Прокурор разъясняет

  • 14 декабря 2020, 14:13
Мошенничество по телефону
  Текст

Разъясняет старший помощник прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы А.А. Тукумбетов:

В настоящее время одним из самых распространенных способов мошенничества является телефонное мошенничество. Мобильные сети предоставляют телефонным злоумышленникам особенно широкое поле деятельности, ведь мобильность оборудования заметно облегчает заметание следов и уклонение от ответственности, а наличие современных услуг вроде перевода звонка открывает дополнительные лазейки.

Большинство мошеннических действий начинается со звонка и направлена на самых доверчивых граждан, а именно, пожилых людей, которые готовы отдать последние деньги и ценности, лишь бы с их родственниками ничего не случилось.

Основные схемы обмана:

- используя мобильный телефон, мошенник звонит потенциальной жертве на стационарный или мобильный телефон и, представившись родственником или знакомым, взволнованным голосом сообщает о том, что он задержан сотрудниками полиции за совершение того или иного преступления или правонарушения, но есть возможность за определенное вознаграждение «решить вопрос». Далее в разговор вступает другой мошенник, который представляется сотрудником правоохранительных органов и уверенным тоном сообщает, что уже не раз помогал людям таким образом. Как правило, деньги требуется отправить «блиц-переводом», перевести на счет мобильного телефона либо отдать знакомому лжеполицейского. Мошенник может работать один, без соучастников, умело разыгрывая все роли;

- розыгрыш призов. На мобильный телефон абонента звонит якобы ведущий популярной радиостанции и поздравляет с крупным выигрышем в лотерее, организованной радиостанцией и оператором мобильной связи. Чтобы получить приз, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию. Перезвонившему абоненту отвечает сотрудник «призового отдела» и подробно объясняет условия игры: просит представиться и назвать год рождения; грамотно убеждает в честности акции; спрашивает, может ли абонент перечислить на свой номер некоторую сумму денежных средств, ссылаясь на то, что это является условием игры и данная сумма останется на счете его сим-карты, после чего звонящий говорит, что необходимо денежные средства перечислить на виртуальный QIWI кошелек, указывает контактный номер телефон, по которому жертва после пополнения своего лицевого счета сим-карты должна связаться для получения приза. Пополнив баланс QIWI кошелька потерпевший созванивается со злоумышленником, и в ходе разговора мошенник просит продиктовать «жертву» верхний и нижний цифровой ряд, присланный на телефон sms-уведомлением. На самом же деле, первый ряд цифр указанных в sms является паролем от QIWI кошелька, а второй ряд цифр является паролем, для отключения sms-оповещения операций с данным QIWI кошельком;

- платный код. На мобильный телефон жертвы поступает звонок якобы от сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить новую эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, или для улучшения качества связи. Абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств со счета абонента на счет злоумышленников;

- штрафные санкции оператора. Звонящий на мобильный телефон злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает потерпевшему, что он сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс - оплаты и сообщив их коды;

- ошибочный перевод средств. Абоненту поступает ложное sms-сообщение о поступлении денежных средств на его счет, переведенных с помощью услуги мобильный перевод. Сразу после этого поступает звонок и мужчина или женщина сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет и просит вернуть их обратно тем же способом;

- звонок на горячую линию экстрасенсов. Экстрасенсы обещают по телефону вылечить от всех болезней, снять порчу, предсказать будущее и т.д. Жертва звонит по номеру телефона указанному в объявлении, после чего злоумышленник представляется экстрасенсом, как правило, из наиболее известных телепередач. Злоумышленник предлагает изначально пройти тестирование онлайн. После этого экстрасенс сообщает, что у жертвы плохая аура или наложена порча. Жертва, как правило, просит помочь с исцелением, и тогда злоумышленники оставляют контактный номер телефона, по которому жертва может с ними связываться для сеансов. Далее мошенники используют навыки психологии. Постоянно осуществляют контакт с жертвой, производят мнимые сеансы. Изначально злоумышленники сообщают жертве, что их сеансы совершенно бесплатные, а потом в ходе дальнейшего общения начинают просить у жертвы денежного вознаграждения для дальнейшего проведения сеансов. После чего потерпевший уже без малейших сомнений переводит указанные мошенниками денежные средства на различные лицевые счета мошенников;

- поиск объявлений. Мошенники осуществляют поиск объявлений в сети Интернет о намерении граждан совершить дорогостоящие сделки (продажа недвижимости, автомобилей и т.п.). После чего по телефону связываются с потенциальными потерпевшими, и, выступая в роли покупателей, под предлогом необходимости перевода на банковский счет гражданина залоговых денежных средств получают информацию от последнего о реквизитах его банковской карты;

- работники банка. Мошенники, представляясь работниками банков, путем обмана или злоупотребления доверием вынуждают потерпевших делать переводы или сообщать реквизиты их банковских карт с целью последующих хищений денежных средств.

Цель мошенников - заставить Вас передать свои денежные средства «добровольно». Мошенники очень хорошо манипулируют людьми и отлично знают психологию. Они используют следующие мотивы: беспокойство за близких и знакомых, волнение за свой телефонный номер, счет в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз, любопытство – желание получить доступ к SMS и звонкам других людей. Для этого используются различные схемы мошенничества.

Чтобы понять, что вам звонит обычный аферист, обратите внимание на следующие моменты:

  1. Во время разговора обманщики пользуются стрессовым состоянием жертвы и пытаются сообщить ей как можно больше информации, чтобы у нее не было времени обдумать все сказанное;

  2. В методах телефонных аферистов часто присутствует элемент запугивания;

  3. Мошенники пользуются чувством жадности людей и их стремлением получить выгоду (например, крупный выигрыш), не прилагая усилий;

  4. Насторожить должна низкая цена за какой-либо товар или услугу: если стоимость товара ниже, чем его обычная цена, то наверняка это объявление разместили мошенники.

Распечатать