О результатах работы органов прокуратуры

  • 22 февраля 2022, 14:41
Анализ практики рассмотрения органами прокуратуры Республики Карелия обращений граждан, поступивших в 2021 году, и приема граждан
  Текст

Работа органов прокуратуры с обращениями граждан представляет собой важный самостоятельный вид деятельности органов прокуратуры и подчинена задачам укрепления законности и правопорядка, соблюдению прав человека и гражданина.

В 2021 году сократилось количество поступивших в органы прокуратуры республики обращений до 18 983 (-1 899) и рассмотренных до 14 647 (-1 920), что обусловлено усилением превентивного надзора, направленного на профилактику нарушений закона, планированием надзорных мероприятий на основании анализа поступающих обращений, следствием сочетания личного приема с задачами по правовому просвещению населения, разъяснением гражданам полномочий органов контроля.

Активная работа по правовому просвещению населения, размещение в средствах массовой информации разъяснений пределов полномочий прокуратуры, компетенции иных органов, примеров реальной помощи прокурорами в связи с обращениями в ведомство, устранение нарушений закона, которые могут вызвать социальную напряженность в обществе, взятые за основу в прошедшем году, способствовали сокращению до 4 886 (-2 962) поступивших обращений, подлежащих рассмотрению иными органами. Удельный вес таких обращений (от общего числа рассмотренных) составил 33,4% (-13,6%).

Из общего числа рассмотренных обращений по существу разрешено 9 526 (+1 199). Рост доли разрешенных жалоб обусловлен внесением существенных корректив в работу с обращениями.

Основным принципом при рассмотрении обращений стало полное восстановление нарушенных прав граждан.

Прокуроры ориентированы на обратную связь с заявителями, исключение формализма при приеме граждан, необоснованного перенаправления обращений в иные ведомства и возврата обращений гражданам.

Процентное соотношение количества разрешенных обращений к количеству рассмотренных составляет 65% (50%).

Анализ структуры разрешенных обращений показывает традиционное преобладание жалоб по вопросам надзора за исполнением законов и законностью правовых актов – 6 037, или 63% от общего числа разрешенных.

Прокуратурой республики особое внимание уделяется работе с обращениями социально незащищенных категорий граждан. Как правило, такие обращения контролируются, осуществляются выезды прокуроров к заявителям, принимаются исчерпывающие меры к восстановлению нарушенных прав.

В отчетный период на 39% возросло количество удовлетворенных обращений (с 1 209 до 1 680). Удельный вес удовлетворенных обращений от разрешенных составил 17,6% (+3,1%).

По итогам разрешения обращений органы прокуратуры республики выявили 3 831 нарушение закона.

По удовлетворенным жалобам прокурорами принесено 93 протеста, внесено 873 представления, направлено 240 исков в суд, предостережено 12 лиц, возбуждено 142 дела об административных правонарушениях, направлено 2 требования об изменении нормативных правовых актов, отменено 87 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, 11 постановлений о приостановлении предварительного расследования. Принято 213 иных мер прокурорского реагирования.

Прокуроры принципиально реагировали на выявляемые по результатам проверок факты нарушений прав заявителей.

Увеличение удовлетворенных обращений в сфере ЖКХ на 95% обуславливается многочисленными фактами неисполнения управляющими организациями взятых на себя обязательств по обслуживанию и содержанию общего имущества многоквартирных домов, оказания ненадлежащих жилищно-коммунальных услуг.

Возросло количество разрешенных обращений на нарушения жилищного законодательства, из них удовлетворено 20%.

Значительное число обращений касалось нарушений жилищных прав, на отсутствие благоприятных условий жизни.

Рост удовлетворенных обращений на нарушения пенсионного законодательства и по вопросам охраны прав инвалидов и престарелых с 10 до 23 связан с особым вниманием прокуроров обращениям о нарушении прав социально незащищенных категорий граждан. В большинстве случаев обращения касались вопросов компенсаций проезда к месту отдыха, предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и перерасчета пенсии. 

На нарушения земельного законодательства разрешено 280 обращений (+146), из них удовлетворено 161%.

Причиной увеличения количества обращений о нарушении земельного законодательства является существенный рост числа жалоб многодетных семей в органы прокуратуры на бездействие должностных лиц государственных органов исполнительной власти республики при решении вопроса о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

Сокращение на 50,2% числа удовлетворенных обращений о нарушении трудового законодательства объясняется снижением количества жалоб на действия (бездействие) органа контроля после принятых в отношении Государственной инспекции труда в Республике Карелия мер прокурорского реагирования.

С 74 до 168 (+127%) увеличилось количество разрешенных и удовлетворенных с 6 до 9 (+50%) обращений на правовые акты представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления.

Высокий показатель разрешенных обращений указанной категории связан с обжалованием решений, принятых по обеспечению и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

В истекшем периоде 2021 года разрешено 91 обращение на нарушения в сфере образования, удовлетворено - 17%.

О нарушениях в сфере здравоохранения разрешено 108 обращений, 22% из которых признаны обоснованными.

В сфере исполнения законодательства об обращениях граждан разрешено 411 обращение, 85 из которых удовлетворены.

По вопросам соблюдения законов об исполнительном производстве разрешено 393 обращения (+150), из которых удовлетворено 43.

В отчетном периоде прокуратура республики продолжила проверки в территориальных отделах службы судебных приставов, в том числе по жалобам граждан. Действиям и решениям должностных лиц ФССП давалась принципиальная оценка, принимались меры реагирования.

Распространенными являлись нарушения, допускаемые при исполнении судебных решений об удержании денежных средств со счетов должников, а также при взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей (непринятие должных мер к розыску должников, имущества, на которое было бы возможно обращение взыскания).

В сфере обеспечения безопасности дорожного движения разрешено 177 обращений (+104), из них удовлетворено 44%.

Основная масса обращений, касалась вопросов ненадлежащего содержания автомобильных дорог.

По вопросам нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе разрешено 33 обращения (+9), из них 6признаны обоснованными.

Обращения касались вопросов, связанных, по мнению заявителей, с превышением полномочий правоохранительных органов, при расследовании уголовных дел, обжаловались действия органов местного самоуправления.

В отчетный период разрешено 40 обращений на нарушения законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (-2%), из них по 40% доводы нашли свое подтверждение, что обусловлено усилением взаимодействия органами прокуратуры с представителями бизнеса в период пандемии и способствовало их более активному обращению в ведомство.

По вопросам нарушений в сфере соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних разрешено 363 обращения (+15), из них признаны обоснованными -81 (-18).

В большинстве случаев обращения касались вопросов приема детей в образовательные учреждения, передачи, предоставления детям-сиротам жилья, лекарственного обеспечения и нарушений образовательного процесса выплаты детских пособий.

На 208% возросло количество удовлетворенных обращений на нарушения закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях (с 45 до 139) и на 187,9% при производстве предварительного следствия и дознания (с 33 до 95).

По вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным делам разрешено 238 обращений (+11), удовлетворенных нет (1).

Количество разрешенных обращений по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по гражданским делам снизилось на 4,8% со 104 до 99, из них 3 обращения удовлетворены (0). Граждане в большинстве случаев обжаловали решения по гражданским делам необязательной категории, в связи с чем им были разъяснены положения действующего законодательства.

На 12,6 % снизилось количество обращений по вопросам надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний (с 508 до 444), из них удовлетворено 5%. Снизилось количество разрешенных обращений на недозволенные меры воздействия администраций исправительных учреждений в отношении осужденных.

На личном приеме прокурорами принято 3 754 гражданина, в т.ч. лично прокурорами и их заместителями 1 913 граждан.

Личный прием осуществлялся в ходе выездных приемов, работы мобильной приемной, в отдаленных населенных пунктах и труднодоступной местности, в трудовых коллективах, проведены тематические приемы, с использованием видеоконференцсвязи.

В 2021 году приоритетом в работе останется взыскательный подход к качеству рассмотрения обращений, в т.ч. исключению фактов необоснованного перенаправления обращений в иные органы, решение социально-значимых для граждан проблем, реальное устранение нарушений закона и восстановление прав заявителей, повышение ответственности органов власти и должностных лиц за своевременное, качественное и полное рассмотрение обращений.