Интервью и выступления - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Интервью и выступления
- 3 июля 2006, 16:34
- Фридинский Сергей Николаевич
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Об устранении нарушений требований законов об организации основного общего образования несовершеннолетних в СИЗО и ВК
Генеральной прокуратурой Российской Федерации в адрес Минюста России 06.04.2005 вносилось представление об устранении нарушений законодательства об образовании в отношении несовершеннолетних, содержащихся под стражей в следственных изоляторах.
В нем предлагалось устранить нарушения законодательства об обучении несовершеннолетних в следственных изоляторах многих субъектов Российской Федерации.
В частности, предлагалось совместно с Минобрнауки России разработать и установить порядок организации обучения несовершеннолетних, содержащихся под стражей в следственных изоляторах, и финансирования этого процесса.
В ответе ФСИН России от 06.05.2005 № 10/1-884 сообщалось о принятии мер к организации образовательного процесса в соответствии с учебными планами: оборудовании помещений для занятий, предоставлении обучающимся учебников и письменных принадлежностей, привлечении к обучению педагогов, контроле за санитарно-гигиеническим состоянием мест обучения и т.д.
Вы также сообщили, что совместно с Минобрнауки России прорабатывается вопрос о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», о проведении ФСИН России, ее территориальными органами и начальниками следственных изоляторов совместно с государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальными органами управления образования работы по созданию условий для получения несовершеннолетними, содержащимися под стражей, общего среднего образования.
Однако контрольные проверки показали, что в течение года ни требования прокуратуры, ни обязательства, содержащиеся в ответе, не исполнены. Упомянутый порядок организации обучения несовершеннолетних не разработан, изменения в названный закон не внесены, регулярное проведение занятий, обеспечение учащихся учебниками и школьно-письменными принадлежностями не налажено.
Кроме того, прокурорами вновь выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности.
В 2006 г., как и в 2005 г., вопреки требованиям ч. 4 ст. 31 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» из-за отсутствия преподавателей, а также учебных помещений не проводится обучение содержащихся под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в ФГУ ИЗ-2/1 (Республика Алтай), ФГУ ИЗ-10/1 и ФГУ ИЗ-10/2 (Республика Карелия), ФГУ ИЗ-59/2, ФГУ ИЗ-59/3 и ФГУ ИЗ-59/4 (Пермский край), ФГУ ИЗ-31/1 и ФГУ ИЗ-31/2 (Белгородская область), ФГУ ИЗ-33/2 (Владимирская область), ФГУ ИЗ-53/1 (Новгородская область), ФГУ ИЗ-46/1 и ФГУ ИЗ-46/2 (Курская область), ФГУ ИЗ-43/1, ФГУ ИЗ-43/2 и ФГУ ИЗ-43/3 (Кировская область), а также в СИЗО других субъектов Российской Федерации.
В некоторых регионах, где обучение несовершеннолетних лиц организовано, материально-бытовое обеспечение этого процесса находится в неудовлетворительном состоянии. Так, в ФГУ ИЗ-25/1 (Приморский край) прокурорами выявлен недостаток письменных принадлежностей, учебных пособий и инвентаря. Такие же проблемы существуют в ФГУ ИЗ-34/4 (Волгоградская область) и многих других СИЗО.
В ФГУ ИЗ-24/2 (Красноярский край) несовершеннолетние занимаются в помещении, которое не отвечает противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям, а в ФГУ ИЗ-73/1 (Ульяновская область) - в неприспособленном для этих целей помещении (отсутствует естественное освещение). Кроме того, в помещении последнего учреждения периодически проводится видеоконференцсвязь осужденных, больных туберкулезом, с областным судом. Аналогичные нарушения выявлены при проверке учебного помещения в ФГУ ИЗ-77/6 (г. Москва).
В СИЗО некоторых субъектов Российской Федерации не принимается необходимых мер к укомплектованию штатов преподавателей. Процесс обучения в таких учреждениях сведен к так называемой «дистанционной системе обучения» (т.е. самообучению). В результате многие несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые отказываются обучаться. Так, в 2005 г. в ФГУ ИЗ-76/1 (Ярославская область) общее среднее образование получили лишь 30 из 272 содержавшихся под стражей несовершеннолетних, а в ФГУ ИЗ-76/2 той же области - 15 из 30 несовершеннолетних.
Аналогичная ситуация сложилась в ФГУ ИЗ-62/1 (Рязанская область), ФГУ ИЗ-14/1 (Республика Саха (Якутия), ФГУ ИЗ-27/3 (Хабаровский край), ФГУ ИЗ-24/2 и ФГУ ИЗ-24/3 (Красноярский край), а также в ПФРСИ при тюрьме г. Минусинска Красноярского края.
В некоторых следственных изоляторах (Иркутская и Волгоградская области) обучение несовершеннолетних осуществляется не профессиональными педагогами, а сотрудниками воспитательных отделов этих учреждений, что в нарушение ст. 14 Федерального закона «Об образовании» не может обеспечивать необходимого уровня знаний обучающихся.
В следственных изоляторах отдельных регионов, например в ФГУ ИЗ-41/1 (Камчатская область) и ФГУ ИЗ-65/2 (Сахалинская область), обучение проводится явно в недостаточном объеме по 3-4 основным предметам 2-3 дня в неделю.
Перечисленные факты свидетельствуют о том, что ФСИН России, территориальные органы управления не приняли исчерпывающих мер к устранению отмеченных ранее Генеральной прокуратурой Российской Федерации нарушений законов в следственных изоляторах.
Проведенными в воспитательных колониях проверками установлено, что в этих учреждениях также не выполняются требования законов об организации обучения несовершеннолетних.
В нарушение ст. 33 Федерального закона «Об образовании» в Ленинск-Кузнецкой и Мариинской ВК (Кемеровская область), Невельской ВК (Псковская область) и Пермской ВК, а также в профессиональном училище № 158 ГУ ФСИН России по Пермскому краю отсутствуют лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Во многих регионах материально-техническое обеспечение школ в воспитательных колониях не соответствует требованиям ст. 32 Федерального закона «Об образовании». Так, в школах Невельской ВК (Псковская область), Локнинской ВК (Курская область), ВК ГУ ФСИН России по Республике Татарстан и Находкинской ВК (Приморский край) нет необходимого количества письменных принадлежностей, учебных пособий, литературы, лабораторного оборудования и инвентаря. В Ангарской ВК (Иркутская область) и Ва-луйской ВК (Белгородская область) помещения школ требуют существенного ремонта, а часть школьного инвентаря - полной замены. В школе Димитровградской ВК (Ульяновская область) используются учебники, изданные 12-14 лет назад, в том числе исключенные из Федерального перечня учебной и учебно-методической литературы с 1995 года. Обучающиеся в школе этой колонии не обеспечены школьно-письменными принадлежностями.
Не всегда исполняется требование ст. 32 Федерального закона «Об образовании» об укомплектовании школ педагогическими кадрами. По этой причине в Находкинской ВК учащимся не преподается химия.
В нарушение ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрацией указанной ВК не выполняются требования, которые призваны обеспечить охрану здоровья несовершеннолетних осужденных. Так, проветривание классов школы в профилактических целях не осуществляется, окна закрыты наглухо, принудительной вентиляции в классах нет.
В ВК УФСИН России по Республике Хакасия осужденные Л. и Ш., отбывающие наказание в строгих условиях, в нарушение ст. 112 УИК РФ школу не посещают, так же как и водворенный в дисциплинарный изолятор Б. (в нарушение ст. 136 УИК РФ).
Вопреки требованиям ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» в школах Рязанской ВК, ВК ГУФСИН России по Республике Татарстан и Южно-Сахалинской ВК системы противопожарной защиты не установлены, либо находятся в неисправном состоянии.
Неисполнение сотрудниками УИС требований закона, нарушения прав несовершеннолетних, заключенных под стражу и осужденных, является одной из причин недостижения цели уголовного наказания, предупреждения новых преступлений.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 24 и 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
П Р Е Д Л А Г А Ю:
1. Организовать обучение несовершеннолетних, содержащихся под стражей в следственных изоляторах и отбывающих наказание в воспитательных колониях, в соответствии с требованиями закона.
2. Виновных в нарушении законодательства должностных лиц привлечь к ответственности.
О результатах рассмотрения представления прошу сообщить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в установленный законом срок.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
Государственный советник
юстиции 1 класса
С.Н.Фридинский
Фридинский Сергей Николаевич
3 июля 2006, 16:34
«Об устранении нарушений требований законов об организации основного общего образования несовершеннолетних в СИЗО и ВК»
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Об устранении нарушений требований законов об организации основного общего образования несовершеннолетних в СИЗО и ВК
Генеральной прокуратурой Российской Федерации в адрес Минюста России 06.04.2005 вносилось представление об устранении нарушений законодательства об образовании в отношении несовершеннолетних, содержащихся под стражей в следственных изоляторах.
В нем предлагалось устранить нарушения законодательства об обучении несовершеннолетних в следственных изоляторах многих субъектов Российской Федерации.
В частности, предлагалось совместно с Минобрнауки России разработать и установить порядок организации обучения несовершеннолетних, содержащихся под стражей в следственных изоляторах, и финансирования этого процесса.
В ответе ФСИН России от 06.05.2005 № 10/1-884 сообщалось о принятии мер к организации образовательного процесса в соответствии с учебными планами: оборудовании помещений для занятий, предоставлении обучающимся учебников и письменных принадлежностей, привлечении к обучению педагогов, контроле за санитарно-гигиеническим состоянием мест обучения и т.д.
Вы также сообщили, что совместно с Минобрнауки России прорабатывается вопрос о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании», о проведении ФСИН России, ее территориальными органами и начальниками следственных изоляторов совместно с государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальными органами управления образования работы по созданию условий для получения несовершеннолетними, содержащимися под стражей, общего среднего образования.
Однако контрольные проверки показали, что в течение года ни требования прокуратуры, ни обязательства, содержащиеся в ответе, не исполнены. Упомянутый порядок организации обучения несовершеннолетних не разработан, изменения в названный закон не внесены, регулярное проведение занятий, обеспечение учащихся учебниками и школьно-письменными принадлежностями не налажено.
Кроме того, прокурорами вновь выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности.
В 2006 г., как и в 2005 г., вопреки требованиям ч. 4 ст. 31 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» из-за отсутствия преподавателей, а также учебных помещений не проводится обучение содержащихся под стражей несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в ФГУ ИЗ-2/1 (Республика Алтай), ФГУ ИЗ-10/1 и ФГУ ИЗ-10/2 (Республика Карелия), ФГУ ИЗ-59/2, ФГУ ИЗ-59/3 и ФГУ ИЗ-59/4 (Пермский край), ФГУ ИЗ-31/1 и ФГУ ИЗ-31/2 (Белгородская область), ФГУ ИЗ-33/2 (Владимирская область), ФГУ ИЗ-53/1 (Новгородская область), ФГУ ИЗ-46/1 и ФГУ ИЗ-46/2 (Курская область), ФГУ ИЗ-43/1, ФГУ ИЗ-43/2 и ФГУ ИЗ-43/3 (Кировская область), а также в СИЗО других субъектов Российской Федерации.
В некоторых регионах, где обучение несовершеннолетних лиц организовано, материально-бытовое обеспечение этого процесса находится в неудовлетворительном состоянии. Так, в ФГУ ИЗ-25/1 (Приморский край) прокурорами выявлен недостаток письменных принадлежностей, учебных пособий и инвентаря. Такие же проблемы существуют в ФГУ ИЗ-34/4 (Волгоградская область) и многих других СИЗО.
В ФГУ ИЗ-24/2 (Красноярский край) несовершеннолетние занимаются в помещении, которое не отвечает противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям, а в ФГУ ИЗ-73/1 (Ульяновская область) - в неприспособленном для этих целей помещении (отсутствует естественное освещение). Кроме того, в помещении последнего учреждения периодически проводится видеоконференцсвязь осужденных, больных туберкулезом, с областным судом. Аналогичные нарушения выявлены при проверке учебного помещения в ФГУ ИЗ-77/6 (г. Москва).
В СИЗО некоторых субъектов Российской Федерации не принимается необходимых мер к укомплектованию штатов преподавателей. Процесс обучения в таких учреждениях сведен к так называемой «дистанционной системе обучения» (т.е. самообучению). В результате многие несовершеннолетние подозреваемые и обвиняемые отказываются обучаться. Так, в 2005 г. в ФГУ ИЗ-76/1 (Ярославская область) общее среднее образование получили лишь 30 из 272 содержавшихся под стражей несовершеннолетних, а в ФГУ ИЗ-76/2 той же области - 15 из 30 несовершеннолетних.
Аналогичная ситуация сложилась в ФГУ ИЗ-62/1 (Рязанская область), ФГУ ИЗ-14/1 (Республика Саха (Якутия), ФГУ ИЗ-27/3 (Хабаровский край), ФГУ ИЗ-24/2 и ФГУ ИЗ-24/3 (Красноярский край), а также в ПФРСИ при тюрьме г. Минусинска Красноярского края.
В некоторых следственных изоляторах (Иркутская и Волгоградская области) обучение несовершеннолетних осуществляется не профессиональными педагогами, а сотрудниками воспитательных отделов этих учреждений, что в нарушение ст. 14 Федерального закона «Об образовании» не может обеспечивать необходимого уровня знаний обучающихся.
В следственных изоляторах отдельных регионов, например в ФГУ ИЗ-41/1 (Камчатская область) и ФГУ ИЗ-65/2 (Сахалинская область), обучение проводится явно в недостаточном объеме по 3-4 основным предметам 2-3 дня в неделю.
Перечисленные факты свидетельствуют о том, что ФСИН России, территориальные органы управления не приняли исчерпывающих мер к устранению отмеченных ранее Генеральной прокуратурой Российской Федерации нарушений законов в следственных изоляторах.
Проведенными в воспитательных колониях проверками установлено, что в этих учреждениях также не выполняются требования законов об организации обучения несовершеннолетних.
В нарушение ст. 33 Федерального закона «Об образовании» в Ленинск-Кузнецкой и Мариинской ВК (Кемеровская область), Невельской ВК (Псковская область) и Пермской ВК, а также в профессиональном училище № 158 ГУ ФСИН России по Пермскому краю отсутствуют лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Во многих регионах материально-техническое обеспечение школ в воспитательных колониях не соответствует требованиям ст. 32 Федерального закона «Об образовании». Так, в школах Невельской ВК (Псковская область), Локнинской ВК (Курская область), ВК ГУ ФСИН России по Республике Татарстан и Находкинской ВК (Приморский край) нет необходимого количества письменных принадлежностей, учебных пособий, литературы, лабораторного оборудования и инвентаря. В Ангарской ВК (Иркутская область) и Ва-луйской ВК (Белгородская область) помещения школ требуют существенного ремонта, а часть школьного инвентаря - полной замены. В школе Димитровградской ВК (Ульяновская область) используются учебники, изданные 12-14 лет назад, в том числе исключенные из Федерального перечня учебной и учебно-методической литературы с 1995 года. Обучающиеся в школе этой колонии не обеспечены школьно-письменными принадлежностями.
Не всегда исполняется требование ст. 32 Федерального закона «Об образовании» об укомплектовании школ педагогическими кадрами. По этой причине в Находкинской ВК учащимся не преподается химия.
В нарушение ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрацией указанной ВК не выполняются требования, которые призваны обеспечить охрану здоровья несовершеннолетних осужденных. Так, проветривание классов школы в профилактических целях не осуществляется, окна закрыты наглухо, принудительной вентиляции в классах нет.
В ВК УФСИН России по Республике Хакасия осужденные Л. и Ш., отбывающие наказание в строгих условиях, в нарушение ст. 112 УИК РФ школу не посещают, так же как и водворенный в дисциплинарный изолятор Б. (в нарушение ст. 136 УИК РФ).
Вопреки требованиям ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» в школах Рязанской ВК, ВК ГУФСИН России по Республике Татарстан и Южно-Сахалинской ВК системы противопожарной защиты не установлены, либо находятся в неисправном состоянии.
Неисполнение сотрудниками УИС требований закона, нарушения прав несовершеннолетних, заключенных под стражу и осужденных, является одной из причин недостижения цели уголовного наказания, предупреждения новых преступлений.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 24 и 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
П Р Е Д Л А Г А Ю:
1. Организовать обучение несовершеннолетних, содержащихся под стражей в следственных изоляторах и отбывающих наказание в воспитательных колониях, в соответствии с требованиями закона.
2. Виновных в нарушении законодательства должностных лиц привлечь к ответственности.
О результатах рассмотрения представления прошу сообщить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации в установленный законом срок.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
Государственный советник
юстиции 1 класса
С.Н.Фридинский
Все права защищены
Телефон: +7 (800) 250-79-78
Телефон: +7 (495) 987-56-56