Прокурор разъясняет

  • 30 декабря 2020, 10:23
Об ответственности заказчика за неисполнение (несвоевременное исполнение) обязательств по государственному и муниципальному контракту
  Текст

Вопрос соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременную оплату заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам в условиях современной социальной и экономической ситуации приобрел особую актуальность.

Вовремя не поступившие на счёт предпринимателя, надлежащим образом исполнившего обязательства, средства влекут предпосылки для образования долгов по заработной плате, просрочки по налогам и кредитам, а также взыскания дополнительных пеней и штрафов. Для малого предпринимательства неисполнение публичными заказчиками финансовых обязательств может грозить закрытием производства.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регламентирует все этапы заключения и исполнения государственного и муниципального контракта, в том числе сроки расчетов между контрагентами (часть 13.1 статьи 34).

У заказчика есть 30 дней, чтобы оплатить поставку, после того как подписан акт приемки по отдельному этапу или в целом по договору. Если же исполнителем является малое предприятие или социально ориентированная некоммерческая организация, то в соответствии с частью 8 статьи 30 закона заказчик должен произвести оплату в течение 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке товара, работы или услуги.

Безусловно, при несвоевременной оплате неотъемлемым правом хозяйствующих субъектов является право взыскания задолженности в судебном порядке в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Вынесение судебного решения в пользу предпринимателя влечет за собой возможность его принудительного исполнения, а также компенсации понесённых убытков путём взыскания наряду с суммой основного долга суммы неустойки за ненадлежащее исполнение обязательства. Дополнительные расходы бюджета при этом в случае виновных действий конкретных должностных лиц могут быть взысканы с них в порядке регресса.

Кроме того, ответственность заказчика по указанному закону за нарушение условий государственного контракта не ограничивается только гражданско-правовой.

Так, в июле 2017 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был дополнен статьей 7.32.5, предусматривающей ответственность за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Санкция данной статьи предусматривает наказание для должностных лиц заказчика в виде административного штрафа в размере до 50 000 руб., а в случае повторного совершения аналогичного правонарушения - дисквалификацию до 2 лет.

В Республике Карелия правом на возбуждение дел об административных правонарушениях по названной статье и на рассмотрение обращений предпринимателей о привлечении виновных к ответственности наделено Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия и Министерство финансов Республики Карелия (вправе возбуждать дела по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ).

Прокурор при осуществлении надзорных полномочий также может возбудить дело об указанном административном правонарушении.

Помимо возбуждения дела об административном правонарушении органы прокуратуры также наделены иными полномочиями, направленными на понуждение заказчиков к надлежащему исполнению своих финансовых обязательств.

В частности, наиболее распространённой мерой прокурорского реагирования на факты несвоевременной оплаты государственных и муниципальных контрактов является представление, содержащее требование к заказчику самостоятельно устранить допущенное нарушение и рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

К примеру, в текущем году прокуратурой Прионежского района выявлена задолженность администрации Прионежского муниципального района по исполненным хозяйствующими субъектами муниципальным контрактам, в связи с чем Главе администрации района внесено представление, которое удовлетворено, задолженность погашена. В отношении Главы администрации района прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого Министерством финансов Республики Карелия назначен штраф.

Всего сумма задолженности государственных и муниципальных заказчиков республики перед хозяйствующими субъектами, погашенная благодаря прокурорскому вмешательству, только в 2020 году составила более 200 млн. рублей.

Дополнительно следует отметить, что намеренное бездействие заказчиков в решении вопросов оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) для государственных и муниципальных нужд при определённых обстоятельствах может образовывать состав преступлений, предусмотренных статьями 169 (воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности), 285 (злоупотребление должностными полномочиями), 286 (превышение должностных полномочий) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных перечисленными статьями, отнесены к подследственности Следственного комитета Российской Федерации.

Активная позиция субъектов предпринимательской деятельности в защите прав на своевременную оплату по государственным и муниципальным контрактам является залогом сохранения и дальнейшего развития бизнеса в республике.