Прокурор разъясняет - Прокуратура Республики Саха (Якутия)
Прокурор разъясняет
- 4 февраля 2022, 11:28
Дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, особенно воспитывающиеся в интернатных учреждениях, наиболее подвержены риску повторить судьбу своих родителей. Особо сложный период для таких лиц - вступление выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь, где они сталкиваются с решением таких стоящих перед ними задач, как обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с новыми людьми.
Какие права предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и где они могут о них узнать?
Основные права детей-сирот регламентируются Федеральным законом № 159 от 21 декабря 1996 года, который называется «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В сфере образования дети сироты имеют бесплатное обучение на подготовительных отделениях ФГОУВПО при наличии среднего общего образования; преимущественное право зачисления в образовательную организацию по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств при условии успешного сдачи ЕГЭ и при прочих равных условиях; бесплатное получение второго среднего профессионального образования.
В период получения профессионального образования сироты находятся на полном государственном обеспечении, т.е. получают ежемесячно средства на питание, одежду, постельные принадлежности, а также получают государственную социальную стипендию, ежегодное пособие на учебную литературу, зарплату в период производственной практики. Гособеспечение и стипендия сохраняются за сиротами в период академического отпуска по медицинским показаниям.
Кроме того, сироты имеют право на бесплатный проезд на городском, пригородном транс (кроме такси), а один раз в год - к месту жительства и обратно к месту учебы
После окончания ССУЗов и ВУЗов, а также в случае трудоустройства сразу после выпуска из центра (детского дома), дети сироты при выпуске также получают пособие на приобретение одежды, обуви, постельного белья и мебели (в сумме от 80 до свыше 140 тыс. руб.), а также единовременное денежное пособие в сумме 15 тыс. руб.
Необходимо отметить, что дети, проживающие в приемных семьях, находящиеся под опекой (попечением), также пользуются всеми указанными выше льготами, в том числе получают ежемесячно пособие на свое содержание в размере 20-23 тыс. руб.
В сфере здравоохранения дети-сироты имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную, проведение диспансеризации, регулярных медицинских осмотров, а также лечение за пределами РФ за счет федерального бюджета; получение путевок в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний), оплату проезда к месту лечения (отдыха) и обратно.
В 2021 году по представлению прокуратуры республики Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) разработано постановление Правительства от 15.09.21 № 366, регламентирующее порядок предоставления компенсации стоимости путевок для детей-сирот к месту отдыха (оздоровления детей) и обратно
И конечно, к одним из самых значимых прав, предоставляемых государством детям-сиротам, является предоставление им жилых помещений, потому что большинство из них относится к социальным сиротам, родители которых злоупотребляют алкоголем, не работают, не имеют жилья.
В 2021 году органами прокуратуры республики выявлено 811 нарушений закона в данной сфере, в судебном порядке защищены права 404 детей-сирот.
Например, в Оймяконском районе прокуратурой района пресечен факт закрепления за лицом из числа детей-сирот признанного аварийным жилого помещения, что могло препятствовать в последующем получению этим сиротой квартиры.
В Хангаласском районе прокуратурой установлено, что в связи с бездействием учреждения для детей-сирот 3 детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии оснований не включены в Реестр детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных прав. При этом, старший брат, проживающий в аварийном доме, достиг 23-летнего возраста утратил право на включение в реестр.
По представлению прокуратуры района 2 сирот включены в реестр, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Право старшего брата состоять в реестре защищено прокуратурой Хангаласского района в судебном порядке, ему в 2021 г. фактически предоставлена квартира.
Прокуратурой Амгинского района установлен факт передачи двум лицам из числа детей-сирот одной квартиры вместо двух изолированных, что является нарушением Закона. По представлению прокуратуры района от 01.09.2021 нарушения не устранены, в связи с чем прокуратурой района 08.09.2021 в суд направлено заявление с требованием возложить на администрацию обязанность предоставить Пестереву В.П. и Пестереву С.П. два изолированных жилых помещения взамен одного, которое удовлетворено решением суда от 07.10.2021.
В г. Мирном, Аллаиховском, Момском, Нюрбинском, Среднеколымском и Жиганском районах прокурорами установлены факты направления органами местного самоуправления в Министерство труда и социального развития РС (Я) неактуальных сведений о лицах, нуждающихся в обеспечении жильем, представления неполного пакета документов, необходимого для включения в Реестр.
Например, документы несовершеннолетнего Турпанова М.И. с 2019 года неоднократно направлялись администрацией муниципального района «Момский район» в Министерство для рассмотрения вопроса о ее включении в Реестр. В связи с неполнотой представленных администрацией района документов, а также неправильным оформлением документы неоднократно возвращались в администрацию. По представлению прокурора вынесено решение о включении Турпанова М.И. в Реестр.
Прокуратурой г. Якутска установлено, что органом опеки и попечительства городского округа «Город Якутск» учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, должным образом не ведется.
Так, вопреки подп. 1, 2, 5 п. 3.1 ст. 8 Закона № 159 из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не исключены лица, обеспеченные жильем, переехавшие в другие субъекты Российской Федерации, утратившие статус сироты, умершие. По представлению прокуратуры города от 08.03.2021 из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, исключено 12 граждан. Аналогичные нарушения пресечены прокурором Среднеколымского района.
Прокуратурой Нюрбинского района на администрацию района в судебном порядке возложена обязанность провести ремонт в специализированном жилищном фонде для детей-сирот, не соответствующем требованиям санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства. Во исполнение решения суда администрацией МР «Нюрбинский район» на ремонт указанного дома выделено 3,1 млн руб. из муниципального бюджета. 08.11.2021 заключен муниципальный контракт на ремонт указанного дома со сроком исполнения до 01.02.2022.
Во исполнение решения суда от 19.11.2021, вынесенного по заявлению прокурора Таттинского района, в бюджете муниципального района в декабре 2021 г. дополнительно выделено 5,2 млн руб. на завершение строительства и приведение в соответствие со строительными и санитарными нормами 20-квартирного дома для детей-сирот.
В какой сфере наиболее часто нарушаются права детей-сирот, с какими жалобами в основном они обращаются в органы прокуратуры?
Практически все обращения детей-сирот в органы прокуратуры касаются либо отказов органа опеки в постановке на учет нуждающихся либо предоставления некачественного жилья.
Необходимо отметить, что в течение последних двух лет отмечается неполное финансирование расходов на приобретение жилья для детей-сирот.
По мерам прокурорского реагирования на указанные цели дополнительно выделено 100 млн. руб. на указанные цели, в целом с 2020 г. финансирование увеличено с 620,8 млн до 1,3 млрд в 2022 г. Кроме того, 14.12.2021 принят Закон Республики Саха (Якутия) 2442-З № 795-VI, предусматривающий предоставление детям-сиротам дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения (жилищный сертификат).
В настоящее время детям-сиротам предоставляется только однокомнатные квартиры, которые можно приватизировать через 5 лет при условии социализации сироты.
В случае приобретения квартиры по жилищному сертификату, сирота имеет право использовать свои личные сбережения, средства государственной поддержки (например, материнский капитал) и квартира сразу оформляется в собственность.
А какой порядок обеспечения жильем детей-сирот?
Прежде всего, хотела бы обратить внимание опекунов, попечителей, работников центров по устройству детей-сирот в семьи, что дети-сироты должны быть поставлены на учет нуждающихся в жилье в 14 лет. При этом необходимы документы, подтверждающие, что у ребенка умерли родители (или единственный родитель), либо они лишены (ограничены) в родительских правах. Эти факты подтверждаются либо свидетельством о смерти родителей, справкой ЗАГС, что второй родитель вписан со слов другого; а также судебными решениями. Также подтверждается статус лица, оставшегося без попечения родителей решения суда о признании родителей безвестно отсутствующими, умершими.
Кроме того, необходимы документы об отсутствии у ребенка жилого помещения как в собственности, так на условиях найма, например, по месту жительства своих лишенных прав, умерших родителей, а также об отсутствии жилья у самих родителей. Потому что по закону, если у родителей имеется жилое помещение, оно сохраняется до совершеннолетия за ребенком, находящемся в детском доме либо под опекой. Жилье бабушки или иных родственников, которые стали опекунами и отдельно проживают и зарегистрированы от родителей ребенка, не может быть закреплено за опекаемым, а также воспитанником детского дома, они пользуются им временно, только до 18-летия.
В период пребывания ребенка в центре либо под опекой, сохраненное за ним жилье должно находиться под контролем органа опеки, чтобы лишенные прав родители не привели его в негодность, не могли им распорядиться. К сожалению, такие случаи имеют место. Либо местные администрации распределяют квартиры сирот другим лицам. Свободные квартиры (если ребенок сирота) могут с согласия органа опеки сдаваться в поднайм, а за счет оплаты возмещаются коммунальные платежи, остаток должен зачисляться на счет ребенка.
Однако если такое сохраненное жилье пришло в негодность, либо имеются иные случаи невозможности проживания, например, там живут лишенные прав родители, либо зарегистрировано много членов семьи, то надо обратиться в орган опеки, чтобы он провел проверку возможности проживания и составил соответствующий акт, на основании которого ребенок сирота может быть поставлен на учет нуждающихся в жилье. Если же площадь квартиры позволяет проживать там ребенку сироте, то Жилищный кодекс требует наличия решения суда о невозможности разменять на две квартиры сохраненное жилое помещение и только после этого можно встать на учет нуждающихся.
По закону, жилье должно предоставляться детям сиротам по достижении ими 18 лет, и только при наличии отдельного заявления – в более поздние сроки, например, после возвращения из армии, окончания ССУза или ВУЗа. Учитывая, что у нас заре жилые помещения не строятся, и вообще строительство начинается в год возникновения права, несмотря на то, что новое жилье нужно строить два-три года, лучше такие заявления писать с учетом срока строительства.
Ну и в завершение этой темы хочу добавить, что жилье предоставляется на 5 лет, оно является специализированным, не может в течение этого срока быть приватизированным. Эти меры направлены на защиту детей-сирот от мошенничества, фиктивных браков. Если сирота за 5 лет не социализировался, то этот срок может быть продлен.
В средствах массовой информации появляются публикации, связанные с предоставлением детям-сиротам некачественного жилья. Кто в этом виноват и что делать в таких случаях?
Да, действительно, такие факты ежегодно выявляются прокурорами. Конечно, в каждом конкретном случае обстоятельства индивидуальны, но чаще всего это вина подрядчиков в некачественном исполнении строительных работ, нарушении сроков их исполнения, а также отсутствия контроля со стороны заказчиков-муниципалитетов.
В 2020, 2021 г.г. по результатам прокурорских проверок расследованы уголовные дела по фактам предоставления некачественных квартир детям-сиротам в Верхнеколымском, Усть-Майском, Чурапчинском районах. По двум уголовным дела расследование завершено, 1 на стадии расследования.
Что Вы можете посоветовать детям-сиротам, их опекунам, попечителям, каким образом им защищать свои права, куда обращаться?
Если нарушены права сфере образования, то нужно письменно обратиться в образовательную организацию (если касается поступления, стипендии, государственного обеспечения, проезда к месту учебы, общежития и т.д.) . В случае неполучения пособия при выпуске из центра для детей-сирот при последующием трудоустройстве –сначала к руководству данного центра, затем в Министерство труда и социального развития республики. При нарушении жилищных прав - в орган опеки либо также Министерство труда и социального развития республики, которое ведет государственный реестр нуждающихся в жилье детей-сирот. Если касается выплат на санаторно-курортное лечение - в Фонд социального страхования. В случае неполучения ответа либо отказа, с которым сироты не согласны, необходимо обращаться в органы прокуратуры по месту жительства, а действия работников министерств обжаловать в прокуратуру республики.
Прокуратура Республики Саха (Якутия)
4 февраля 2022, 11:28
О правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, особенно воспитывающиеся в интернатных учреждениях, наиболее подвержены риску повторить судьбу своих родителей. Особо сложный период для таких лиц - вступление выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь, где они сталкиваются с решением таких стоящих перед ними задач, как обеспечение жильем, поиск работы, организация быта, питания, досуга, взаимодействие с новыми людьми.
Какие права предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и где они могут о них узнать?
Основные права детей-сирот регламентируются Федеральным законом № 159 от 21 декабря 1996 года, который называется «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В сфере образования дети сироты имеют бесплатное обучение на подготовительных отделениях ФГОУВПО при наличии среднего общего образования; преимущественное право зачисления в образовательную организацию по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств при условии успешного сдачи ЕГЭ и при прочих равных условиях; бесплатное получение второго среднего профессионального образования.
В период получения профессионального образования сироты находятся на полном государственном обеспечении, т.е. получают ежемесячно средства на питание, одежду, постельные принадлежности, а также получают государственную социальную стипендию, ежегодное пособие на учебную литературу, зарплату в период производственной практики. Гособеспечение и стипендия сохраняются за сиротами в период академического отпуска по медицинским показаниям.
Кроме того, сироты имеют право на бесплатный проезд на городском, пригородном транс (кроме такси), а один раз в год - к месту жительства и обратно к месту учебы
После окончания ССУЗов и ВУЗов, а также в случае трудоустройства сразу после выпуска из центра (детского дома), дети сироты при выпуске также получают пособие на приобретение одежды, обуви, постельного белья и мебели (в сумме от 80 до свыше 140 тыс. руб.), а также единовременное денежное пособие в сумме 15 тыс. руб.
Необходимо отметить, что дети, проживающие в приемных семьях, находящиеся под опекой (попечением), также пользуются всеми указанными выше льготами, в том числе получают ежемесячно пособие на свое содержание в размере 20-23 тыс. руб.
В сфере здравоохранения дети-сироты имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную, проведение диспансеризации, регулярных медицинских осмотров, а также лечение за пределами РФ за счет федерального бюджета; получение путевок в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний), оплату проезда к месту лечения (отдыха) и обратно.
В 2021 году по представлению прокуратуры республики Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия) разработано постановление Правительства от 15.09.21 № 366, регламентирующее порядок предоставления компенсации стоимости путевок для детей-сирот к месту отдыха (оздоровления детей) и обратно
И конечно, к одним из самых значимых прав, предоставляемых государством детям-сиротам, является предоставление им жилых помещений, потому что большинство из них относится к социальным сиротам, родители которых злоупотребляют алкоголем, не работают, не имеют жилья.
В 2021 году органами прокуратуры республики выявлено 811 нарушений закона в данной сфере, в судебном порядке защищены права 404 детей-сирот.
Например, в Оймяконском районе прокуратурой района пресечен факт закрепления за лицом из числа детей-сирот признанного аварийным жилого помещения, что могло препятствовать в последующем получению этим сиротой квартиры.
В Хангаласском районе прокуратурой установлено, что в связи с бездействием учреждения для детей-сирот 3 детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии оснований не включены в Реестр детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных прав. При этом, старший брат, проживающий в аварийном доме, достиг 23-летнего возраста утратил право на включение в реестр.
По представлению прокуратуры района 2 сирот включены в реестр, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Право старшего брата состоять в реестре защищено прокуратурой Хангаласского района в судебном порядке, ему в 2021 г. фактически предоставлена квартира.
Прокуратурой Амгинского района установлен факт передачи двум лицам из числа детей-сирот одной квартиры вместо двух изолированных, что является нарушением Закона. По представлению прокуратуры района от 01.09.2021 нарушения не устранены, в связи с чем прокуратурой района 08.09.2021 в суд направлено заявление с требованием возложить на администрацию обязанность предоставить Пестереву В.П. и Пестереву С.П. два изолированных жилых помещения взамен одного, которое удовлетворено решением суда от 07.10.2021.
В г. Мирном, Аллаиховском, Момском, Нюрбинском, Среднеколымском и Жиганском районах прокурорами установлены факты направления органами местного самоуправления в Министерство труда и социального развития РС (Я) неактуальных сведений о лицах, нуждающихся в обеспечении жильем, представления неполного пакета документов, необходимого для включения в Реестр.
Например, документы несовершеннолетнего Турпанова М.И. с 2019 года неоднократно направлялись администрацией муниципального района «Момский район» в Министерство для рассмотрения вопроса о ее включении в Реестр. В связи с неполнотой представленных администрацией района документов, а также неправильным оформлением документы неоднократно возвращались в администрацию. По представлению прокурора вынесено решение о включении Турпанова М.И. в Реестр.
Прокуратурой г. Якутска установлено, что органом опеки и попечительства городского округа «Город Якутск» учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, должным образом не ведется.
Так, вопреки подп. 1, 2, 5 п. 3.1 ст. 8 Закона № 159 из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не исключены лица, обеспеченные жильем, переехавшие в другие субъекты Российской Федерации, утратившие статус сироты, умершие. По представлению прокуратуры города от 08.03.2021 из списка лиц, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, исключено 12 граждан. Аналогичные нарушения пресечены прокурором Среднеколымского района.
Прокуратурой Нюрбинского района на администрацию района в судебном порядке возложена обязанность провести ремонт в специализированном жилищном фонде для детей-сирот, не соответствующем требованиям санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства. Во исполнение решения суда администрацией МР «Нюрбинский район» на ремонт указанного дома выделено 3,1 млн руб. из муниципального бюджета. 08.11.2021 заключен муниципальный контракт на ремонт указанного дома со сроком исполнения до 01.02.2022.
Во исполнение решения суда от 19.11.2021, вынесенного по заявлению прокурора Таттинского района, в бюджете муниципального района в декабре 2021 г. дополнительно выделено 5,2 млн руб. на завершение строительства и приведение в соответствие со строительными и санитарными нормами 20-квартирного дома для детей-сирот.
В какой сфере наиболее часто нарушаются права детей-сирот, с какими жалобами в основном они обращаются в органы прокуратуры?
Практически все обращения детей-сирот в органы прокуратуры касаются либо отказов органа опеки в постановке на учет нуждающихся либо предоставления некачественного жилья.
Необходимо отметить, что в течение последних двух лет отмечается неполное финансирование расходов на приобретение жилья для детей-сирот.
По мерам прокурорского реагирования на указанные цели дополнительно выделено 100 млн. руб. на указанные цели, в целом с 2020 г. финансирование увеличено с 620,8 млн до 1,3 млрд в 2022 г. Кроме того, 14.12.2021 принят Закон Республики Саха (Якутия) 2442-З № 795-VI, предусматривающий предоставление детям-сиротам дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения (жилищный сертификат).
В настоящее время детям-сиротам предоставляется только однокомнатные квартиры, которые можно приватизировать через 5 лет при условии социализации сироты.
В случае приобретения квартиры по жилищному сертификату, сирота имеет право использовать свои личные сбережения, средства государственной поддержки (например, материнский капитал) и квартира сразу оформляется в собственность.
А какой порядок обеспечения жильем детей-сирот?
Прежде всего, хотела бы обратить внимание опекунов, попечителей, работников центров по устройству детей-сирот в семьи, что дети-сироты должны быть поставлены на учет нуждающихся в жилье в 14 лет. При этом необходимы документы, подтверждающие, что у ребенка умерли родители (или единственный родитель), либо они лишены (ограничены) в родительских правах. Эти факты подтверждаются либо свидетельством о смерти родителей, справкой ЗАГС, что второй родитель вписан со слов другого; а также судебными решениями. Также подтверждается статус лица, оставшегося без попечения родителей решения суда о признании родителей безвестно отсутствующими, умершими.
Кроме того, необходимы документы об отсутствии у ребенка жилого помещения как в собственности, так на условиях найма, например, по месту жительства своих лишенных прав, умерших родителей, а также об отсутствии жилья у самих родителей. Потому что по закону, если у родителей имеется жилое помещение, оно сохраняется до совершеннолетия за ребенком, находящемся в детском доме либо под опекой. Жилье бабушки или иных родственников, которые стали опекунами и отдельно проживают и зарегистрированы от родителей ребенка, не может быть закреплено за опекаемым, а также воспитанником детского дома, они пользуются им временно, только до 18-летия.
В период пребывания ребенка в центре либо под опекой, сохраненное за ним жилье должно находиться под контролем органа опеки, чтобы лишенные прав родители не привели его в негодность, не могли им распорядиться. К сожалению, такие случаи имеют место. Либо местные администрации распределяют квартиры сирот другим лицам. Свободные квартиры (если ребенок сирота) могут с согласия органа опеки сдаваться в поднайм, а за счет оплаты возмещаются коммунальные платежи, остаток должен зачисляться на счет ребенка.
Однако если такое сохраненное жилье пришло в негодность, либо имеются иные случаи невозможности проживания, например, там живут лишенные прав родители, либо зарегистрировано много членов семьи, то надо обратиться в орган опеки, чтобы он провел проверку возможности проживания и составил соответствующий акт, на основании которого ребенок сирота может быть поставлен на учет нуждающихся в жилье. Если же площадь квартиры позволяет проживать там ребенку сироте, то Жилищный кодекс требует наличия решения суда о невозможности разменять на две квартиры сохраненное жилое помещение и только после этого можно встать на учет нуждающихся.
По закону, жилье должно предоставляться детям сиротам по достижении ими 18 лет, и только при наличии отдельного заявления – в более поздние сроки, например, после возвращения из армии, окончания ССУза или ВУЗа. Учитывая, что у нас заре жилые помещения не строятся, и вообще строительство начинается в год возникновения права, несмотря на то, что новое жилье нужно строить два-три года, лучше такие заявления писать с учетом срока строительства.
Ну и в завершение этой темы хочу добавить, что жилье предоставляется на 5 лет, оно является специализированным, не может в течение этого срока быть приватизированным. Эти меры направлены на защиту детей-сирот от мошенничества, фиктивных браков. Если сирота за 5 лет не социализировался, то этот срок может быть продлен.
В средствах массовой информации появляются публикации, связанные с предоставлением детям-сиротам некачественного жилья. Кто в этом виноват и что делать в таких случаях?
Да, действительно, такие факты ежегодно выявляются прокурорами. Конечно, в каждом конкретном случае обстоятельства индивидуальны, но чаще всего это вина подрядчиков в некачественном исполнении строительных работ, нарушении сроков их исполнения, а также отсутствия контроля со стороны заказчиков-муниципалитетов.
В 2020, 2021 г.г. по результатам прокурорских проверок расследованы уголовные дела по фактам предоставления некачественных квартир детям-сиротам в Верхнеколымском, Усть-Майском, Чурапчинском районах. По двум уголовным дела расследование завершено, 1 на стадии расследования.
Что Вы можете посоветовать детям-сиротам, их опекунам, попечителям, каким образом им защищать свои права, куда обращаться?
Если нарушены права сфере образования, то нужно письменно обратиться в образовательную организацию (если касается поступления, стипендии, государственного обеспечения, проезда к месту учебы, общежития и т.д.) . В случае неполучения пособия при выпуске из центра для детей-сирот при последующием трудоустройстве –сначала к руководству данного центра, затем в Министерство труда и социального развития республики. При нарушении жилищных прав - в орган опеки либо также Министерство труда и социального развития республики, которое ведет государственный реестр нуждающихся в жилье детей-сирот. Если касается выплат на санаторно-курортное лечение - в Фонд социального страхования. В случае неполучения ответа либо отказа, с которым сироты не согласны, необходимо обращаться в органы прокуратуры по месту жительства, а действия работников министерств обжаловать в прокуратуру республики.
Все права защищены
Телефон: +7 (4112) 36-45-08 +7(924) 469-88-48
Телефон: +7 (4112) 36-40-84 +7 (4112) 36-00-58 +7 (4112) 36-47-53 +7 (4112) 36-29-98 +7 (4112) 36-45-94