Работа с обращениями граждан

  • 17 февраля 2022, 16:11
Информация о результатах разрешения обращений граждан за 2021 год
  Текст

В 2021 году в органы прокуратуры поступило 8609 обращений, что на 17,4 % больше, чем в 2020 году (7335). Рост количества обращений обусловлен введением возможности направления заявлений через электронные сервисы, с проведением активной просветительской работы органами прокуратуры республики в сети Интернет, по радио о способах и возможных формах направления обращений гражданами и предпринимателями (увеличилось количество публикаций на 46,2 %), с использованием практики проведения тематических приемов граждан, работой мобильной приемной.

Доля жалоб, поданных в электронной форме (через интернет приемную прокуратуры республики, МЭДО, единый портал прокуратуры и единый портал госуслуг) в 2021 году от числа поступивших, составляет 11,4 % (7,7 %).Так, в органы прокуратуры в электронной форме посредством Интернет-приемной и через Единый портал государственных и муниципальных услуг поступило 982 обращения, что на 99,6 % больше, чем в 2020 году (492). Обращения на цифровую платформу для работы с предпринимателями «ЗАБИЗЕНС.РФ» не поступали.

В прошедшем году рассмотрено 6903 обращения, что на 21,3 % больше, чем в аналогичный период предыдущего года (5691), количество рассмотренных обращений остается стабильно высоким. Рост количества рассмотренных обращений связан с общей тенденцией увеличения числа жалоб, поступивших в органы прокуратуры республики.

Остается высокой доля жалоб, разрешенных непосредственно прокурорами, из числа рассмотренных жалоб прокурорами разрешено 5977 обращений, что на 25,9 % больше, чем за аналогичный период прошлого года (4749), доля в числе рассмотренных жалоб составила 86,6 % (83,4 %).

Рост количества разрешенных обращений непосредственно прокурорами связан как с общим увеличением числа поступивших жалоб, так и со снижением количества обращений, перенаправляемых для разрешения в другие ведомства.

В другие ведомства в 2021 году на разрешение направлено 886 обращений (854) или 12,8 % от числа рассмотренных (15,0 %), которые обоснованно направлялись в уполномоченные органы в целях недопущения фактов подмены деятельности контрольно-надзорных органов.

Причиной преждевременного направления гражданами жалоб в органы прокуратуры является повышение уровня доверия населения к прокуратуре, а также мнение граждан, что при рассмотрении их обращений, поступивших через органы прокуратуры, другие ведомства отнесутся к ним более внимательно.

На разрешение подчиненным прокурорам и в соответствующие органы прокуратуры направлено 1679 обращений (1510). Наряду с ростом абсолютного показателя, доля таких обращений от числа поступивших жалоб уменьшилась. Нижестоящим прокурорам перенаправлено 19,5 % от числа поступивших (20,6 %). Это связано с введением для прокуратур районного и городского звена возможности самостоятельного приема электронных обращений через портал ЕПП, у заявителей появилась возможность выбора той нижестоящей прокуратуры, к компетенции которой относится решение их вопроса.

Доля обращений, разрешенных в аппарате прокуратуры республики, снизилась и в анализируемом периоде составила 25,0 % (27,1 %) или 1286 (1495) заявлений в абсолютных показателях. Рост количества заявлений, разрешенных в территориальных прокуратурах с 72,9 % до 74,1 % (или с 3463 до 4482), связан с принятием мер, направленных на повышение эффективности и качества разрешения обращений. Так, в практику введено обязательное получение дополнительных объяснений от заявителей, обратившихся по наиболее сложным и социально значимым вопросам, что снижает число обжалований ответов территориальных прокуроров в аппарат прокуратуры республики.

В другие ведомства на разрешение направлено 886 обращений (АППГ – 854), рост на 3,7 %. Увеличение данного показателя связано с увеличением поступивших обращений – на 17,4 %. Доля перенаправленных обращений в другие ведомства от поступивших снизилась и составила 10,3 % (11,6 %), что связано с проведением проверок обоснованности принятия решений о перенаправлении обращений в нижестоящих прокуратурах, направлением информационных и индивидуальных писем прокурорам, проведением оперативных совещаний и коллегии прокуратуры республики по данному вопросу.

При направлении обращений с контролем в нижестоящие прокуратуры, в другие ведомства заводятся надзорные производства, которые остаются на контроле до фактического устранения нарушений прав заявителей (при наличии), и приобщения подтверждающих документов. Эффективность разрешения таких обращений не уступает общему порядку разрешения заявлений граждан в органы прокуратуры республики.

В анализируемый период каждое четвертое обращение признано обоснованным, всего удовлетворено 1551 обращение или 25,9 % от разрешенных, что на 35,1 % больше, чем в 2020 году (1148 или 24,2 % от разрешенных ).

Наибольшая доля удовлетворенных жалоб наблюдается по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, которая от числа разрешенных составила 1500 обращений или 25,1 % ( 1085 или 22,9 %).

Рост количества удовлетворенных обращений граждан связан с состоянием законности и наличием нарушений федерального законодательства в отдельных сферах надзора. Так, выявлялись распространённые нарушения прав граждан на безопасные и качественные дороги, организации сбора и вывоза ТКО, осуществлении социальных выплат в связи с пандемией.

Высокая степень социальной значимости проблем, связанных с оплатой труда, неблагоприятная экономическая обстановка, финансовая ущербность предприятий обусловили увеличение доли обоснованных жалоб граждан в органы прокуратуры.

  • свидетельствует об актуальности проблем для населения в данных сферах отношений, в связи с этим прокурорами в ходе осуществления надзора данным вопросам уделяется особое внимание.