Результаты проведения антикоррупционной экспертизы

  • 14 июля 2023, 15:36
О результатах проведения антикоррупционной экспертизы за 1 полугодие 2023 г.
  Текст

За 6 месяцев 2023 г. в ходе проведения антикоррупционной экспертизы установлено, что 115 (145) нормативных правовых актов и 67 (109) проектов содержали 230 (298) коррупциогенных факторов.

В нормативных правовых актах выявлено 155 (163) коррупциогенных факторов, исключено 121 (116 или 71%) коррупциогенный фактор, то есть 78% от общего числа выявленных.

В проектах нормативных правовых актов выявлено 75 (135) коррупциогенных факторов, исключено 69 (126 или 93%) коррупциогенных факторов, то есть 92% от общего числа выявленных.

На конец отчетного периода из 29 (55) нормативных правовых актов (их проектов) ведется работа по исключению 40 (56) коррупциогенных факторов.

В целях исключения коррупциогенных факторов прокурорами внесено 115 (138) актов прокурорского реагирования.

К примеру, прокуратурой республики выявлены коррупциогенные факторы в Порядке предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) социально ориентированным некоммерческим организациям в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Укрепление общероссийской гражданской идентичности и этнокультурное развитие народов в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы» и Положении конкурсной комиссии, утвержденных постановлением Правительства РС(Я) от 26.07.2013 № 257.

Пунктом 2.21 Порядка предоставления субсидий установлены критерии оценки заявок на участие: соответствие приоритетным направлениям поддержки (оценивается соответствие целей мероприятий выделенным приоритетным направлениям для предоставления поддержки), обоснованность запрашиваемых средств.

В данной формулировке усматривается наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. «в» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (далее – Методика) – юридико-лингвистической неопределенности, что обусловлено использованием категории оценочного характера. Наличие данного коррупциогенного фактора влечет установление неопределенных, трудновыполнимых и (или) обременительных требований к участникам отбора, так как критерии соответствия приоритетным направлениям поддержки, обоснованности запрашиваемых средств Порядком не определены. Фактически присвоение баллов по вышеуказанным критериям осуществляется членами Конкурсной комиссии на основании личных убеждений и субъективного мнения.

Пунктом 4.2 Положения о конкурсной комиссии предусмотрено, что если членом конкурсной комиссии является представитель социально ориентированной некоммерческой организации, участвующей в конкурсе, то он заменяется другим, не являющимся представителем участника отбора.

При этом не определены сроки, условия и порядок замены члена комиссии, у которого имеется личная заинтересованность, указанное образует коррупциогенный фактор, предусмотренный пп. «а» п. 3 Методики – широта дискреционных полномочий, так как устанавливает для Конкурсной комиссии возможность на свое усмотрение выбирать, когда и как именно производить замену члена комиссии.

В этой связи прокуратурой 03.06.2023 внесено представление в адрес Министра по развитию Арктики и делам народов Севера РС(Я), которое рассмотрено и удовлетворено, подготовлен проект постановления Правительства РС(Я) с изменениями.

Прокуратурой г. Якутска в ходе проверки проекта постановления Окружной администрации городского округа «город Якутск» об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по оформлению договоров передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений жилищного фонда (приватизация жилищного фонда) на территории городского округа «город Якутск» (далее – Проект), установлено, что п. 2.6.1.4 Проекта противоречит п. 2.7.1.4, так как содержит требование о необходимости предоставления заявителем свидетельства об актах гражданского состояния участников приватизации, тогда как указанные сведения находятся в распоряжении органов местного самоуправления, государственных органов и иных органов, участвующих в предоставлении муниципальной услуги.

Указанное свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного п. «и» ч. 3 Методики – нормативные коллизии. В этой связи прокуратурой города дано отрицательное заключение на Проект, которое рассмотрено и удовлетворено.

В отчетном периоде имеется 2 факта отклонения (0) актов прокурорского реагирования.

Так, прокуратурой г. Нерюнгри 17.03.2023 принесено 2 протеста на Положение о ресурсном резервате «Хатыми», утвержденного решением Нерюнгринского районного Совета депутатов от 24.09.2020 №11-16, и Положение о ресурсном резервате «Восток», утвержденного решением Нерюнгринского районного Совета депутатов от 27.12.2019 № 8-11, в связи с нарушением п. 8 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и принятием указанных правовых актов за пределами предоставленных полномочий (подп. «д» п. 3 Методики).

14.04.2023 Нерюнгринский районный Совет депутатов отказал в удовлетворении протестов прокурора. В этой связи, прокуратурой г. Нерюнгри подготовлены проекты исковых заявлений в Верховный суд Республики Саха (Якутия), которые в настоящее время находятся на согласовании.

Негативных последствий применения противоречащих законодательству положений названных нормативных правовых актов на данном этапе не выявлено.

Требования прокуроров об изменении нормативных правовых актов с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов на заседаниях Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) в отчетном периоде не рассматривались.

В представительных органах местного самоуправления рассмотрено 2 требования, из них с участием руководителей органов прокуратуры – 2.

Превалирующее число выявленных коррупциогенных факторов приходится на нормативные правовые акты (их проекты), принятые органами местного самоуправления – 204 (270), в органах государственной власти республики – 26 (28).

Анализ коррупциогенных факторов относительно сфер применения нормативных правовых актов показал, что наибольшее их количество выявлено в сфере государственных и муниципальных услуг – 44 (38), государственной и муниципальной службы – 16 (35), основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина – 9 (25).

К числу характерных коррупциогенных факторов, выявленных прокурорами в нормативных актах органов местного самоуправления, относятся отсутствие или неполнота административных процедур, широта дискреционных полномочий, выборочное изменение объема прав.

Основными причинами нарушений, допускаемых в нормативных правовых актах (их проектах), являются неверное толкование на местном уровне норм федерального законодательства, несвоевременный учет принятых изменений в федеральном и региональном законодательстве, а также непринятие мер по приведению ранее принятых нормативных актов в соответствие
с законодательством, имеющем большую юридическую силу.

За прошедшее время независимыми экспертами антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов не проводилась, по этой причине отсутствуют примеры положительного опыта совместной работы и меры прокурорского реагирования.