Прокурор разъясняет

  • 1 февраля 2021, 16:06
О полномочиях прокурора в сфере судебной защиты жилищных прав граждан
  Текст

Полномочия по защите прокурором жилищных прав граждан регламентированы Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор наделен полномочиями по обращению в суд в интересах физических лиц в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может обратиться в суд самостоятельно. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему гражданина по вопросу обеспечения права на жилище в государственном или муниципальном жилищных фондах.

При наличии правовых оснований прокуроры реализуют предоставленные им полномочия. Так, в 2020 году прокурорами приняты меры к обеспечению признания за несовершеннолетними права собственности на жилые помещения, приобретенные за счет средств материнского капитала.

В силу части 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для дачи заключения по делу прокурор участвует в рассмотрении гражданских дел о выселении, признании лиц не приобретшими, утратившими право пользования жилым помещением.

Судами республики с участием прокурора в 2020 году было рассмотрено 418 таких дел. Судом апелляционной инстанции по апелляционным представлениям прокуроров отменено 7 незаконных судебных решений по делам данной категории. Так, в 2020 году прокуратурой Пудожского района было принесено 3 апелляционных представления на незаконные решения Пудожского районного суда по гражданским делам о признании граждан утратившими право пользования жилым помещением. Меры апелляционного обжалования прокуратурой были приняты в связи с незаконными выводами суда первой инстанции об утрате гражданами права пользования жилым помещением по причине добровольного выезда ответчиков из муниципальных жилых помещений на иное постоянное место жительство. При этом, исходя из материалов дел, данные муниципальные жилые помещения являются не пригодными для проживания, вследствие чего органы местного самоуправления обязаны предоставить гражданам иные жилые помещения в рамках программы расселения аварийного жилищного фонда.