбирательство и не утруждая себя поэтапным наказанием (замечание, выговор и т.д.), а рубят сразу, тем самым лишая возможности военнослужащего встать на верный путь и отбивая всякое желание исполнять свои обязанности - потому что премии нет, а зарплата так и так будет. А преступления и происшествия скрываемые в армии это еще один рассадник дедовщины и неуставщины. Резанные вены зашиваются в медпунктах частей, избитые солдаты и морячки прячутся от проверяющих, мобильные телефоны забираются чтобы нельзя было дозвониться до прокуратуры или родителей и сообщить об издевательствах. Дедовщина изначально сидит в армии, а не приходит в нее с гражданки, и виновны в расцвете этой самой дедовщины в первую очередь командиры частей, которые боясь за то, что их накажут скрывают все ужасы происходящие у них в части до последнего, и будут это скрывать. Потому что настоящих командиров осталось мало, а в основном какие-то малохольные и нерешительные. Если раньше командир был фигурой неприкосновенной, то теперь его могут за подчиненных наказать, обозвать и назвать ни на что не способным офицером. А теперь и решайте можно с такими командирами навести порядок в вооруженных силах? Андрей, Северо-западный округ (кроме Санкт-Петербурга)

- Уважаемый Андрей! К сожалению, из Вашего вопроса не ясно, где происходили противоправные действия и кто их совершил. При поступлении конкретных обращений, в соответствии с действующим законодательством, будут проведены прокурорские проверки и приняты предусмотренные законом меры.

Что касается сокрытия преступлений. Для искоренения этого явления мы тесно взаимодействуем с руководством Вооруженных Сил России. Совместно подготовлен и действует соответствующий приказ Министра обороны РФ, требования которого в немалой степени способствуют снижению количества укрываемых преступлений.

Чтобы не быть голословным приведу только один пример: в марте этого года к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима был осужден бывший командир одной из воинских частей Минобороны России полковник Олег Дроздов, который скрыл обстоятельства получения тяжелой травмы подчиненным военнослужащим.

- Уважаемый Сергей Николаевич. Как можно бороться с дедовщиной, если армией командуют воры и казнокрады. Если в Чечню начиная с 2003 года приходили офицеры, которые дали взятки своим командирам и кадровикам, а солдатик ехал туда чтобы заработать, а не Родину защищать, потому что работы нет, а к бандитам идти не хочет. А в Чечне Чтобы служить каждый месяц командиры забирали часть денег, а если не отдашь то тебя уволят суточным приказом. "Боевые "командиры солдата не закрывают, потому что как шакалы себе все забирали, а солдатикам говорили , что лимитов на боевые нет. В Ханкале офицерики себе по 30 дней закрывали и своим любовницам и официанткам по 20-25 дней закрывали, а в части говорили боевые только для тех, кто в атаку, а Вы все быдло все себе в суде отсудите и получите. И вот эти "быдла? как они нас обзывали годами судились, кто высудил, кто нет, потом нужно было еще их получить, а везде нужно оставить взятку, а на выходе ноль, все шакалы забрали "золотопогонники", А отпускные получить двое суток, за трое суток сверх урочных, а кто не знает, то офицерики с начфинами все по братски между собой поделят. Вот где они нажились на солдатских кровях и деньгах. Самое главное, что об этом все знали и брали солдатские деньги без зазрения совести. А мать убитого солдата спрашивает, а где его боевые, а мы говорим командующий лимиты не выделил, а он улыбается, подписывая официанткам и говорит, только, кто в атаку ходил. Поэтому дедовщина у нас непобедима. Только повтор 1917 года или 1937 нас спасет. А Вам удачи, может хоть сдвинете что-то, а то еще пару лет такой демократии или перестройки и вся армия разбежится. владимир, Москва

- В Ваших словах, к сожалению, немало правды. Но мы стараемся не давать спать прокурорам при решении этих вопросов.

Мерами, принятыми органами военной прокуратуры и военного управления, в 2006 году ситуацию с выплатами денежного вознаграждения за участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации удалось стабилизировать. Военнослужащим воинских частей, дислоцированных в данном регионе, указанное вознаграждение выплачено полностью (с 01.01.2006 производство его выплаты отменено на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005).

В настоящее время военными прокурорами предпринимаются меры для погашения задолженностей по данным выплатам за минувшие периоды (1999-2004 гг.), в том числе на основании судебных решений.

Проверками установлено, что в воинских частях, входящих в состав ОГВ(с), такая задолженность имеется перед 375 бывшими военнослужащими на сумму свыше 2 млн руб. (во многом причина сложившейся ситуации - отсутствие сведений об их местонахождении). Вместе с тем командование достаточных мер по восстановлению прав этих лиц не принимало.

На выявленные нарушения законодательства первому заместителю командующего ОГВ(с) от Вооруженных Сил Российской Федерации внесено представление. По результатам командованием ОГВ(с) издан приказ от 12.05.2006 ? 5 "О принятии мер по активизации розыска бывших военнослужащих и ликвидации задолженности по денежным выплатам", реализация которого взята на контроль.

Однако, несмотря на принимаемые меры, отдельными воинскими должностными лицами по-прежнему допускаются нарушения законодательства, направленного на полное обеспечение денежным вознаграждением лиц, принимавших фактическое участие в контртеррористических операциях.

Так, в ходе проверки в одной из войсковой частей выявлено, что старшина роты прапорщик Цыганок С.В. незаконно отбирал у военнослужащих части 80 процентов вознаграждения, выплаченного на основании судебных решений, мотивируя свои действия передачей их в суд и командованию части. Только у 3 таких лиц им неправомерно изъято более 500 тыс. рублей. В отношении Цыганка С.В. возбуждено уголовное дело и избрана мера пресечения в виде содержания под стражей (ведется следствие).

По вине помощника командира другой воинской части ОГВ(с) по финансово-экономической работе (главного бухгалтера) майора Букреева А.Н. при увольнении с военной службы военнослужащему Горбунову А.А., пострадавшему в период прохождения военной службы, не было выплачено причитающееся денежное вознаграждение за участие в контртеррористических операциях. Кроме этого, он не был обеспечен полностью денежным довольствием и полевыми деньгами. Общая сумма задолженности перед ним составила 71540 руб. 54 коп.

По требованию военного прокурора нарушенные права Горбунова восстановлены, причитающиеся денежные средства полностью направлены почтовым переводом по месту его жительства.

Не изжиты злоупотребления работников финансовых служб с денежными средствами, находящимися на вкладах. Так, в июне 2005 г. помощник командира одной из частей по финансово-экономической работе старший лейтенант Д. Шихов, используя служебное положение, изъял из финансовой службы вкладные книжки двух военнослужащих, изготовил фиктивные доверенности от их имени на получение денежных средств, которые передал гражданскому лицу. Последний, реализуя преступный замысел, получил в Полевом учреждении Банка России денежные средства. Аналогичным образом Шиховым присвоены денежные средства, начисленные на вкладные книжки еще 19 военнослужащих, на общую сумму более 1 млн рублей.

Недавно в Главную военную прокуратуру обратилась старший прапорщик Татьяна Руденко, которая с мая 2000 года по сентябрь 2003 года проходила военную службу в одной из воинских частей, дислоцированной в Чеченской Республике. За это ей были предоставлены предусмотренные законодательством дополнительные сутки отдыха, однако положенные за них выплаты Т. Руденко с 2003 года не получила.

Аналогичная ситуация сложилась у бывшего военнослужащего другой воинской части, также принимавшей участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе. С. Лемешев также длительное время не мог получить начисленное ему денежное вознаграждение.

Как выяснилось в ходе проведенных проверок причинами этому послужили различные нарушения со стороны командования. В частности, при заполнении вкладной книжки С. Лемешеву начфином части была допущена ошибка при написании фамилии.

В кратчайшие сроки выявленные нарушения устранены, положенные выплаты произведены и получены заявителями в полном объеме.

Всего в период с 2003 по 2006 год военными прокурорами ОГВ(с) рассмотрено почти 4 тысячи обращений по проблеме выплаты "боевых". В интересах военнослужащих заявлено более тысячи исковых заявлений. В настоящее время вынесено более 450 судебных решения по выплатам военнослужащим более 130 млн. рублей.

По результатам прокурорских проверок 163 работника финансовых органов привлечены к дисциплинарной ответственности, за хищения денежных средств, предназначавшихся для выплаты участникам боевых действий, в этот период к уголовной ответственности привлечены 219 должностных лиц.

- Масло, отобранное у молодого солдата - это "дедовщина" и уголовное преступление. Уже три года командование Космических войск отбирает у больных детей, в том числе детей-инвалидов военнослужащих и гражданского персонала войсковых частей космодрома Байконур установленные п.6 постановления Правительства РФ ?1122 1994 г. выплаты. Военная прокуратура не решается найти виновных, не смотря на многочисленные обращения родителей. Новый состав военной прокуратуры также будет покрывать "дедов" в генеральских погонах? подробности:

http://www.iiisssiii.narod.ru/, Москва

- В ходе проведения проверок в 2006 г. органами военной прокуратуры действительно были выявлены нарушения законов на космодроме Байконур.

Так, военнослужащим и лицам гражданского персонала, состоящим на диспансерном учете, не выплачивалась денежная компенсация для приобретения детям дополнительных продуктов питания, предусмотренная Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 г. и приказом МО РФ от 17 августа 2002 г. ? 315.

По требованию военных прокуроров командованием космодрома приняты меры, направленные на устранение нарушений действующего законодательства. В частности, открыто специализированное предприятие "Звездочка" для приобретения продуктов питания детям военнослужащих и лиц гражданского персонала, состоящим на диспансерном учете, а 25 августа 2006 года командиром Вашей части издан приказ, определяющий порядок выплаты компенсации.

Кроме того, органами военной прокуратуры проведены прокурорские проверки исполнения законодательства об обеспечении жильем, внесены акты прокурорского реагирования, направлена информация руководству Минобороны России и командованию Космических войск.

В настоящее время Минобороны России принято решение о включении военнослужащих космодрома в план обеспечения жильем в 2007 году отдельной строкой в приоритетном порядке.

В 2006 г. для увольняемых военнослужащих космодрома выделено 117 жилищных сертификатов, до конца года планируется выделение квартир в п. Малые Вяземы Одинцовского района Московской области и в г. Калуге.

- Уважаемый товарищ генерал-полковник! Почему Правительство и Минобороны нарушают Закон РФ от 12 февраля 1993 г. ?4468-1 при исчислении размера пенсии военным пенсионерам. Вместо стоимости продовольственного пайка в размер пенсии включается выдаваемая военнослужащим денежная компенсация. Об этом нарушении неоднократно указывал Конституционный суд РФ в своих определениях. Но воз и поныне там. Правительство и Минобороны ни хотят устанавливать размер стоимости продпайка для исчисления пенсии военным пенсионерам. Трушин А.В. военный пенсионер, Москва

- В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" нормы и сроки продовольственного обеспечения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Альтернативный подход к вопросу об обеспечении военнослужащих продовольственным пайком - предоставление его в натуральном виде или в виде денежной компенсации и приостановление законодателем действия отдельных положений указанной статьи признаны Конституционным Судом Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 9 июня 2005 г. ? 220-О, указанное обстоятельство не предполагает изменение (приостановление) порядка исчисления и пересмотра пенсий военным пенсионерам, установленного законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу", и не может рассматриваться как препятствующее пересмотру таких пенсий при увеличении стоимости продовольственного пайка.

Официально разъясняя свое определение от 14 декабря 2004 г., Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на то, что предписание, согласно которому подлежат пересмотру правоприменительные решения по конкретным делам заявителей (граждан Степанова Р.А. и Тюльпина В.Е.), не может рассматриваться как определяющее условие для удовлетворения исковых требований этих и других заявителей. Разрешение дел по искам военных пенсионеров о перерасчете пенсий является прерогативой судов общей юрисдикции и связано с применением подзаконных нормативных актов, а также с оценкой представленных доказательств об увеличении стоимости продовольственного пайка.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от

22 августа 2004 г. ? 122-ФЗ в статью 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих", с 1 января 2005 г. определение размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка непосредственно возложено на Правительство Российской Федерации, которое постановлениями от

31 декабря 2004 г. ? 906 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.92 ? 479" и от 22 февраля

2006 г. ? 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2006 год" установило компенсационную выплату за продовольственный паек соответственно на 2005 и текущий годы в размере 20 рублей.

Кроме того, Верховный Суд Российской Федерации указал на то, что "подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий, должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производиться исходя из размера ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленного федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу".

При осуществлении надзора в указанной сфере органы прокуратуры исходят из позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Проблема, поднимаемая Вами, требует внесения изменений в бюджетное законодательство и, соответственно увеличения бюджетных расходов на текущий и последующие годы. Эта позиция, насколько я знаю, поддерживается профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, поэтому необходимо дождаться решения законодателя.

- Уважаемый Сергей Николаевич! Известны ли Вам факты положительных решений Калининградской и Саратовской судебных инстанций по искам военных прокуроров соответствующих гарнизонов к пенсионным органам облвоенкоматов по выплате военным пенсионерам, состоящим у них на учете задолженности по пенсиям за период с 01.01.1995 по 28.02.1998 гг. (в связи с повышением должностных окладов военнослужащих на 25%). Если известны, то почему ГВП никак не реагирует на установленные судами факты нарушения прав военных пенсионеров? Ведь эти нарушения имели место в отношении ВСЕХ военных пенсионеров, по ВСЕЙ РОССИИ! Единым "нарушителем" является МО РФ. Или и дальше каждому военному пенсионеру следует "пробовать на прочность" нашу судебную систему в одиночку? Да и могут это сделать только те, кто обладает этой информацией, имеет для этого моральные и физические силы. По моему мнению, Закон в РФ един для всех, а не только для двух областей России. Или я ошибаюсь? Кстати, на мое обращение к военному прокурору Вологодского гарнизона по данному факту нарушения моего материального права я получил формальную отписку с разъяснениями ст.42 ГПК за подписью зам. прокурора Покараева, в которой он фактически указал, что военная прокуратура не имеет никакого отношения к данной проблеме. Ваше мнение такое же? Спасибо за ответ. Анатолий, Северо-западный округ (кроме Санкт-Петербурга)

- При осуществлении надзора в указанной сфере органы военной прокуратуры исходят из позиции Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в его определении от 19 октября 2004 г. ? 6-В04-19 от 17 июня 2005 г. ?77-В05-5 и опубликованной в Бюллетене Верховного Суда РФ ?5 за май 2006 года,, а также в разъяснении заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М. Жуйкова от 31 января 2005 г., в котором указано, что с 1 января 1995 года военнослужащим выплачивалось денежное довольствие с учетом увеличения на 25% окладов по воинской должности. Поэтому пенсии, назначенные лицам, проходившим военную службу, подлежали пересмотру с 1 января 1995 года также с учетом указанного увеличения окладов по воинской должности. Иное противоречило бы равенству всех перед законом.

Статьей 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. ? 4468-1 определено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

По вопросу индексации разъясняю, что согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 года ? 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" убытки, вызванные задержкой выплаты причитающихся денежных средств, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года ? 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и нормами главы 59 Гражданского кодекса РФ возмещаются судом с учетом требований заявителя в зависимости от доказанности их размера и наличия к тому оснований, предусмотренных законом.

Кроме того, Гражданский процессуальный кодекс РФ не предоставляет прокурору права вступать в процесс по гражданским делам о перерасчете пенсий конкретным лицам.

- Хотелось бы узнать, как обстоит дело с так называемыми "оборотнями в погонах" в военной прокуратуре и где найти правду на произвол со стороны военного прокурора? Илона, Южный округ

- В органах военной прокуратуры проведение проверок (служебных расследований) в отношении прокурорско-следственных работников поручается наиболее профессионально подготовленным работникам, занимающем, как правило, более высокое служебное положение по отношению к тем, в отношении кого проводятся проверки (служебные расследования).

В Главной военной прокуратуре в составе управления кадров создано специальное подразделение для проведения указанных проверок.

Ни одно из обращений в отношении прокурорско-следственных работников не остается без надлежащего реагирования.

- А к нам пришел новый военный прокурор. Нарезал всем долю кто сколько будет платить, а кто не платит того в СИЗО. У нас так офицера не за что 5 месяцев продержали. Сажали на два, но он своей вины не признал - продержали пять с зеками в "пресскамере". А вот другой представитель тыла как инспекция, так документы в кучу и в прокуратуру, якобы прокурорская проверка, к однокласснику и плевать что недостача не один миллион. И я хочу спросить: у нас так и будет рука-руку мыть? Так где найти правду Господин прокурор, если и в прокуратуре хватает нечистых на руку? А наш ВП теперь уже в Питере, ребята, кто не спрятался, я не виноват! Иван, Москва

- Уважаемый автор этого вопроса! Для проверки указанной информации предлагаю Вам направить в мой адрес письменное обращение с изложением соответствующих данных. Обещаю, что оно будет проверено самым тщательным образом.

- О привлечении солдат к работам в гражданских организациях либо за использование труда солдат на работах непосредственно на офицеров военными прокурорами виновные в этом должностные лица привлекаются к уголовной ответственности и приговариваются судом к различным мерам наказания. Это происходит с публикациями в средствах массовой информации и телевидении. Руководители военной прокуратуры Свободненского гарнизона в 2004 году передали группу солдат в рабство лицам кавказской национальности, которые длительное время подвергали их жесточайшей эксплуатации вплоть до уборки нечистот и другим унижениям. Почему это не придано гласности? Почему никого не привлекли к уголовной ответственности? Почему должностные лица, умышленно скрывшие это преступление, также не привлечены к уголовной ответственности?

- За привлечение военнослужащего к исполнению обязанностей, не обусловленных военной службой, заместитель военного прокурора Свободненского гарнизона Дальневосточного военного округа подполковник юстиции Шукюров В.А. привлечен к дисциплинарной ответственности, отстранен от занимаемой должности и в марте 2005 года он уволен с военной службы.

Национальная информационная служба "Cтрана.Ru", www.strana.ru.
Поддержка проекта: Дирекция интернет-вещания ВГТРК.

​​​​​​​

Распечатать