Прокурор разъясняет

  • 26 мая 2020, 15:12
О правовых основах начисления платы за оказание услуги по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов
  Текст

Согласно ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

При этом, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

Самостоятельная транспортировка коммунальных отходов является незаконной, в связи с тем, что транспортировка отходов предусматривает соблюдение определенных процедур.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно которым договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. При этом заключение такого договора в письменной форме не является обязательным, поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным (обязательным к выполнению в силу закона) для регионального оператора, в связи с чем региональный оператор не в праве отказать в заключении такого договора и соответственно в оказании услуги.

Однако следует иметь ввиду, что незаключение договора с региональным оператором в письменной форме не освобождает и потребителя от обязанности по внесению платы за обращение с ТКО.

С учетом изложенного, установление обязанности по внесению платы (согласно нормативам) за оказание услуг населению по вывозу ТКО является законным.