Прокурор разъясняет
- 26 Марта 2019, 14:48
С целью недопущения нарушений, связанных с привлечением образовательными организациями добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, подразделение по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры республики разъясняет.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации и частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Обращения граждан в органы прокуратуры по вопросам взимания с родителей денежных средств на различные нужды образовательных организаций, которые посещают их дети, являются нередкими.
Результаты прокурорских проверок свидетельствовали о том, что широкое распространение получили факты, когда на родителей воспитанников и обучающихся возлагались обязанности по частичному финансированию содержания и ремонту зданий, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.
Руководители образовательных организаций допускали незаконное привлечение денежных средств родителей учащихся под видом благотворительной помощи, добровольных пожертвований, которые вопреки требованиям законодательства носили принудительный характер. Другими словами допускали поборы.
Поборы в школах и детских садах существуют и в подавляющем большинстве, носят латентный характер, поскольку никто из родителей не желает, что бы его ребенок сталь объектом пристального внимания классного руководителя или воспитателя из-за отказа внести какую-либо «помощь» школе (садику).
Следует отметить, что проблема поборов в школах и детских садах возникла давно и недостаточное финансирование сферы образования в середине девяностых лишь подталкивала к её разрастанию.
Из содержания части 8 статьи 41 ранее действовавшего закона «Об образовании» следовало, что образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) юридических лиц.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», действующий с 2013 года, подобные положения о добровольных пожертвованиях не содержит.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 11.08.1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.
Согласно статье 4 указанного выше Федерального закона граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора целей. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.
В этой связи являются нарушением закона требования об оказании «благотворительной» или «спонсорской» помощи родителями всех детей, посещающих данное образовательное учреждение (класс), по решению родительского комитета или попечительского совета образовательного учреждения (класса).
Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и иные органы управления образовательной организации, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение. Принятие каким - либо гражданином или организацией решения о том, что другие граждане должны оказать благотворительную помощь третьему лицу, указанному этой организацией, в данном случае - образовательной организации, нарушает основной принцип оказания благотворительной помощи - принцип добровольности.
Родители как благотворители имеют право определять цели и порядок использования своих пожертвований, выдвигать условия по использованию переданного им имущества по определенному назначению. Поэтому возможно пожертвование как на «уставную деятельность», на «развитие образовательной организации», так и на конкретные цели (приобретение оборудования, ремонт, охрану и др.). Для использования пожертвования по иному назначению необходимо получить согласие жертвователя.
Пожертвование может быть только добровольным. Не должно допускаться принуждение родителей обучающихся к внесению пожертвований или иных форм материальной помощи.
При оказании родителями финансовой помощи внесение денежных средств должно производиться на расчетный счет образовательной организации.
Не допускается:
- внесение записей в дневники, тетради обучающихся, выдачи уведомлений о необходимости внесения денежных средств и (или) товаров и материалов;
- занижения оценок обучающимся, публичное осуждение обучающихся в случае неоказания их родителями (законными представителями) помощи в виде денежных средств;
- принятия решений родительских собраний, обязывающих внести денежные средства в фонд организации, класса, группы.
В случае, если в школе, детском саду, кем-либо (воспитателем, преподавателем, другим сотрудником организации, членами родительского комитета, попечительского совета, любым из родителей) объявлено устно или письменно, что кем-то принято решение о сборе «благотворительных» взносов в определенной сумме на определенные цели, данное решение распространяется только на лиц, его принявших, и не влечет обязанности внесения таких сборов другими родителями.
Пожертвования, которые передаются периодически всеми родителями обучающихся на нужды образовательной организации, причем в фиксированных суммах, расцениваются как поборы с родителей (законных представителей) обучающихся, нарушение принципа добровольности.
Таким образом, родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.
За совершение нарушений принципа общедоступности и бесплатности образования, принципа добровольности привлечения денежных средств должностные и юридические лица привлекаются к административной ответственности по части 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере от 30 до 200 тысяч рублей в зависимости от субъекта правонарушений.
Разъяснение законодательства по вопросу оказания спонсорской и благотворительной помощи образовательным организациям
С целью недопущения нарушений, связанных с привлечением образовательными организациями добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, подразделение по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры республики разъясняет.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации и частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Обращения граждан в органы прокуратуры по вопросам взимания с родителей денежных средств на различные нужды образовательных организаций, которые посещают их дети, являются нередкими.
Результаты прокурорских проверок свидетельствовали о том, что широкое распространение получили факты, когда на родителей воспитанников и обучающихся возлагались обязанности по частичному финансированию содержания и ремонту зданий, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.
Руководители образовательных организаций допускали незаконное привлечение денежных средств родителей учащихся под видом благотворительной помощи, добровольных пожертвований, которые вопреки требованиям законодательства носили принудительный характер. Другими словами допускали поборы.
Поборы в школах и детских садах существуют и в подавляющем большинстве, носят латентный характер, поскольку никто из родителей не желает, что бы его ребенок сталь объектом пристального внимания классного руководителя или воспитателя из-за отказа внести какую-либо «помощь» школе (садику).
Следует отметить, что проблема поборов в школах и детских садах возникла давно и недостаточное финансирование сферы образования в середине девяностых лишь подталкивала к её разрастанию.
Из содержания части 8 статьи 41 ранее действовавшего закона «Об образовании» следовало, что образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) юридических лиц.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», действующий с 2013 года, подобные положения о добровольных пожертвованиях не содержит.
Обращаем внимание на то, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 11.08.1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.
Согласно статье 4 указанного выше Федерального закона граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора целей. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально или объединившись, с образованием или без образования благотворительной организации.
В этой связи являются нарушением закона требования об оказании «благотворительной» или «спонсорской» помощи родителями всех детей, посещающих данное образовательное учреждение (класс), по решению родительского комитета или попечительского совета образовательного учреждения (класса).
Любая инициативная группа граждан, в том числе родительский комитет, попечительский совет и иные органы управления образовательной организации, вправе принять решение о внесении (сборе) денежных средств только в отношении себя самих (членов комитета, попечительского совета), а не родителей всех детей, посещающих данное учреждение. Принятие каким - либо гражданином или организацией решения о том, что другие граждане должны оказать благотворительную помощь третьему лицу, указанному этой организацией, в данном случае - образовательной организации, нарушает основной принцип оказания благотворительной помощи - принцип добровольности.
Родители как благотворители имеют право определять цели и порядок использования своих пожертвований, выдвигать условия по использованию переданного им имущества по определенному назначению. Поэтому возможно пожертвование как на «уставную деятельность», на «развитие образовательной организации», так и на конкретные цели (приобретение оборудования, ремонт, охрану и др.). Для использования пожертвования по иному назначению необходимо получить согласие жертвователя.
Пожертвование может быть только добровольным. Не должно допускаться принуждение родителей обучающихся к внесению пожертвований или иных форм материальной помощи.
При оказании родителями финансовой помощи внесение денежных средств должно производиться на расчетный счет образовательной организации.
Не допускается:
- внесение записей в дневники, тетради обучающихся, выдачи уведомлений о необходимости внесения денежных средств и (или) товаров и материалов;
- занижения оценок обучающимся, публичное осуждение обучающихся в случае неоказания их родителями (законными представителями) помощи в виде денежных средств;
- принятия решений родительских собраний, обязывающих внести денежные средства в фонд организации, класса, группы.
В случае, если в школе, детском саду, кем-либо (воспитателем, преподавателем, другим сотрудником организации, членами родительского комитета, попечительского совета, любым из родителей) объявлено устно или письменно, что кем-то принято решение о сборе «благотворительных» взносов в определенной сумме на определенные цели, данное решение распространяется только на лиц, его принявших, и не влечет обязанности внесения таких сборов другими родителями.
Пожертвования, которые передаются периодически всеми родителями обучающихся на нужды образовательной организации, причем в фиксированных суммах, расцениваются как поборы с родителей (законных представителей) обучающихся, нарушение принципа добровольности.
Таким образом, родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.
За совершение нарушений принципа общедоступности и бесплатности образования, принципа добровольности привлечения денежных средств должностные и юридические лица привлекаются к административной ответственности по части 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере от 30 до 200 тысяч рублей в зависимости от субъекта правонарушений.
Все права защищены
Телефон: +7 (8722) 67-95-25 +7 (8722) 67-95-25 +7 (8722) 67-57-81
Телефон: +7 (8722) 62-84-01
Email: prok-dagestan@mail.ru