Прокурор разъясняет

  • 30 ноября 2020, 10:00
Осторожно! Мошенники!
  Текст

Разъясняет прокурор отдела управления по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры республики Л.Р. Габдуллин:

В условиях развития цифровой экономики, электронных платежных систем, персональных электронных устройств, Интернета и множества иных современных технологий в республике стремительно возросло количество дистанционных хищений денежных средств граждан. На их долю по итогам 10 месяцев текущего года приходится практически четверть всех зарегистрированных на территории республики преступлений. Размер ущерба оценивается сотнями миллионов рублей.

В 2018 г. зарегистрировано 3 614 таких преступных деяний, в 2019 г. вдвое больше – 7 571. За 10 месяцев текущего года их совершено уже 10 779.

Более 80 % из них это кражи и мошенничества, совершенные с использованием банковских карт, сети Интернет, средств мобильной связи.

В Российской Федерации такие неправомерные действия в зависимости от способа преступного посягательства закреплены в Уголовном кодексе Российской Федерации в статьях 158 (Кража), 159 (Мошенничество), 159.3 (Мошенничество с использованием электронных средств платежа), 159.6 (Мошенничество в сфере компьютерной информации).

В совокупности с ними совершаются преступления в сфере компьютерной информации, которые на практике используются в качестве способа завладения чужим имуществом. За совершение данных преступлений Уголовным кодексом Российской Федерации также предусмотрена ответственность в статьях 272 (Неправомерный доступ к компьютерной информации), 273 (Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ), 274 (Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей), 274.1 (Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации).

Наиболее популярным способом совершения кибермошенничества является получение доступа к персональным данным потерпевшего посредством сотовой связи, ресурсов сети Интернет. Например, злоумышленник под видом сотрудника службы поддержки или службы безопасности банка звонит потерпевшему и дезинформирует его о предотвращении сомнительных операций по счету и блокировке в связи с этим банковской карты. Сославшись на необходимость решения возникших проблем, разблокировки карты, выведывает необходимые данные (номер карты, пин-код, защитный код) и осуществляет списание денежных средств.

В последнее время получили распространение случаи дистанционного оформления лицами, представляющимися сотрудниками банков, кредитов на граждан путем получения удалённого доступа к их мобильным устройствам при помощи установки приложений.

Как правило, человек, введенный в заблуждение лжесотрудниками кредитных учреждений, устанавливает на свой телефон программу, имитирующую официальную, с узнаваемым логотипом и содержимым, куда вводит необходимые для хищения денег сведения, доступ к которым автоматически получают преступники. По полученным сведениям на потерпевших оформляются онлайн-кредиты.

Законом предусмотрено наказание за совершение таких преступлений в виде лишения свободы сроком до 10 лет.

При совершении указанных преступлений злоумышленники применяют различные методы убеждения и в последующем, пользуясь Вашей доверчивостью и неосмотрительностью, осуществляют списание денежных средств.

Необходимо знать, что за сохранность денежных средств, находящихся на счетах, несет ответственность банк, и в случае их хищения, возмещение ущерба будет возможно, только если списание произошло без Вашего участия.

Чтобы не стать жертвой мошенников соблюдайте простые правила предосторожности:

- ни при каких обстоятельствах не передавайте и не сообщайте, в том числе посредством сети Интернет, мобильной связи свои персональные данные кому-либо, в том числе номера, ПИН-коды и другие реквизиты банковских карт; номер паспорта; логины и пароли доступа; коды, которые банк направляет вам в виде СМС-сообщений;

- не передавайте третьим лицам свою банковскую карту и смартфон;

- при поступлении звонков от лиц, представляющихся сотрудниками банка и предлагающих совершить какие-либо операции по карте или счету или сообщить персональные данные, немедленно прекратите разговор и сами позвоните в банк по номеру, указанному на карте.

Помните, что работник банка никогда не спросит Ваши персональные сведения о карте.

Аналогичным образом необходимо действовать при получении СМС-сообщений подобного содержания.

 

Распечатать