Прокурор разъясняет

  • 13 марта 2015, 13:35
Обзор нового законодательства за период с 26 марта по 15 апреля 2014 года
  Текст

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный закон от 02.04.2014 N 51-ФЗ

"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Внесены изменения в Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", ГПК РФ.

Принятие закона направлено на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2013 года N 8-П, признавшего положения избирательного и гражданского процессуального законодательства, в части, не обеспечивающей возможность обжалования избирателями итогов голосования на том избирательном участке, где они принимали участие в выборах, не соответствующими Конституции РФ.

В этой связи избирательное законодательство дополнено положениями, предоставляющими право избирателям, участникам референдума обратиться с жалобами на решения и действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования (итогов референдума).

Также Законом разграничены основания отмены судом решений комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и о результатах референдума.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 02.04.2014, вступил в силу с 13.04.2014.

Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 N 10-П

"По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева"

Конституционный Суд указал, что соответствующие нормы Федеральных законов "О некоммерческих организациях" и "Об общественных объединениях" призваны обеспечить прозрачность деятельности НКО, которые финансируются из иностранных источников и участвуют в политической деятельности на территории России.

Данные нормы не препятствуют НКО получать иностранное финансирование и использовать полученные средства в политической деятельности. При их применении следует исходить из презумпции законности и добросовестности деятельности НКО, которые имеют право на судебную защиту от необоснованных требований органов юстиции и прокуратуры.

По мнению Суда, получение иностранного финансирования российскими НКО само по себе не ставит под сомнение их лояльность по отношению к государству. Однако политическая деятельность таких НКО со всей очевидностью затрагивает публично-правовые интересы, а также права и свободы конкретных граждан, так как связана с воздействием на принимаемые государством решения.

Одновременно Суд признал не соответствующим Конституции положение части 1 статьи 19.34 КоАП, закрепляющей ответственность за нарушение порядка деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента. Данная норма неконституционна, так как не позволяет назначить административное наказание ниже низшего предела и учесть конкретные обстоятельства нарушения закона.

Поправки в российское законодательство, закрепляющие особый статус НКО, выполняющих функции иностранного агента, были внесены Федеральным законом от 20.07.2012 N 121-ФЗ. На такие НКО была возложена обязанность подать заявление в Минюст России для включения в специальный реестр. Кроме того, в отношении указанных НКО были установлены повышенные требования к отчетности о своей деятельности. За нарушение данных положений была установлена ответственность, в том числе - уголовная.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 02.04.2014 N 53-ФЗ

"О внесении изменений в статью 60.1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Согласно настоящему закону ротация федеральных госслужащих будет проводиться не только в федеральных органах исполнительной власти, но и в иных федеральных органах по утверждаемым Президентом РФ перечням должностей, сформированным на основе предложений руководителей таких органов.

Определено, что ротация федеральных гражданских служащих может проводиться:

- в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, - по утверждаемым им перечням должностей, сформированным на основе предложений этих органов;

- в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, - по утверждаемым им перечням должностей, сформированным на основе предложений этих органов;

- в других федеральных государственных органах - по утверждаемым Президентом РФ перечням должностей, сформированным на основе предложений руководителей этих органов.

Ротация федеральных гражданских служащих проводится также в территориальных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротации подлежат федеральные гражданские служащие, замещающие в таких органах должности федеральной гражданской службы категории "руководители", исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 02.04.2014, вступил в силу с 13.04.2014.

ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Федеральный закон от 02.04.2014 N 65-ФЗ

"О внесении изменений в статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Для получения разрешения на реконструкцию многоквартирного дома требуется решение общего собрания собственников такого дома, принятое большинством не менее двух третей голосов от их общего числа.

Согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме требуется если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме.

Кроме того, в целях сокращения сроков строительства объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, установлена возможность осуществления архитектурно-строительного проектирования таких объектов и их частей до предоставления застройщику соответствующего земельного участка в том случае, если размещение таких объектов предусмотрено документацией по планировке территории.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 02.04.2014, вступил в силу со дня официального опубликования.

ТРУДОВЫЕ ПРАВА

Федеральный закон от 02.04.2014 N 50-ФЗ

"О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации"

Работники небюджетных организаций на Крайнем Севере получат компенсацию на проезд к месту отпуска и обратно.

Согласно изменениям работник сможет потребовать от работодателя оплатить стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно независимо от того, финансируется ли работодатель из федерального бюджета. Данным правом работник сможет воспользоваться один раз в два года.

Стоимость проезда к месту отпуска и обратно будет оплачиваться работодателем лишь в пределах территории России.

оправки внесены во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 09.02.2012 N 2-П, который признал часть 8 статьи 325 ТК РФ соответствующей Конституции РФ. Данная норма обязывает небюджетные организации, расположенные на Крайнем Севере, компенсировать расходы своих работников на проезд к месту отпуска и обратно. При этом Суд признал право законодателя установить минимальный размер компенсации расходов.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 02.04.2014, вступил в силу с 13.04.2014.

Федеральный закон от 02.04.2014 N 55-ФЗ

"О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Трудовой кодекс Российской Федерации"

Поправками в Трудовой кодекс РФ разграничиваются полномочия по установлению условий оплаты труда руководителей, возмещению командировочных расходов, а также расходов, связанных с переездом на работу в другую местность.

Так, предусматривается, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам федеральных госорганов, государственных внебюджетных фондов РФ, федеральных госучреждений, определяются Правительством РФ; работникам госорганов и учреждений субъектов РФ, а также работающим в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях, соответственно - нормативными правовыми актами, принимаемыми на региональном и местном уровнях.

Запрещена работа по совместительству лицам в возрасте до 18 лет (данный запрет распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014). Также введен запрет на работу по совместительству на работах с вредными и/или опасными условиями труда, если основная работа связана с такими же условиями.

Значительная часть поправок связана с уточнением используемой в Трудовом кодексе РФ терминологии, в связи с изменением правового положения и принципов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 02.04.2014, вступил в силу с этой же даты.

Федеральный закон от 02.04.2014 N 56-ФЗ

"О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников"

Ограничены размеры выходных пособий, выплачиваемых при увольнении лицам, занимающим руководящие должности.

Речь идет, в частности, о руководителях, их заместителях, главных бухгалтерах и заключивших трудовые договоры членах коллегиальных исполнительных органов госкорпораций, госкомпаний, а также организаций с долей участия государства в уставном капитале более 50 процентов, а также руководителях, их заместителях и главных бухгалтерах государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и предприятий.

Совокупный размер выплачиваемых указанным работникам выходных пособий, компенсаций и иных выплат в любой форме ограничен трехкратным размером их среднего месячного заработка (при этом не учитываются причитающаяся заработная плата, возмещение командировочных расходов, компенсация за неиспользованный отпуск и др.)

Кроме того, установлен запрет на выплаты выходных пособий при увольнении, например, по основаниям, относящимся к дисциплинарным взысканиям.

Закон опубликован на Интернет-портале правовой информации 02.04.2014, вступил в силу с 13.04.2014.