Интервью и выступления

Интервью радио ГТРК "Бурятия" О рассмотрении обращений граждан в органах прокуратуры Республики Бурятия
  Текст

- Дмитрий Цыбикович, как часто люди обращаются в прокуратуру?

- В минувшем году в прокуратуру республики поступили 24 с половиной тыс. обращений граждан, разрешено непосредственно в прокуратуре 10 300 из них. Каждое четвертое обращение признано обоснованным, по ним мы внесли 3 300 актов прокурорского реагирования.

Необходимо отметить, что в силу закона о прокуратуре прокуроры не вправе подменять иные компетентные органы. Например, если жалоба касается вопросов соблюдения санитарных правил, то обращение подлежит направлению в Роспотребнадзор. Если же гражданин не согласен с ответом контролирующего органа, то такое обращение будет рассмотрено непосредственно в прокуратуре. Прокуроры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность организаций, не вправе подменять ведомственный контроль органов следствия и дознания. Такие обращения также направляются по компетенции, но если гражданин не согласен с ответом конкретного должностного лица, то оно будет рассмотрено в прокуратуре республики.

- Дмитрий Цыбикович, с какими вопросами чаще всего обращаются граждане?

- Из десяти тысяч разрешенных обращений шесть с половиной тысяч касались вопросов исполнения законов и законности правовых актов. В основном это четыре сферы правоотношений: жилищно-коммунальное хозяйство, соблюдение жилищных прав, вопросы трудового законодательства, соблюдение законов при исполнительном производстве.

Так, прокуратурой Заиграевского района проверены доводы жителей многоквартирных домов поселков Заиграево, Онохой, Челутай, села Новая Брянь о несогласии с действиями Читаэнергосбыта по начислению платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды. По результатам проверки установлены нарушения процедуры допуска общедомовых приборов учета в многоквартирных домах. В результате прокурорского реагирования 181 гражданину произведен перерасчет платы за электроэнергию в сторону уменьшения на общую сумму 413 тысяч рублей.

Две с половиной тысячи обращений касались вопросов нарушения закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях и при производстве следствия и дознания.

- Наверное, значительное количество нарушений закона касается социальной сферы?

- Да, по таким обращениям мы проводим тщательные проверки.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса установлены ограничения для обращения прокурора в суд в интересах граждан. Но именно для социальных вопросов сделаны определенные исключения.

Например, в прокуратуру Кабанского района обратились два гражданина в связи с отказом пенсионного органа в назначении досрочной пенсии по старости. Они работали на Селенгинском целлюлозо-картонном комбинате на работах с вредными условиями труда. Им не зачтены эти периоды работы в связи с несоответствием наименования занимаемой должности Списку производств, работ, профессий, занятость на которых дает право на льготное пенсионное обеспечение. Прокурором района в их интересах направлены исковые заявления о признании отказа в назначении пенсии незаконным. Решениями суда исковые требования прокурора удовлетворены, пенсии назначены.

- К вам поступают обращения граждан в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних.

В минувшем году увеличилось количество разрешенных и удовлетворенных обращений в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних. Всего разрешено 400 таких обращений.

Введение дополнительных мер государственной социальной поддержки семей с детьми обусловило рост обращений в сфере социального обеспечения несовершеннолетних.

К примеру, прокуратурой Октябрьского района г. Улан-Удэ по 10 обращениям об отказах в предоставлении ежемесячных выплат на детей в возрасте от 3 до 7 лет выявлены нарушения закона. Прокурором внесено представление начальнику управления социальной защиты населения г. Улан-Удэ. Благодаря прокурорскому вмешательству гражданам выплачено 84 тысячи рублей.

По таким же основаниям принимались меры 6 районными прокурорами.

- Дмитрий Цыбикович, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением органами государственной власти и местного самоуправления законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан. В этой области выявляются нарушения?

- В ходе прокурорских проверок мы пресекаем нарушения прав граждан на обращения в уполномоченные органы. Выявляются нарушения 30-дневного срока рассмотрения обращения, неполнота ответов, их недостаточная мотивированность. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях прокурор наделен правом возбуждения дел по статье 5.59. Только прокурор вправе возбудить такое дело, рассматривается оно судом. Санкцией является штраф от 5 до 10 тысяч рублей. В прошлом году по постановлениям прокуроров привлечено к административной ответственности 28 должностных лиц. По представлениям прокуроров за нарушения порядка рассмотрения обращений граждан к дисциплинарной ответственности привлечено 76 виновных должностных лиц.

- Радиослушателям будет интересно узнать, как проводится работа с обращениями граждан в условиях распространения коронавирусной инфекции? Прекращался ли прием граждан?

- В условиях распространения коронавируса нами внесены коррективы в работу по организации приема обращений граждан. До сведения жителей республики доведена информация о возможности обратиться в органы прокуратуры дистанционно. Граждане стали активно использовать возможность обращения через электронные сервисы. Число обращений, направленных в электронной форме, возросло с 4 тысяч в 2019 году до 4,5 тысяч в 2020 году. Количество обращений, поступивших с Единого портала государственных услуг, увеличилось в 8 раз.

В условиях пандемии прием граждан не прекратился и осуществлялся с соблюдением мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности. В минувшем году прокурорами принято почти пять с половиной тысяч человек, из них 2 200 руководителями органов прокуратуры. Число граждан, принятых на личных приемах руководством прокуратуры республики, увеличилось на 20 %.

Приемы мы проводили на местах, это в зданиях прокуратур в рабочее время. В нерабочие дни в прокуратуре республики прием осуществлял дежурный прокурор.

Проводились выездные приемы. Прокурор республики и ее заместители осуществили 24 выезда, где приняли 144 человека.

Проведено 15 приемов граждан на предприятиях, имеющих задолженность по заработной плате. Принято 93 гражданина, от которых поступили 39 обращений, все они удовлетворены.

Организовывались личные приемы граждан с использованием телекоммуникационных технологий и специального программного обеспечения. У жителей республики появилась возможность обратиться на личный прием в режиме видеоконференцсвязи.

Так, прокурором республики на личном приеме в режиме видеоконференцсвязи приняты жители Тункинского района с обращениями о невыплате заработной платы в управляющей компании. Проверкой установлено, что перед 38 работниками образовалась задолженность в сумме свыше 1 млн. руб. В результате принятых мер задолженность полностью погашена.

- Проводятся ли личные приемы граждан по определенной тематике?

По проблемам, имеющим общественный резонанс, проводятся тематические встречи с населением. Так, по вопросам соблюдения трудовых прав, жилищных прав детей-сирот, занятости населения, нарушений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, капитального ремонта многоквартирных домов, долевого строительства, социальной поддержки граждан, начисления выплат медицинским работникам, содержания автомобильных дорог и безопасности дорожного движения, соблюдения прав участников уголовного судопроизводства проведено 26 приемов, принято 223 гражданина.

Дважды проведены приемы предпринимателей совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей в республике.

Дольщики принимались руководителями прокуратуры республики совместно с представителями Минстроя и Гостройжилнадзора.

Прокурором республики и ее первым заместителем проведен прием граждан по вопросам предоставления мер социальной поддержки населения.

Также жителям республики предоставлялась возможность сообщить о нарушениях закона по телефону, с этой целью проведено 66 горячих телефонных линий.

- Дмитрий Цыбикович, какие имеются требования к обращению в органы прокуратуры, какие сроки предусмотрены законодательством для рассмотрения обращений? Иными словами – когда заявителю ждать ответ? 

- Обращения могут поступать в письменном и устном виде, а также в форме электронного документа. Они составляются в произвольной форме, но обязательно указывается фамилия, имя, отчество гражданина, почтовый адрес или адрес электронной почты и краткое изложение существа вопроса.

Письменное обращение граждане могут направить по адресу соответствующей прокуратуры по почте, факсом либо сбросить в ящик для обращений, установленный в каждой прокуратуре. Подать заявление можно в ходе личного приема, который проводится ежедневно в районных, межрайонных прокуратурах и в аппарате прокуратуры республики в течение рабочего дня. В аппарате прокуратуры дежурный прокурор ведет прием заявителей в дневное время в выходные и праздничные дни.

Для открытости доступа используются электронные сервисы. Обращение можно направить через Единый портал прокуратуры Российской Федерации и личный кабинет Единого портала государственных услуг.

Хочу обратить внимание радиослушателей, что общий срок рассмотрения обращений составляет 30 дней со дня регистрации, он может быть продлен еще на 30 дней с уведомлением заявителя. В случае если обращение подано участником уголовного судопроизводства, и он выражает несогласие с действиями, бездействием следователя, дознавателя, органа дознания, то срок рассмотрения обращения составляет 3 суток и может быть продлен с письменным уведомлением заявителя до 10 суток.

В заключение добавлю, что поступающие к нам обращения являются главным источником информации о состоянии законности в обществе, о проблемах, поэтому призываю жителей республики активно реализовывать свое право на обращение в органы прокуратуры.

Мы ориентируем наших работников на открытое общение с гражданами, на обратную связь с жителями республики. Наша задача – разъяснить мотивы принятого решения и довести до заявителя смысл принятого решения. Если нужно, то организовать для этого встречу.

В сегодняшних условиях пристальное внимание уделяется обращениям инвалидов, пенсионеров, людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Нами принимаются меры к объективному и окончательному разрешению каждого заявления до полного устранения нарушений закона, оказанию реальной помощи в восстановлении нарушенных прав граждан.

Распечатать