Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

  • 14 июля 2023, 15:33
О результатах проведения антикоррупционной экспертизы за 12 месяцев 2022 г.
  Текст

За 12 месяцев 2022 г. в ходе проведения антикоррупционной экспертизы установлено, что 208 (195) нормативных правовых актов и 176 (267) проектов содержали 448 (414) коррупциогенных факторов.

В нормативных правовых актах выявлено 236 (185) коррупциогенных факторов, исключено 230 (181 или 98%) коррупциогенных факторов, то есть 97% от общего числа выявленных.

В проектах нормативных правовых актов выявлено 212 (323) коррупциогенных факторов, исключено 200 (305 или 94%) коррупциогенных факторов, то есть 91% от общего числа выявленных.

На конец отчетного периода из 18 (20) нормативных правовых актов (их проектов) ведется работа по исключению 18 (22) коррупциогенного факторов.

В целях исключения коррупциогенных факторов прокурорами внесено 209 (168) актов прокурорского реагирования. Фактов отклонения актов реагирования не имеется.

Так, по протесту прокуратуры республики от 20.05.2022 из Положения Министерства финансов РС(Я) по работе с обращениями граждан, утвержденного приказом министра от 15.08.2018 № 01-04/1198, исключены положения, устанавливающие непредусмотренные законодательством основания для оставления обращения без рассмотрения, и содержащие коррупциогенные факторы, предусмотренные пп. «а», «ж» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика).

Аналогичные коррупциогенные факторы исключены из Положения Министерства экономики РС(Я) по работе с обращениями граждан, утвержденного приказом министра от 14.11.2018 № 98-ОД.

Прокурором Алданского района в 4 муниципальных образованиях района опротестованы Порядки применения представителем нанимателя (работодателем) взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, из-за отсутствия в них полного перечня условий, при которых муниципальный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия, тчто является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. «в» п. 3 Методики.

Коррупциогенные факторы, связанные неполнотой административных процедур, выявлены прокурором г. Мирного при проверке порядков определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из местных бюджетов муниципальных образований «Мирнинский район», «Ботуобуйинский наслег», «Поселок Светлый» и «Чуонинский наслег»,
на которые прокурором принесено 4 протеста, которые рассмотрены и удовлетворены, коррупциогенные факторы исключены.

Негативных последствий применения противоречащих законодательству положений названных нормативных правовых актов на данном этапе не выявлено.

Требования прокуроров об изменении нормативных правовых актов с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов на заседаниях Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) в отчетном периоде не рассматривались.

В представительных органах местного самоуправления рассмотрено 1 требование, из них с участием руководителей органов прокуратуры – 1.

Превалирующее число выявленных коррупциогенных факторов приходится на нормативные правовые акты (их проекты), принятые органами местного самоуправления – 393 (470), в органах государственной власти республики – 55 (26).

Анализ коррупциогенных факторов относительно сфер применения нормативных правовых актов показал, что наибольшее их количество выявлено в сфере государственной и муниципальной службы – 55 (30), основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина – 44 (32), предоставления государственных и муниципальных услуг – 33 (18).

К числу характерных коррупциогенных факторов, выявленных прокурорами в нормативных актах органов местного самоуправления, относятся отсутствие или неполнота административных процедур, широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав.

Основными причинами нарушений, допускаемых в нормативных правовых актах (их проектах), являются неверное толкование на местном уровне норм федерального законодательства, несвоевременный учет принятых изменений в федеральном и региональном законодательстве, а также непринятие мер по приведению ранее принятых нормативных актов в соответствие
с законодательством, имеющем большую юридическую силу.

За прошедшее время независимыми экспертами антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов не проводилась, по этой причине отсутствуют примеры положительного опыта совместной работы и меры прокурорского реагирования.