Прокурор разъясняет

  • 13 мая 2022, 16:29
Право пассажиров на возврат авиабилетов
  Текст

Наступает период отпусков, период активного отдыха граждан.  В связи с этим многие планируют использовать это время для путешествий и часто, в качестве способа передвижения, выбирают авиаперевозки.

Авиаперелет – это возможность максимально быстро преодолеть расстояние между населенными пунктами и оказаться в нужное время в нужном месте. Многие пассажиры предпочитают приобретать билеты на самолет заранее. Но что делать, если возникла необходимость отказаться от перелета?

Авиабилет можно вернуть по двум причинам:   

- вынужденный возврат, который происходит по вине авиаперевозчика;

- добровольный возврат, виновником которого выступает пассажир.

Вынужденный возврат авиабилета:

- отмена или перенос рейса, а также длительная задержка;  

- невозможность стыковки рейсов, если вы летите с пересадками;  

- в пункте прибытия изменилось место планируемой посадки;

- опоздание на рейс из-за длительного досмотра, при этом запрещенные предметы не были обнаружены;

- отказ в выдаче визы;

- сотрудником компании были допущены ошибки при оформлении авиабилета;

- не было предоставлено указанное в билете место;

- смерть или серьезная болезнь самого пассажира, либо члена его семьи.

В вышеуказанных случаях потребитель имеет право получить назад всю сумму, затраченную на покупку авиабилета. Но для этого нужно предоставить документы, подтверждающие, что возврат производится действительно по вынужденным причинам.

В случае отмены или долгой задержки рейса, следует обратиться в службу регистрации, либо к представителю вашей авиакомпании, если задержка или отмена произошли еще до регистрации на рейс. Там должны подтвердить причину отметкой на билете, обязательно заверенной печатью компании.

Необходимо забрать полетный купон, если о задержке или отмене полета вы узнали уже после прохождения процедуры регистрации на рейс.

Это важно, так как билеты будут считаться использованными при отсутствии купона.

Только при соблюдении данных условий, можно рассчитывать на полную денежную компенсацию.

Добровольный возврат авиабилета:

Согласно ст. 108 Воздушного кодекса РФ, пассажир имеет право на отказ от перелета, если он заранее об этом уведомил перевозчика (добровольный возврат).

Последний срок возврата авиабилета – до окончания регистрации пассажиров, то есть за 40 минут до вылета.

Деньги обычно возвращают тем же способом, которым они были уплачены. Это может быть наличность, перевод на банковский счет или карту, выплата на электронный кошелек.

Как и в ситуации с вынужденным возвратом, на бланке авиабилета обязательно должна стоять соответствующая отметка. В случае отказа от перелета обращаться нужно туда же где приобретался билет – в кассу авиакомпании или турагентство.

Если в этот момент вы находитесь в другом городе или стране, запрос на отказ от рейса можно сделать через интернет, отправив письмо на электронную почту компании.

Возврат авиабилетов по невозвратным тарифам.

В июне 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ» от 20.04.2014 г. № 79-ФЗ, согласно которому авиаперевозчики могут продавать два вида авиабилетов - с условием о возврате провозной платы при расторжении договора перевозки (по возвратному тарифу) и без такого условия (по невозвратному тарифу). 

Так, в соответствии со статьей 108 Воздушного кодекса РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате провозной платы, при расторжении договора уплаченная провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций, (например, аэропортовых сборов).

Кроме того, согласно положениям статьи 103 Воздушного кодекса РФ перевозчик или уполномоченное им лицо обязаны информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы до заключения договора воздушной перевозки пассажира.

Порядок информирования пассажиров об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы устанавливается федеральными авиационными правилами.

В случае непредставления такой информации перевозчик или уполномоченное им лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такая ответственность установлена, в частности, статьей 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», в соответствии с которой «если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы.

Исполнитель, не представивший покупателю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность, предусмотренную статьей 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», за недостатки услуги, возникшие после ее оказания потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Таким образом, при непредоставлении информации о возможности возврата билета можно требовать расторжения договора перевозки на условиях, предусматривающих возврат провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира (без удержания каких-либо денежных средств).

Кроме того, при покупке авиабилетов как по возвратным, так и по невозвратным тарифам, пассажир может вернуть уплаченную сумму за воздушную перевозку в случаях, установленных в статье 108 Воздушного кодекса РФ:

1) вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне (указанный факт должен быть подтвержден медицинскими документами), при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс. Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры (ст. 108 ВК РФ).

2) вынужденного отказа пассажира от перелета в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника (указанный факт должен быть подтвержден документально) при условии уведомления перевозчика до окончания регистрации пассажиров на рейс;

3) вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с задержкой отправления воздушного судна или иными действиями (бездействием) перевозчика, предусмотренными федеральными авиационными правилами, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Разъяснения подготовлены помощником Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте В.О. Романовой