Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Саха (Якутия)
Прокурор разъясняет
- 9 декабря 2021, 12:30
9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Проблема коррупции является злободневной темой в жизни России и её граждан. Коррупционные проявления встречаются не только в органах власти и местного самоуправления, но и в иных сферах, включая коммерческую.
Какие сферы наиболее подвержены коррупционным проявлениям? Какие бывают типичные нарушения законодательства о противодействии коррупции и как их не допускать?
Эти вопросы мы обсудим сегодня с прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Саха (Якутия) Акимовой Евгенией Васильевной!
- Что такое коррупция и каковы её главные признаки?
Коррупция представляет собой весьма сложное социально-юридическое явление.
Выражаясь простым языком, можно определить коррупцию, как процесс или акт, при котором должностное лицо, наделенное определенной властью, использует ее для личного обогащения или обогащения третьих лиц. Именно корысть позволяет отграничить коррупцию от иных должностных правонарушений.
Кроме того, существует и огромный блок запретов, ограничений и обязанностей, направленных на противодействие коррупции. К таковым относятся:
- обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и об имуществе;
- обязанности по урегулированию конфликта интересов;
- запрет заниматься определёнными видами деятельности, например, предпринимательской и т.д.
Нарушение этих запретов само по себе коррупцией не является, но может способствовать или свидетельствовать о фактах коррупции.
2. Насколько в нашей республике распространены коррупционные нарушения?
В 2021 году выявлено 129 преступлений коррупционной направленности, из них 40 – это преступления, связанные с мошенничеством с использованием служебного положения.
Кроме того, органами прокуратуры республики ежегодно выявляется около 2500 иных нарушений в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции, в целях устранения которых прокурорами принимается свыше 1000 актов прокурорского реагирования.
3. Какие сферы можно назвать самыми коррупционными на территории нашего региона?
Анализируя практику, можно сказать, что наиболее коррумпированными являются бюджетная сфера, сферы использования государственного и муниципального имущества, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Например, в ходе совместной проверки прокуратуры республики
и Министерства внутренних дел по РС(Я) вскрыт факт использования заместителем министра сельского хозяйства республики своих служебных полномочий вопреки интересам службы, из корыстной заинтересованности, путем предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям по завышенным показателям, что повлекло тяжкие последствия. По представлению прокурора чиновник освобожден от занимаемой должности в связи с утратой доверия. Также в отношении него возбуждено и расследуется уголовное дело.
По материалам прокуратуры Хангаласского района возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц администрации г. Покровска по факту принятия и оплаты невыполненных работ по муниципальному контракту на выполнение работ по благоустройству дворовых территории города.
Прокурором Олекминского района в ходе проверки бюджетного законодательства в ГБУ РС(Я) «Управление ветеринарии с ВИЛ Олекминского района» установлен факт фиктивного трудоустройства лица
на должность ветеринарного фельдшера ветеринарной лечебницы г. Олекминска с выплатой заработной платы на сумму свыше 1 миллиона рублей. По данному факту материалы проверки в отношении директора учреждения и других лиц направлен в следственный орган, по которому возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ.
5. Какие нарушения можно назвать типичными в сфере законодательства о противодействии коррупции?
Типичными нарушениями в данной сфере по-прежнему остаются факты предоставления недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе
и обязательствах имущественного характера, просчеты и упущения, допускаемые Комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, при проведении заседаний и принятии решений, отсутствия мер по предупреждению и профилактике коррупционных проявлений, а также соблюдением иных запретов и ограничений в связи с прохождением службы.
6. Что такое конфликт интересов?
Согласно статье 10 Федерального законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью следует понимать, возможность получения широкого круга благ самим сотрудником, его близкими родственниками либо лицами, связанными иными корпоративными и близкими отношениями.
Конфликт интересов может возникать, например, при выполнении служащим управленческих функций в отношении родственников или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность; при взаимодействии с бывшим работодателем и трудоустройстве после увольнения с государственной службы; выполнении иной оплачиваемой работы; нарушение установленных законодательством запретов и ограничений, связанных с прохождением службы.
7. Если такой конфликт возникает, какие меры должен предпринять служащий?
Служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника и представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему стало об этом известно. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов со стороны служащего осуществляется путем его самоотвода или отказа от выгоды, явившейся причиной конфликта интересов, а со стороны представителя нанимателя – путем отвода, изменения должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта, вплоть до его отстранения от исполнения служебных обязанностей.
Непринятие служащим, а также руководителем, которому стало известно о наличии у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по его предотвращению и (или) урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.
Например, прокуратурой г. Якутска в отделе подготовки и сопровождения строительства Управления образования Окружной администрации ГО «город Якутск» установлен факт несоблюдения его руководителем обязанности по уведомлению в установленном законом порядке работодателя о возникшем конфликте интересов, стороной которого он являлся, в связи с участием в закупках по муниципальным контрактам, исполнителем которых являлась аффилированная с ним коммерческая организация.
По представлению прокуратуры города трудовые отношения с указанным работником были прекращены.
8. В обязательном ли порядке лицо, допустившее конфликт интересов, подлежит увольнению?
Несмотря на то, что Федеральный закон предусматривает ответственность в виде увольнения в связи с утратой доверия в отношении лиц допустивших и неурегулировавших конфликт интересов, практика позволяет применять и более мягкие виды дисциплинарной ответственности, такие как замечание, выговор и т.д.
Итоговое решение о применении или неприменении взыскания и его вида принимает работодатель. И даже решение комиссии для него носит лишь рекомендательных характер.
Например, прокуратурой Усть-Майского района вскрыт факт несоблюдения и.о. главы МО «Эжанский национальный наслег» обязанности по уведомлению представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при заключении договора для нужд администрации
с близким родственником (супругом).
По данному факту прокуратурой в адрес представительного органа было внесено представление, по результатам рассмотрения, которого должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, а извлеченный родственником доход возвращен в бюджет сельского поселения.
9. Могут ли государственные и муниципальные служащие заниматься иной работой? Не нарушает ли это запрет?
Для лиц, замещающих государственные должности, будь то министры, депутаты Ил Тумэн (сразу оговорюсь, что на не постоянной основе) стоит запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, преподавательской или научной. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, граждан и организаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Для государственной и муниципальной службы такого ограничения и запрета нет.
Есть лишь обязанность по уведомлению работодателя. И, конечно же, обязанность по недопущению конфликта интересов.
Но коммерцией служащим заниматься нельзя. Государство запрещает служащим заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией. Оговорюсь, если это не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
10. Какие административные правонарушения коррупционного характера выявляются в республике?
Наиболее распространенный характер носят нарушения, связанные с незаконным привлечением к трудовой деятельности бывших муниципальных или государственных служащих (ст. 19.29 КоАП РФ).
Так, за истекший период 2021 года по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 29 лиц на общую сумму свыше 1 млн. рублей.
Характер нарушений при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих выразился в не направлении уведомления о принятии на работу либо представлении такой информации с нарушением установленного законом 10-дневного срока.
11. Какие меры следует предпринять работодателю, чтобы не допустить таких нарушений?
В первую очередь ему необходимо выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая ранее им должность в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.
При этом следует учитывать, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Далее необходимо определить прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.
Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:
- менее двух лет – требуется сообщить в десятидневный срок;
- более двух лет – сообщать о заключении трудового договора не требуется.
Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.
12. Имеется ли у нас в республике практика привлечения к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица?
Конечно, имеется.
В текущем году прокуратурой республики возбуждено дело
об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ в отношении ООО «Строймонтаж» по факту передачи директором фирмы коммерческого подкупа в размере 200 000 рублей заместителю генерального директора микрокредитной компании «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)» в качестве благодарности за содействие в заключении с ним договора об оказании юридических услуг и предоставление обществу займа в размере 1 000 000 руб. Решением Мирового судьи юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения и подвергнуто штрафу в размере 1 млн. рублей.
13. Каковы основные ориентиры прокуроров в сфере противодействия коррупции?
Противодействие коррупции осуществляется прокурорами сразу по нескольким направлениям: это и исполнение федерального законодательства, и проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов, и уголовное преследование коррупционеров. В настоящее время созданы законодательные условия для предупреждения коррупционных проявлений.
Многое сделано для того, чтобы обеспечить прозрачность доходов и имущественного положения служащих. Ежегодно в кадровые службы ими представляются сведения о доходах, которые подвергаются тщательной проверке, в том числе и со стороны прокуроров. Нередко чиновники занижают полученные доходы, скрывают сведения о своём имуществе. К примеру, за подобные правонарушения по нашему представлению привлечены к дисциплинарной ответственности 15 работников Управления Росприроднадзора по РС(Я).
Прокуратура Республики Саха (Якутия)
9 декабря 2021, 12:30
Типичные нарушения законодательства о противодействии коррупции и как их не допускать?
9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Проблема коррупции является злободневной темой в жизни России и её граждан. Коррупционные проявления встречаются не только в органах власти и местного самоуправления, но и в иных сферах, включая коммерческую.
Какие сферы наиболее подвержены коррупционным проявлениям? Какие бывают типичные нарушения законодательства о противодействии коррупции и как их не допускать?
Эти вопросы мы обсудим сегодня с прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Саха (Якутия) Акимовой Евгенией Васильевной!
- Что такое коррупция и каковы её главные признаки?
Коррупция представляет собой весьма сложное социально-юридическое явление.
Выражаясь простым языком, можно определить коррупцию, как процесс или акт, при котором должностное лицо, наделенное определенной властью, использует ее для личного обогащения или обогащения третьих лиц. Именно корысть позволяет отграничить коррупцию от иных должностных правонарушений.
Кроме того, существует и огромный блок запретов, ограничений и обязанностей, направленных на противодействие коррупции. К таковым относятся:
- обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и об имуществе;
- обязанности по урегулированию конфликта интересов;
- запрет заниматься определёнными видами деятельности, например, предпринимательской и т.д.
Нарушение этих запретов само по себе коррупцией не является, но может способствовать или свидетельствовать о фактах коррупции.
2. Насколько в нашей республике распространены коррупционные нарушения?
В 2021 году выявлено 129 преступлений коррупционной направленности, из них 40 – это преступления, связанные с мошенничеством с использованием служебного положения.
Кроме того, органами прокуратуры республики ежегодно выявляется около 2500 иных нарушений в сфере исполнения законодательства о противодействии коррупции, в целях устранения которых прокурорами принимается свыше 1000 актов прокурорского реагирования.
3. Какие сферы можно назвать самыми коррупционными на территории нашего региона?
Анализируя практику, можно сказать, что наиболее коррумпированными являются бюджетная сфера, сферы использования государственного и муниципального имущества, размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Например, в ходе совместной проверки прокуратуры республики
и Министерства внутренних дел по РС(Я) вскрыт факт использования заместителем министра сельского хозяйства республики своих служебных полномочий вопреки интересам службы, из корыстной заинтересованности, путем предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителям по завышенным показателям, что повлекло тяжкие последствия. По представлению прокурора чиновник освобожден от занимаемой должности в связи с утратой доверия. Также в отношении него возбуждено и расследуется уголовное дело.
По материалам прокуратуры Хангаласского района возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц администрации г. Покровска по факту принятия и оплаты невыполненных работ по муниципальному контракту на выполнение работ по благоустройству дворовых территории города.
Прокурором Олекминского района в ходе проверки бюджетного законодательства в ГБУ РС(Я) «Управление ветеринарии с ВИЛ Олекминского района» установлен факт фиктивного трудоустройства лица
на должность ветеринарного фельдшера ветеринарной лечебницы г. Олекминска с выплатой заработной платы на сумму свыше 1 миллиона рублей. По данному факту материалы проверки в отношении директора учреждения и других лиц направлен в следственный орган, по которому возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ.
5. Какие нарушения можно назвать типичными в сфере законодательства о противодействии коррупции?
Типичными нарушениями в данной сфере по-прежнему остаются факты предоставления недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе
и обязательствах имущественного характера, просчеты и упущения, допускаемые Комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, при проведении заседаний и принятии решений, отсутствия мер по предупреждению и профилактике коррупционных проявлений, а также соблюдением иных запретов и ограничений в связи с прохождением службы.
6. Что такое конфликт интересов?
Согласно статье 10 Федерального законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью следует понимать, возможность получения широкого круга благ самим сотрудником, его близкими родственниками либо лицами, связанными иными корпоративными и близкими отношениями.
Конфликт интересов может возникать, например, при выполнении служащим управленческих функций в отношении родственников или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность; при взаимодействии с бывшим работодателем и трудоустройстве после увольнения с государственной службы; выполнении иной оплачиваемой работы; нарушение установленных законодательством запретов и ограничений, связанных с прохождением службы.
7. Если такой конфликт возникает, какие меры должен предпринять служащий?
Служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника и представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему стало об этом известно. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов со стороны служащего осуществляется путем его самоотвода или отказа от выгоды, явившейся причиной конфликта интересов, а со стороны представителя нанимателя – путем отвода, изменения должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта, вплоть до его отстранения от исполнения служебных обязанностей.
Непринятие служащим, а также руководителем, которому стало известно о наличии у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по его предотвращению и (или) урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.
Например, прокуратурой г. Якутска в отделе подготовки и сопровождения строительства Управления образования Окружной администрации ГО «город Якутск» установлен факт несоблюдения его руководителем обязанности по уведомлению в установленном законом порядке работодателя о возникшем конфликте интересов, стороной которого он являлся, в связи с участием в закупках по муниципальным контрактам, исполнителем которых являлась аффилированная с ним коммерческая организация.
По представлению прокуратуры города трудовые отношения с указанным работником были прекращены.
8. В обязательном ли порядке лицо, допустившее конфликт интересов, подлежит увольнению?
Несмотря на то, что Федеральный закон предусматривает ответственность в виде увольнения в связи с утратой доверия в отношении лиц допустивших и неурегулировавших конфликт интересов, практика позволяет применять и более мягкие виды дисциплинарной ответственности, такие как замечание, выговор и т.д.
Итоговое решение о применении или неприменении взыскания и его вида принимает работодатель. И даже решение комиссии для него носит лишь рекомендательных характер.
Например, прокуратурой Усть-Майского района вскрыт факт несоблюдения и.о. главы МО «Эжанский национальный наслег» обязанности по уведомлению представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности при заключении договора для нужд администрации
с близким родственником (супругом).
По данному факту прокуратурой в адрес представительного органа было внесено представление, по результатам рассмотрения, которого должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, а извлеченный родственником доход возвращен в бюджет сельского поселения.
9. Могут ли государственные и муниципальные служащие заниматься иной работой? Не нарушает ли это запрет?
Для лиц, замещающих государственные должности, будь то министры, депутаты Ил Тумэн (сразу оговорюсь, что на не постоянной основе) стоит запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, преподавательской или научной. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, граждан и организаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Для государственной и муниципальной службы такого ограничения и запрета нет.
Есть лишь обязанность по уведомлению работодателя. И, конечно же, обязанность по недопущению конфликта интересов.
Но коммерцией служащим заниматься нельзя. Государство запрещает служащим заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией. Оговорюсь, если это не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
10. Какие административные правонарушения коррупционного характера выявляются в республике?
Наиболее распространенный характер носят нарушения, связанные с незаконным привлечением к трудовой деятельности бывших муниципальных или государственных служащих (ст. 19.29 КоАП РФ).
Так, за истекший период 2021 года по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 29 лиц на общую сумму свыше 1 млн. рублей.
Характер нарушений при трудоустройстве бывших государственных и муниципальных служащих выразился в не направлении уведомления о принятии на работу либо представлении такой информации с нарушением установленного законом 10-дневного срока.
11. Какие меры следует предпринять работодателю, чтобы не допустить таких нарушений?
В первую очередь ему необходимо выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая ранее им должность в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.
При этом следует учитывать, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Далее необходимо определить прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.
Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:
- менее двух лет – требуется сообщить в десятидневный срок;
- более двух лет – сообщать о заключении трудового договора не требуется.
Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.
12. Имеется ли у нас в республике практика привлечения к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица?
Конечно, имеется.
В текущем году прокуратурой республики возбуждено дело
об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ в отношении ООО «Строймонтаж» по факту передачи директором фирмы коммерческого подкупа в размере 200 000 рублей заместителю генерального директора микрокредитной компании «Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия)» в качестве благодарности за содействие в заключении с ним договора об оказании юридических услуг и предоставление обществу займа в размере 1 000 000 руб. Решением Мирового судьи юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения и подвергнуто штрафу в размере 1 млн. рублей.
13. Каковы основные ориентиры прокуроров в сфере противодействия коррупции?
Противодействие коррупции осуществляется прокурорами сразу по нескольким направлениям: это и исполнение федерального законодательства, и проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов, и уголовное преследование коррупционеров. В настоящее время созданы законодательные условия для предупреждения коррупционных проявлений.
Многое сделано для того, чтобы обеспечить прозрачность доходов и имущественного положения служащих. Ежегодно в кадровые службы ими представляются сведения о доходах, которые подвергаются тщательной проверке, в том числе и со стороны прокуроров. Нередко чиновники занижают полученные доходы, скрывают сведения о своём имуществе. К примеру, за подобные правонарушения по нашему представлению привлечены к дисциплинарной ответственности 15 работников Управления Росприроднадзора по РС(Я).
Все права защищены
Телефон: +7 (4112) 36-45-08 +7(924) 469-88-48
Телефон: +7 (4112) 36-40-84 +7 (4112) 36-00-58 +7 (4112) 36-47-53 +7 (4112) 36-29-98 +7 (4112) 36-45-94