Интервью и выступления - Генеральная прокуратура Российской Федерации
Интервью и выступления
- 23 ноября 2006, 16:43
- Фридинский Сергей Николаевич
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Об устранении нарушений законодательства, допущенных при осуществлении деятельности в области усыновления российских детей иностранными гражданами
В связи с участившимися фактами насилия над российскими детьми, усыновленными иностранными гражданами, Генеральной прокуратурой в 25 субъектах Российской Федерации организованы и проведены проверки исполнения требований законов в деятельности представительств иностранных агентств, занимающихся усыновлением, и органов власти и управления России, работающих с ними.
Проверками установлены многочисленные нарушения закона в этой сфере, что, в свою очередь, является условием, способствующим усыновлению детей недобросовестными иностранными гражданами.
В нарушение требований главы 19 Семейного кодекса РФ и изданных в его развитие постановлений Правительства РФ деятельность указанных представительств на территории Российской Федерации Министерством образования РФ, а с 10.03.2005 - Министерством образования и науки РФ надлежащим образом не организована и контроля за ней не осуществляется. В частности, по состоянию на 12.05.2005 на территории России в установленном порядке было аккредитовано только одно представительство. У остальных 86 представительств сроки аккредитации истекли.
Несмотря на это, в течение 2004-2005 гг. представительства продолжали бесконтрольно вести работу по усыновлению.
По окончании сроков аккредитации продолжали работать агентства: в Ставропольском крае – «Адекоп» (Испания), «СОС Бамбино Интернэшнл Эдопшн ОНЛУС» (Италия), в Пермской области – «Сосьете де адаптьен квебекуазе Ун гранде фамилии» (Канада), «Интернэшнл Кристиан Эдопшнз» (США), в Свердловской области – «Коммонуэлс Эдопшнс Интернэшнл, Инк.» (США), в Тульской области – «Адекоп» (Испания), в Челябинской области – «Аипаме» (Испания), «АСЕФА» (Испания), «Бамбини Дель Аркобалено» (Италия), в Брянской области – «Фрэнк Эдопшн сентер, норт Каролина» (США), в г.Москве работало семь агентств по усыновлению детей.
Вместо того, чтобы направить в субъекты Российской Федерации указание об истечении сроков аккредитации и прекращении их деятельности, директор департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Апатенко С.Н. и его заместитель Гусев Б.Б. в нарушение требований Семейного кодекса РФ и постановления Правительства РФ № 268 от 28.03.2000 (с изменениями от 10.03.2005), как правило, направляли на места письма о том, что вопрос о выдаче разрешений будет решен.
Органы власти и управления субъектов и даже суды столь обтекаемые разъяснения принимали за разрешение деятельности представительств и продолжали с ними работать.
Так, аккредитация «Адопт-Э-Чайлд, Инк.» (США) закончилась 01.10.2004. Однако 07.04.2005 агентством подготовлены в Мосгорсуд заявление и пакет документов по усыновлению гражданами США малолетнего Н. На момент проверки в производстве данного представительства имелись рабочие материалы на усыновление еще троих детей.
Пермским областным судом только в 2004 г. рассмотрено 20 дел (усыновлено 25 детей) по заявлениям иностранных граждан, сотрудничавших с представителями иностранных организаций, у которых срок аккредитации истек и имелись лишь упомянутые письма Министерства образования и науки РФ.
Брянским областным судом в декабре 2004 г. и январе 2005 г. приняты решения об усыновлении гражданами США троих детей с участием представителей иностранных организаций, у которых также закончилась аккредитация.
Такая вольность в обращении с законом, в свою очередь, способствовала нарушениям закона в самих представительствах.
Прокурорами установлены факты наделения региональных представителей агентств полномочиями, выходящими за рамки, установленные п.14 вышеуказанного постановления Правительства РФ.
В частности, договорами поручения агентств «Инфансья и Футур» (Испания) и «Орфанс Оверсис» (США) представителям, работавшим в Волгоградской области, предоставлялось право оказывать содействие детским учреждениям в проведении дополнительного обследования ребенка независимой медицинской комиссией, оказании финансовой помощи для лечения ребенка и т.д. Кроме того, агентство «Инфансья и Футур» наделяло своего регионального сотрудника полномочиями по участию в заседаниях суда, получению его решения, оформлению свидетельства о рождении и паспорта усыновленному ребенку, что вправе делать только усыновители. Сотрудникам агентства «Зе Эдопшн Рисорс Сентер, Инк.» (США) также в нарушение закона предоставлялось право запрашивать и получать в официальных органах и организациях по каждому усыновляемому ребенку полную и подробную информацию о состоянии его здоровья, умственном и физическом развитии, условиях жизни и воспитания, производить его видео - и фотосъемку в детском учреждении.
Представительствами допущены нарушения, связанные с заключением между ними и их региональными сотрудниками договорных обязательств.
Вопреки требованиям ст. 15,16, 56 Трудового кодекса РФ в ряде субъектов Федерации представительства оформляли трудовые отношения со своими региональными сотрудниками в виде заключения не трудового договора, а договора подряда, договора поручения или договора об услугах, что не позволяет считать их сотрудниками представительства, которые могут передавать региональному оператору документы кандидатов в усыновители, получать направления для посещения ребенка и т.д. Фактически такие представители занимались посреднической деятельностью по усыновлению детей, запрещенной ст.126.1 СК РФ и п.4 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275.
Нарушения трудового законодательства выявлены в представительствах «Тциос Хашем Канада, Инк.» (Канада), «Эллайнез фор Чилдрен, Инк.» (США), «Бамбини Дель Аркобалено» (Италия), «Зе Эдопшн Рисорс Сентер, Инк.» (США).
Кроме того, установлены нарушения требований ст.282 Трудового кодекса РФ, п.6 ст.35 Закона РФ «Об образовании», согласно которым руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений не разрешается совмещение их должностей с другими руководящими должностями внутри или вне образовательных учреждений. Например, заместитель главы представительства «Адекоп» (Испания) Строчкова З.С. совмещала работу в агентстве с работой в должности директора школы № 297 Северо-Восточного административного округа г.Москвы.
В ходе проверки выявлены нарушения финансово-хозяйственной дисциплины в деятельности представительств «Бамбини Дель Аркобалено» (Италия), «Тцивос Хашем Канада, Инк.» (Канада), «Эллайнез фор Чилдрен, Инк.» (США) и др. (не велся бухгалтерский учет, отсутствовал учет сведений о трудовой деятельности персонала представительства и т.д.).
В некоторых представительствах в личных делах усыновленных детей обнаружены документы, свидетельствующие о различного рода поборах за услуги, оказываемые усыновителям представителями агентств по усыновлению («Мишн оф ТИАРС» (Канада).
Вместе с тем законодательством не допускается преследование представительствами в своей деятельности коммерческих целей. По данным фактам возбуждено уголовное дело.
В ряде представительств надлежащим образом не велось делопроизводство. К примеру, в «Глобал Эдапшн Сервисиз, Инк.» (США) отсутствовал список детей, усыновленных при его содействии. В «Эллайнез фор Чилдрен, Инк» (США) отчеты об условиях жизни и воспитания усыновленных детей не были нотариально удостоверены.
Многочисленны факты нарушения представительствами иностранных организаций по усыновлению условий аккредитации. Вопреки п. 16 постановления Правительства РФ от 28.03.2000 № 268 они несвоевременно направляют в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок.
Представительством «Мишн оф ТИАРС» (Канада) практически не выполнялись обязательства по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания детей, нарушались сроки представления соответствующих отчетов в установленном порядке, а также сроки постановки на учет в консульских учреждениях России усыновленного ребенка.
В Астраханской области 19.08.2004 через агентство «Адекоп» (Испания) усыновлен Швейкин Т., отчет об условиях его жизни и воспитания до настоящего времени не представлен. Там же 22.03.2003 усыновлен Тихонов В., первый отчет в отношении которого представлен агентством «Аипаме» (Испания) 08.07.2004, второй не представлен до настоящего времени.
Представительством аккредитованной иностранной организации «Эксепт - эн Эдопшн энд канселин сентер» (США), представлявшим интересы иностранных граждан при усыновлении 43 российских детей, на 01.11.2004 поданы отчеты только в отношении 16 из них, на 01.01.2005 не получено восемь отчетов. В феврале 2005 г. представительством иностранной организации «Лютеран Соушл Сервисиз оф зэ Саут, Инк.» (США) не представлено два отчета в отношении двух усыновленных детей.
Аналогичные нарушения допущены представительствами иностранных организаций «Юропиэн Эдопшн Консалтантс, Инк.» (США), «Адопт-э-Чайлд, Инк.» (США), «Интернэшнл Кристиан Эдопшнз» (США), «Хенд ин Хенд» (США), «Зе Эдопшн Рисорс Сентер, Инк.» (США).
Несмотря на то, что согласно п.6 вышеуказанного постановления Правительства РФ непредставление отчетов об условиях жизни и воспитания усыновленных детей является основанием для прекращения аккредитации представительства, Министерством образования и науки РФ при наличии указанных нарушений таких решений не принималось.
В нарушение п.5 постановления Правительства РФ Министерством принимались решения об аккредитации представительств иностранных организаций без заключений заинтересованных министерств, например Министерства внутренних дел РФ и Министерства иностранных дел РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
Т Р Е Б У Ю :
1. Принять меры по устранению нарушений закона, допущенных при осуществлении деятельности в области усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами.
2. В безотлагательном порядке решить вопрос о продлении сроков аккредитации представительств иностранных организаций, занимающихся усыновлением, или о запрещении их деятельности.
3. Реализовать предоставленное Министерству образования и науки Российской Федерации полномочие по отказу в аккредитации представительствам, допустившим нарушения закона.
4. Виновных в нарушении закона должностных лиц привлечь к дисциплинарной ответственности.
О принятых мерах в установленный законом месячный срок прошу сообщить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
Фридинский С.Н.
Фридинский Сергей Николаевич
23 ноября 2006, 16:43
«Об устранении нарушений законодательства, допущенных при осуществлении деятельности в области усыновления российских детей иностранными гражданами»
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Об устранении нарушений законодательства, допущенных при осуществлении деятельности в области усыновления российских детей иностранными гражданами
В связи с участившимися фактами насилия над российскими детьми, усыновленными иностранными гражданами, Генеральной прокуратурой в 25 субъектах Российской Федерации организованы и проведены проверки исполнения требований законов в деятельности представительств иностранных агентств, занимающихся усыновлением, и органов власти и управления России, работающих с ними.
Проверками установлены многочисленные нарушения закона в этой сфере, что, в свою очередь, является условием, способствующим усыновлению детей недобросовестными иностранными гражданами.
В нарушение требований главы 19 Семейного кодекса РФ и изданных в его развитие постановлений Правительства РФ деятельность указанных представительств на территории Российской Федерации Министерством образования РФ, а с 10.03.2005 - Министерством образования и науки РФ надлежащим образом не организована и контроля за ней не осуществляется. В частности, по состоянию на 12.05.2005 на территории России в установленном порядке было аккредитовано только одно представительство. У остальных 86 представительств сроки аккредитации истекли.
Несмотря на это, в течение 2004-2005 гг. представительства продолжали бесконтрольно вести работу по усыновлению.
По окончании сроков аккредитации продолжали работать агентства: в Ставропольском крае – «Адекоп» (Испания), «СОС Бамбино Интернэшнл Эдопшн ОНЛУС» (Италия), в Пермской области – «Сосьете де адаптьен квебекуазе Ун гранде фамилии» (Канада), «Интернэшнл Кристиан Эдопшнз» (США), в Свердловской области – «Коммонуэлс Эдопшнс Интернэшнл, Инк.» (США), в Тульской области – «Адекоп» (Испания), в Челябинской области – «Аипаме» (Испания), «АСЕФА» (Испания), «Бамбини Дель Аркобалено» (Италия), в Брянской области – «Фрэнк Эдопшн сентер, норт Каролина» (США), в г.Москве работало семь агентств по усыновлению детей.
Вместо того, чтобы направить в субъекты Российской Федерации указание об истечении сроков аккредитации и прекращении их деятельности, директор департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Апатенко С.Н. и его заместитель Гусев Б.Б. в нарушение требований Семейного кодекса РФ и постановления Правительства РФ № 268 от 28.03.2000 (с изменениями от 10.03.2005), как правило, направляли на места письма о том, что вопрос о выдаче разрешений будет решен.
Органы власти и управления субъектов и даже суды столь обтекаемые разъяснения принимали за разрешение деятельности представительств и продолжали с ними работать.
Так, аккредитация «Адопт-Э-Чайлд, Инк.» (США) закончилась 01.10.2004. Однако 07.04.2005 агентством подготовлены в Мосгорсуд заявление и пакет документов по усыновлению гражданами США малолетнего Н. На момент проверки в производстве данного представительства имелись рабочие материалы на усыновление еще троих детей.
Пермским областным судом только в 2004 г. рассмотрено 20 дел (усыновлено 25 детей) по заявлениям иностранных граждан, сотрудничавших с представителями иностранных организаций, у которых срок аккредитации истек и имелись лишь упомянутые письма Министерства образования и науки РФ.
Брянским областным судом в декабре 2004 г. и январе 2005 г. приняты решения об усыновлении гражданами США троих детей с участием представителей иностранных организаций, у которых также закончилась аккредитация.
Такая вольность в обращении с законом, в свою очередь, способствовала нарушениям закона в самих представительствах.
Прокурорами установлены факты наделения региональных представителей агентств полномочиями, выходящими за рамки, установленные п.14 вышеуказанного постановления Правительства РФ.
В частности, договорами поручения агентств «Инфансья и Футур» (Испания) и «Орфанс Оверсис» (США) представителям, работавшим в Волгоградской области, предоставлялось право оказывать содействие детским учреждениям в проведении дополнительного обследования ребенка независимой медицинской комиссией, оказании финансовой помощи для лечения ребенка и т.д. Кроме того, агентство «Инфансья и Футур» наделяло своего регионального сотрудника полномочиями по участию в заседаниях суда, получению его решения, оформлению свидетельства о рождении и паспорта усыновленному ребенку, что вправе делать только усыновители. Сотрудникам агентства «Зе Эдопшн Рисорс Сентер, Инк.» (США) также в нарушение закона предоставлялось право запрашивать и получать в официальных органах и организациях по каждому усыновляемому ребенку полную и подробную информацию о состоянии его здоровья, умственном и физическом развитии, условиях жизни и воспитания, производить его видео - и фотосъемку в детском учреждении.
Представительствами допущены нарушения, связанные с заключением между ними и их региональными сотрудниками договорных обязательств.
Вопреки требованиям ст. 15,16, 56 Трудового кодекса РФ в ряде субъектов Федерации представительства оформляли трудовые отношения со своими региональными сотрудниками в виде заключения не трудового договора, а договора подряда, договора поручения или договора об услугах, что не позволяет считать их сотрудниками представительства, которые могут передавать региональному оператору документы кандидатов в усыновители, получать направления для посещения ребенка и т.д. Фактически такие представители занимались посреднической деятельностью по усыновлению детей, запрещенной ст.126.1 СК РФ и п.4 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275.
Нарушения трудового законодательства выявлены в представительствах «Тциос Хашем Канада, Инк.» (Канада), «Эллайнез фор Чилдрен, Инк.» (США), «Бамбини Дель Аркобалено» (Италия), «Зе Эдопшн Рисорс Сентер, Инк.» (США).
Кроме того, установлены нарушения требований ст.282 Трудового кодекса РФ, п.6 ст.35 Закона РФ «Об образовании», согласно которым руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений не разрешается совмещение их должностей с другими руководящими должностями внутри или вне образовательных учреждений. Например, заместитель главы представительства «Адекоп» (Испания) Строчкова З.С. совмещала работу в агентстве с работой в должности директора школы № 297 Северо-Восточного административного округа г.Москвы.
В ходе проверки выявлены нарушения финансово-хозяйственной дисциплины в деятельности представительств «Бамбини Дель Аркобалено» (Италия), «Тцивос Хашем Канада, Инк.» (Канада), «Эллайнез фор Чилдрен, Инк.» (США) и др. (не велся бухгалтерский учет, отсутствовал учет сведений о трудовой деятельности персонала представительства и т.д.).
В некоторых представительствах в личных делах усыновленных детей обнаружены документы, свидетельствующие о различного рода поборах за услуги, оказываемые усыновителям представителями агентств по усыновлению («Мишн оф ТИАРС» (Канада).
Вместе с тем законодательством не допускается преследование представительствами в своей деятельности коммерческих целей. По данным фактам возбуждено уголовное дело.
В ряде представительств надлежащим образом не велось делопроизводство. К примеру, в «Глобал Эдапшн Сервисиз, Инк.» (США) отсутствовал список детей, усыновленных при его содействии. В «Эллайнез фор Чилдрен, Инк» (США) отчеты об условиях жизни и воспитания усыновленных детей не были нотариально удостоверены.
Многочисленны факты нарушения представительствами иностранных организаций по усыновлению условий аккредитации. Вопреки п. 16 постановления Правительства РФ от 28.03.2000 № 268 они несвоевременно направляют в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей, подготовленные компетентным органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок.
Представительством «Мишн оф ТИАРС» (Канада) практически не выполнялись обязательства по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания детей, нарушались сроки представления соответствующих отчетов в установленном порядке, а также сроки постановки на учет в консульских учреждениях России усыновленного ребенка.
В Астраханской области 19.08.2004 через агентство «Адекоп» (Испания) усыновлен Швейкин Т., отчет об условиях его жизни и воспитания до настоящего времени не представлен. Там же 22.03.2003 усыновлен Тихонов В., первый отчет в отношении которого представлен агентством «Аипаме» (Испания) 08.07.2004, второй не представлен до настоящего времени.
Представительством аккредитованной иностранной организации «Эксепт - эн Эдопшн энд канселин сентер» (США), представлявшим интересы иностранных граждан при усыновлении 43 российских детей, на 01.11.2004 поданы отчеты только в отношении 16 из них, на 01.01.2005 не получено восемь отчетов. В феврале 2005 г. представительством иностранной организации «Лютеран Соушл Сервисиз оф зэ Саут, Инк.» (США) не представлено два отчета в отношении двух усыновленных детей.
Аналогичные нарушения допущены представительствами иностранных организаций «Юропиэн Эдопшн Консалтантс, Инк.» (США), «Адопт-э-Чайлд, Инк.» (США), «Интернэшнл Кристиан Эдопшнз» (США), «Хенд ин Хенд» (США), «Зе Эдопшн Рисорс Сентер, Инк.» (США).
Несмотря на то, что согласно п.6 вышеуказанного постановления Правительства РФ непредставление отчетов об условиях жизни и воспитания усыновленных детей является основанием для прекращения аккредитации представительства, Министерством образования и науки РФ при наличии указанных нарушений таких решений не принималось.
В нарушение п.5 постановления Правительства РФ Министерством принимались решения об аккредитации представительств иностранных организаций без заключений заинтересованных министерств, например Министерства внутренних дел РФ и Министерства иностранных дел РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,
Т Р Е Б У Ю :
1. Принять меры по устранению нарушений закона, допущенных при осуществлении деятельности в области усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами.
2. В безотлагательном порядке решить вопрос о продлении сроков аккредитации представительств иностранных организаций, занимающихся усыновлением, или о запрещении их деятельности.
3. Реализовать предоставленное Министерству образования и науки Российской Федерации полномочие по отказу в аккредитации представительствам, допустившим нарушения закона.
4. Виновных в нарушении закона должностных лиц привлечь к дисциплинарной ответственности.
О принятых мерах в установленный законом месячный срок прошу сообщить в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Заместитель Генерального прокурора
Российской Федерации
Фридинский С.Н.
Все права защищены
Телефон: +7 (800) 250-79-78
Телефон: +7 (495) 987-56-56