Доклады, обзоры, статистическая информация - Прокуратура Республики Татарстан
Доклады, обзоры, статистическая информация
- 18 октября 2018, 16:53
Надзорная деятельность прокуратуры Республики Татарстан, основные усилия правоохранительных органов были сконцентрированы на своевременном принятии исчерпывающих мер по предупреждению и пресечению коррупционных проявлений в государственных и муниципальных органах.
Основные усилия направлены на выявление и пресечение правонарушений при прохождении государственной (муниципальной) службы, противодействии коррупции в сферах землепользования, размещения государственных заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, использования государственного и муниципального имущества, бюджетной сфере, а также защиты имущественных прав граждан, организаций и государства, пострадавших от коррупционных преступлений и правонарушений.
За 9 месяцев 2018 года выявлено 2 169 нарушений в рассматриваемой сфере (за аналогичный период прошлого года (далее АППГ) – 2 091). С целью устранения указанных нарушений на незаконные правовые акты принесено 309 протестов (АППГ – 534), в суды направлено 47 заявлений (АППГ – 46), внесено 1 177 представлений (АППГ – 772), по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 43 лица (АППГ – 52). По 27 материалам (АППГ – 39), направленным прокурорами в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 26 уголовных дел (АППГ – 37).
Выявлено 599 нарушений, связанных с исполнением обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (АППГ – 666), по результатам которых внесено 131 представление (АППГ – 168), к дисциплинарной ответственности привлечено 257 лиц (АППГ – 346). По выявленным фактам в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов направлено 3 (АППГ – 44) информации.
Имеется практика прекращения полномочия депутатов в связи с недостоверным представлением сведений о доходах (всего 4 депутата).
Выявлено 52 факта неисполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов (АППГ – 28).
Нарушений запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами не выявлено (АППГ – 0).
Фактов неуведомления о склонении к коррупционному правонарушению не выявлено (АППГ – 4).
Выявлено 4 факта наличия у служащих учредительства в коммерческих организациях, в связи с чем внесено 4 представления (АППГ – 2).
Выявлены и иные нарушений.
Например, прокуратурой Сабинского района установлено, что 02.08.2018 на заседании комиссии Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия) рассмотрено заявление Гарифуллиной Г.Р. о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию населения в ГАУЗ «Сабинская ЦРБ» после увольнения с основной должности.
В ходе заседания Комиссией сделан вывод о том, что отдельные функции по государственном управлению ГАУЗ «Сабинская ЦРБ» входили в должностные (служебные) обязанности заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Сабинском, Мамадышском, Кукморском, Тюлячинском районах. В связи с этим принято решение об отказе Гарифуллиной Г.Р. в замещении должности на условиях трудового договора должности заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию населения в ГАУЗ «Сабинская ЦРБ» после увольнения с федеральной государственной гражданской службы.
Несмотря на это, Гарифуллина Г.Р. принята на работу в ГАУЗ «Сабинская ЦРБ» на должность заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию населения района.
Прокуратурой района на имя главного врача внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции. Представление рассмотрено, выявленные нарушения устранены, Гарифуллина Г.Р. уволена с указанной должности.
За анализируемый период имеется 1 факт, послуживший основанием для применения института утраты доверия (АППГ – 2).
Так, прокуратурой Мамадышского района проведена проверка Мамадышского управления оросительно-осушительных систем (УООС) – филиала ФГБУ «Управление «Татмелиоводхоз».
Установлено, что начальник Мамадышского УООС Акбаров М.Х. является заинтересованным лицом по отношению к Мустафину Р.С. (приходится ему зятем), являвшемуся до 2013 года начальником Мамадышского УООС, и в период с 2012 года по 2016 год выполнявшему работы по ремонту ГТС, как учредитель ряда юридических лиц. Мустафин Р.С. после увольнения с должности начальника фактически продолжал осуществлять руководство Мамадышским УООС. Однако Акбаровым М.Х. никакие меры по урегулированию конфликта интересов не принимал.
По результатам рассмотрения представления, внесенного в ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по РТ, Акбаров М.Х. был уволен в связи с утратой доверия.
Выявлено 15 (АППГ – 9) нарушений законодательства о государственной и муниципальной собственности. Принесено 2 протеста, внесено 3 представления, по материалам прокуратуры возбуждено 5 уголовных дел, в суд направлено 3 заявления.
Например, Саинов Ф.А., являясь председателем Теньковского местного самоуправления Камско-Устьинского района, используя свое служебное положение, изготовил решение Теньковского Совета местного самоуправления о выделении себе земельного участка и предоставил в Камско-Устьинский отдел управления Росреестра по Республике Татарстан.
На основании постановления прокурора Камско-Устьинского района Республики Татарстан, вынесенного в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ. Уголовное дело направлено в суд.
Выявлено 46 (АППГ – 9) нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Принесено 43 протеста, внесено 3 представления.
Выявлено 6 нарушений коррупционной направленности при предоставлении государственных и муниципальных услуг (АППГ – 9).
Прокуратурой Мамадышского района проведена проверка исполнения Управлением сельского хозяйства и продовольствия в Мамадышском муниципальном районе требований законодательства при использовании бюджетных средств, выделенных на развитие малого и среднего бизнеса, в том числе и при предоставлении мер государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2015-2017 годах.
В ходе проверки установлены факты злоупотребления должностными полномочиями и вмешательства в предпринимательскую деятельность ООО «Мамадышская продовольственная корпорация» со стороны начальника Управления сельского хозяйства и продовольствия в Мамадышском муниципальном районе (далее по тексту – «Управление») Гаптрахимова И.Г.
По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ст. ст. 169, 285 УК РФ.
В сфере образования прокуратурой г. Набережные Челны установлен факт поборов в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30». Установлено, что классный руководитель, используя сотовый телефон, через приложение «WhatsApp» незаконно организовала сбор денежных средств за уборку класса в размере 35 рублей с человека. По результатам проверки руководителю образовательного учреждения внесено представление, к дисциплинарной ответственности привлечено одно должностное лицо.
По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 43 лица (АППГ – 52), наложено штрафов на сумму 4 094 000 руб. (АППГ – 1 086 000), оплачено на сумму 3 344 000 руб. (АППГ – 666 000).
По ст. 19.28 КоАП РФ привлечены 5 юридических лиц с назначением штрафа в размере 3 000 000 руб (АППГ – 0).
По ст. 19.29 КоАП РФ по постановлениям прокуроров привлечено 38 лиц (АППГ – 58) и наложено штрафов на 1 094 000 руб. (АППГ – 1 086 000 руб.), оплачено на сумму 844 000 (АППГ – 666 000 руб.).
Например, Нурлатской городской прокуратурой установлено, что Абрамова Л.В., ранее состоявшая на муниципальной службе, была принята на работу экспедитором ООО «Шанс». В нарушение требований закона ООО «Шанс» уведомление о принятии бывшего муниципального служащего на работу по трудовому договору в адрес председателя Совета Нурлатского муниципального района не направило. По результатам проверки директор ООО «Шанс» Калимуллина Р.Р. и само юридическое лицо привлечены к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.
По направленным прокурорами материалам возбуждено 26 уголовных дел (АППГ – 378). Из них: 1 - о государственной службе; 5 – о государственной и муниципальной собственности, 1 – об осуществлении государственного и муниципального контроля, 2 – о ЖКХ, 6 – о бюджете.
Прокуратурой Московского района г. Казани установлено, что в период Саматов Т.Р., занимая должность директора автохозяйства ГАУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Казани МЗ РТ, похитил денежные средства учреждения в размере 53 921, 61 руб. путем перечисления указанной суммы на расчетный счет ООО «Забота» по фиктивному договору выполнения ремонта автомобиля Станции скорой медицинской помощи. При этом Саматов Т.Р. был учредителем ООО «Забота». По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 285 УК РФ.
В целях реализации полномочий, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ст. 9.1. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратурой республики проведена антикоррупционная экспертиза 18 619 нормативных правовых актов (АППГ – 15 695) и 18 180 проектов (АППГ – 14 883). Коррупциогенные факторы содержали 169 нормативных правовых актов и 367 проектов нормативного правовых акта (АППГ – в 360 НПА и в 443 проектах НПА).
Например, прокуратурой Республики Татарстан проведена антикоррупционная экспертиза приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 30.03.2017 № 66/2-пр «О конкурсе по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2017-2020 годы» (в редакции приказа от 25.10.2017 № 240/2-пр) (далее – Приказ).
Пунктом 1.2 Приказа утверждено Положение о проведении конкурса на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – Положение). Для участия в Программе глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – КФХ) представляет в конкурсную комиссию документы, предусмотренные пунктом 3.1 Положения.
Вместе с тем нормы Положение не предусматривают правовые последствия и порядок действия конкурсной комиссии в случае, если заявитель представил в конкурсную комиссию неполный пакет документов, предусмотренных пунктом 3.1 Положения.
Таким образом, правовая неопределенность дает возможность конкурсной комиссии определить победителя конкурсного отбора либо отклонить заявку при отсутствии у заявителя необходимых документов, что создает условия для коррупционных проявлений.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, широта дискреционных полномочий, является коррупциогенным фактором.
Кроме того, подпунктом 3.1.19 Положения установлено, что для участия в Программе глава КФХ обязан представить копию трудовой книжки главы КФХ.
Однако действующее гражданское законодательство допускает осуществление хозяйственной деятельности как крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица, так и созданным в качестве юридического лица. Таким образом, в случае осуществления главой КФХ деятельности без образования юридического лица оформление им трудовой книжки на себя не осуществляется.
Исходя из изложенного, норма подпункта 3.1.19 Положения о представлении копии трудовой книжки главы КФХ содержит завышенное требование к лицу, предъявляемое для реализации принадлежащего ему права, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенным фактором.
Прокуратурой республики Министру сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан направлено требование о внесении в Приказ соответствующих изменений. Требование прокурора удовлетворено.
Аналогичное нарушение выявлено в приказе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 29.03.2017 № 60/2-пр «О конкурсе по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной программе «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Татарстан на 2017-2020 годы» (в редакции приказа от 21.02.2018 № 39/2-пр) (далее – Приказ). По требованию прокуратуры республики коррупциогенные факторы исключены.
Прокуратурой г. Казани в ходе изучения постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30.05.2017 № 2030, которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани, выявлено отсутствие территориального закрепления места размещения объекта по отношению к картографическим координатам на местности. Используемое в нормативном акте словосочетание «вблизи дома…» создавало правовую неопределенность и в ряде случаев не позволяло точно идентифицировать местонахождение объекта, что в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы является коррупциогенным фактором.
По представлению прокуратуры г. Казани указанное нарушение устранено.
Прокуратурой Сабинского района изучено решение Совета Сабинского городского поселения от 29.11.2017 №38 «О прилегающих к зданиям, строениям, помещениям, местам на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».
В нарушение требований ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» решением предусматривалось осуществление розничной продажи алкогольной продукции на территории Сабинского городского поселения в торговом объекте, реализующей только алкогольную продукцию и табачные изделия.
Такие же нарушения выявлены в аналогичных решениях 19 сельских поселений Сабинского района. Прокуратурой района на данные решения Советов поселений внесены протесты. Протесты на конец отчетного периода находятся на стадии рассмотрения.
В целях исключения из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов в истекшем периоде прокуратурой республики принесено 128 протестов (АППГ – 320), внесено 22 требования (АППГ – 0), 14 представления (АППГ – 14). Случаев отклонения актов прокурорского реагирования в отчетном периоде не имеется.
Например, Азнакаевской городской прокуратурой изучены постановления исполнительного комитета Азнакаевого муниципального района от 12.04.2016 №128 «О порядке организации перевозок автомобильным транспортом общего пользования между поселениями в границах Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан» и от 18.04.2016 №11 «О Порядке организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам в г. Азнакаево».
Нормы постановления при оценке и сопоставления заявок в нарушение закона не учитывали опыт осуществления регулярных перевозок и максимальный срок эксплуатации транспортных средств, что позволяло конкурсной комиссии необоснованно присвоить заявке участников различные оценки. В связи с наличием в муниципальных нормативных правовых актах коррупциогенных факторов Азнакаевской городской прокуратурой принесены протесты, которые рассмотрены и удовлетворены.
По результатам оценки проектов нормативных правовых актов прокуратурой республики направлено 314 информаций (АППГ – 259).
На территории Республики Татарстан зарегистрировано 49 независимых экспертов, осуществляющих антикоррупционную экспертизу при наличии действующей аккредитации, из них 3 юридических лица. Вместе с тем за отчетный период 2018 года информации независимых экспертов, а также обращения о выявлении в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов в прокуратуру республики не поступали.
По итогам 9 месяцев 2018 года в республике зарегистрировано 684 преступления коррупционной направленности (АППГ – 743).
Преимущественно предварительное следствие по делам рассматриваемой категории осуществляется подразделениями Следственного комитета Российской Федерации.
Статистические показатели выявленных должностных преступлений в различных отраслях экономики выглядят следующим образом: распоряжение недвижимым госимуществом – 151 преступление; образование – 82 преступления; строительство и ЖКХ – 26 преступлений; здравоохранение и социальное обеспечение – 22 преступления и агропромышленный комплекс – 8 преступлений.
Прокурорами выявлено 37 нарушений, допущенных при учете преступлений коррупционной направленности, из них допущенных сотрудниками Следственного комитета России – 25, МВД России – 12.
Отмечается активизация правоохранительных органов по выявлению фактов взяточничества с 196 до 201. Из них 57 фактов получения взятки (+16,3%), 59 фактов дачи взятки и посредничества во взяточничестве (-4,8%). Кроме того, выявлено 85 преступлений по ст. 291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество».
В текущем году из числа выявленных преступлений в сфере взяточничества выявлено 19 факта в крупном размере (АППГ – 12). Средний размер взятки – 165 тыс. руб. Общая сумма денежных вознаграждений составила 19,2 млн. руб.
Проводимый анализ показывает, что факты взяточничества распространены среди представителей органов государственной власти, наделенных функциями согласования разрешительных документов, а также осуществляющих проверки субъектов предпринимательства.
Преступления по факту подкупа иностранных должностных лиц, в том числе совершенного от имени или в интересах юридических лиц не регистрировались, не возбуждались.
За 9 месяцев 2018 года преступлениями коррупционной направленности причинен ущерб на сумму 642 098 тыс. руб., из них по оконченным уголовным делам (из числа находившихся в производстве) на сумму 640 668 тыс. руб. По результатам расследования преступлений коррупционной направленности добровольно погашен материальный ущерб на сумму 69 030 тыс. руб., изъято имущества, денег, ценностей на сумму 44 705 тыс. руб.
В ходе предварительного расследования уголовных де коррупционной направленности в обеспечительных мерах наложен арест на имущество в сумме 373 423 тыс. руб.
Вопросы возмещения причиненного ущерба 28.11.2017 рассмотрены на заседании координационного совещания руководителей правоохранительных органов республики «О дополнительных мерах по противодействию коррупционным преступлениям, связанным с хищением и нецелевым расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий, предусмотренных Перечнем государственных программ Российской Федерации, реализуемых органами власти Республики Татарстан».
Кроме того, 21.03.2018 проведено Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Республики Татарстан на тему: «О состоянии и результатах работы правоохранительных органов по противодействию преступлениям коррупционной направленности».
23.03.2018 проведено учебно-семинарское занятие по актуальным вопросам выявления, пресечения и расследования преступлений, связанных с хищением и нецелевым расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий, предусмотренных Перечнем государственных программ Российской Федерации, реализуемых органами власти Республики Татарстан.
В Республике Татарстане ежегодно проводятся социологические опросы населения о состоянии коррупции, нацеленные на изучение масштабов, особенностей, причин и мер по борьбе с коррупцией. Социологический опрос и данные статистики позволяют определить схемы общепринятых коррупционных практик, механизмов проявления коррупционных сделок, обозначить структуру коррупции по уровням и институтам власти.
Подобные опросы по основным тематическим блокам проводятся в республике с 2005 года. Замер мнений населения осуществляется анонимно в виде анкетирования. В нем участвуют более 4 тысяч человек – это все слои населения, всех возрастов, уровней образования и рода занятий.
По мнению населения, наибольшее влияние коррупция оказывает на экономическую жизнь страны (77%) и политическую систему (72,9%), влияние на деятельность предпринимателей (67,7%). Коррупционные проявления ощущают на себе и на своей жизни почти половина опрошенных граждан (40,7%).
Одним из основных индикаторов, характеризующих масштабы коррупции, является коррупционный охват - доля респондентов, которые хотя бы раз попадали в коррупционную ситуацию.
За период с 2009 по 2018 год доля респондентов, столкнувшихся с коррупцией, стабильно снижается. Оставаясь неизменным в 2009-2011гг, когда каждый пятый житель республики сталкивался с явлением коррупции, к 2013 году охват населения коррупцией сократился до 16%. В следующем с 2014 года сохраняется тенденция к снижению. По результатам обследования проведенного в 2018 году коррупционный охват составил 8,4%.
Доля респондентов, которые, попав в коррупционную ситуацию, дали взятку, остается высокой – 53,8% респондентов.
Средняя интенсивность бытовой коррупции или среднее число взяток в год, приходящееся на одного «взяткодателя», составила в 2018 году 1,6 раза.
По оценке, средний размер взятки в сфере бытовой коррупции составил около 39 тыс. руб.
Попав в коррупционную ситуацию, 46,2% опрошенных жителей республики предпочли решить свою проблему путем дачи взятки. Вступили в коррупционную сделку, потому что «все дают взятку, так принято» 27,1% участников опроса. Отсутствие времени или возможностей для решения проблемы законным путем подтолкнуло к коррупционной сделке 24,8% респондентов из числа попавших в коррупционную ситуацию, 14,7% – устали от проволочек со стороны должностного лица, «он сам вымогал взятку».
Судами Республики Татарстан рассмотрено 194 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 221 лица.
С вынесением обвинительных приговоров рассмотрено 167 уголовных дел, по которым осуждено 191 лицо:
· по ч. 3 ст. 159 УК РФ – 22 лица;
· ч. 4 ст. 159 УК РФ – 18;
· ч. 3 ст. 159.2 УК РФ – 4;
· ч. 4 ст. 159.4 УК РФ – 1;
· ч. 3 ст. 160 УК РФ – 16;
· ч. 4 ст. 160 УК РФ – 7;
· ч. 7 ст. 204 УК РФ – 4;
· ч. 3. ст. 260 УК РФ – 1;
· ч. 1 ст. 285 УК РФ – 9;
· ч. 1 ст. 286 УК РФ – 7;
· ч. 2 ст. 286 УК РФ – 7;
· ч. 3 ст. 286 УК РФ – 2;
· ч. 1 ст. 290 УК РФ – 3;
· ч. 2 ст. 290 УК РФ – 3;
· ч. 3 ст. 290 УК РФ – 11;
· ч. 5 ст. 290 УК РФ – 1;
· ч. 3 ст. 291 УК РФ – 2;
· ч. 1 ст. 291.1 УК РФ – 1;
· ч. 4 ст. 291.1 УК РФ – 9;
· ч. 1 ст. 291.2 УК РФ – 61;
· ч. 2 ст. 292 УК РФ – 2.
Например, Бугульминским городским судом 28.06.2018 постановлен обвинительный приговор по ч. 2 ст. 290 УК РФ в отношении Гарифуллина Р.Г. который, занимая должность начальника отдела по вопросам миграции отдела МВД России по Бугульминскому району, в период с июня 2017 года по сентябрь 2017 года, систематически получал взятку за выдачу иностранным гражданам направлений для прохождения медицинского освидетельствования, необходимого для принятия заявления на выдачу разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. По совокупности преступлений назначено наказание в виде штрафа в размере 3 млн. 500 тыс. рублей с лишением права занимать должности на государственной службе в правоохранительных органах, связанных с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий сроком на 3 года.
В отчетном периоде судами вынесены 3 оправдательных приговора в отношении 3 лиц.
Имеется 11 случаев вынесения судом первой инстанции постановлений о прекращении уголовного дела в отношении 11 лиц в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Cудами республики по правилам главы 40 УПК РФ рассмотрено 106 уголовных дел в отношении 110 лиц.
По результатам рассмотрения уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности за 9 месяцев 2018 года судами Республики Татарстан назначались следующие виды наказаний: 24 лица осуждены к реальному лишению свободы, 59 - условно, 78 лицам назначено наказание в виде штрафа, 13 лицам – исправительные работы, 16 – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, 1 – обязательные работы.
В качестве дополнительного наказания 22 лицам назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, 13 лицам – штраф.
Конфискация имущества применялась по 23 уголовным делам в отношении 23 лиц. Такие решения судами принимались по делам о даче взятки и мелком взяточничестве (ст.ст. 291, 291.2 УК РФ).
Прокурорами на судебные решения принесены 14 апелляционных представлений, из которых в настоящее время рассмотрено 10. По результатам рассмотрения данных представлений удовлетворены 5 представлений.
За 9 месяцев 2018 года прокуратурой республики проведено 583 мероприятий по вопросам профилактики коррупции, в том числе: лекции, круглые столы, конференции, семинары и другие. В средствах массовой информации (в телепрограммах, радиопередачах, печатных изданиях, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по вопросам противодействия коррупции количество выступлений составило 835.
Начальник отдела по надзору
за исполнением законодательства
о противодействии коррупции
старший советник юстиции Р.Н. Латыпов
Прокуратура Республики Татарстан
18 октября 2018, 16:53
Анализ состояния законности и организации прокурорского надзора в сфере противодействия коррупции за 9 месяцев 2018 года
Надзорная деятельность прокуратуры Республики Татарстан, основные усилия правоохранительных органов были сконцентрированы на своевременном принятии исчерпывающих мер по предупреждению и пресечению коррупционных проявлений в государственных и муниципальных органах.
Основные усилия направлены на выявление и пресечение правонарушений при прохождении государственной (муниципальной) службы, противодействии коррупции в сферах землепользования, размещения государственных заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, использования государственного и муниципального имущества, бюджетной сфере, а также защиты имущественных прав граждан, организаций и государства, пострадавших от коррупционных преступлений и правонарушений.
За 9 месяцев 2018 года выявлено 2 169 нарушений в рассматриваемой сфере (за аналогичный период прошлого года (далее АППГ) – 2 091). С целью устранения указанных нарушений на незаконные правовые акты принесено 309 протестов (АППГ – 534), в суды направлено 47 заявлений (АППГ – 46), внесено 1 177 представлений (АППГ – 772), по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 43 лица (АППГ – 52). По 27 материалам (АППГ – 39), направленным прокурорами в порядке ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 26 уголовных дел (АППГ – 37).
Выявлено 599 нарушений, связанных с исполнением обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (АППГ – 666), по результатам которых внесено 131 представление (АППГ – 168), к дисциплинарной ответственности привлечено 257 лиц (АППГ – 346). По выявленным фактам в комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов направлено 3 (АППГ – 44) информации.
Имеется практика прекращения полномочия депутатов в связи с недостоверным представлением сведений о доходах (всего 4 депутата).
Выявлено 52 факта неисполнения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов (АППГ – 28).
Нарушений запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами не выявлено (АППГ – 0).
Фактов неуведомления о склонении к коррупционному правонарушению не выявлено (АППГ – 4).
Выявлено 4 факта наличия у служащих учредительства в коммерческих организациях, в связи с чем внесено 4 представления (АППГ – 2).
Выявлены и иные нарушений.
Например, прокуратурой Сабинского района установлено, что 02.08.2018 на заседании комиссии Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия) рассмотрено заявление Гарифуллиной Г.Р. о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию населения в ГАУЗ «Сабинская ЦРБ» после увольнения с основной должности.
В ходе заседания Комиссией сделан вывод о том, что отдельные функции по государственном управлению ГАУЗ «Сабинская ЦРБ» входили в должностные (служебные) обязанности заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Сабинском, Мамадышском, Кукморском, Тюлячинском районах. В связи с этим принято решение об отказе Гарифуллиной Г.Р. в замещении должности на условиях трудового договора должности заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию населения в ГАУЗ «Сабинская ЦРБ» после увольнения с федеральной государственной гражданской службы.
Несмотря на это, Гарифуллина Г.Р. принята на работу в ГАУЗ «Сабинская ЦРБ» на должность заместителя главного врача по медицинскому обслуживанию населения района.
Прокуратурой района на имя главного врача внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции. Представление рассмотрено, выявленные нарушения устранены, Гарифуллина Г.Р. уволена с указанной должности.
За анализируемый период имеется 1 факт, послуживший основанием для применения института утраты доверия (АППГ – 2).
Так, прокуратурой Мамадышского района проведена проверка Мамадышского управления оросительно-осушительных систем (УООС) – филиала ФГБУ «Управление «Татмелиоводхоз».
Установлено, что начальник Мамадышского УООС Акбаров М.Х. является заинтересованным лицом по отношению к Мустафину Р.С. (приходится ему зятем), являвшемуся до 2013 года начальником Мамадышского УООС, и в период с 2012 года по 2016 год выполнявшему работы по ремонту ГТС, как учредитель ряда юридических лиц. Мустафин Р.С. после увольнения с должности начальника фактически продолжал осуществлять руководство Мамадышским УООС. Однако Акбаровым М.Х. никакие меры по урегулированию конфликта интересов не принимал.
По результатам рассмотрения представления, внесенного в ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по РТ, Акбаров М.Х. был уволен в связи с утратой доверия.
Выявлено 15 (АППГ – 9) нарушений законодательства о государственной и муниципальной собственности. Принесено 2 протеста, внесено 3 представления, по материалам прокуратуры возбуждено 5 уголовных дел, в суд направлено 3 заявления.
Например, Саинов Ф.А., являясь председателем Теньковского местного самоуправления Камско-Устьинского района, используя свое служебное положение, изготовил решение Теньковского Совета местного самоуправления о выделении себе земельного участка и предоставил в Камско-Устьинский отдел управления Росреестра по Республике Татарстан.
На основании постановления прокурора Камско-Устьинского района Республики Татарстан, вынесенного в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ. Уголовное дело направлено в суд.
Выявлено 46 (АППГ – 9) нарушений законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Принесено 43 протеста, внесено 3 представления.
Выявлено 6 нарушений коррупционной направленности при предоставлении государственных и муниципальных услуг (АППГ – 9).
Прокуратурой Мамадышского района проведена проверка исполнения Управлением сельского хозяйства и продовольствия в Мамадышском муниципальном районе требований законодательства при использовании бюджетных средств, выделенных на развитие малого и среднего бизнеса, в том числе и при предоставлении мер государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2015-2017 годах.
В ходе проверки установлены факты злоупотребления должностными полномочиями и вмешательства в предпринимательскую деятельность ООО «Мамадышская продовольственная корпорация» со стороны начальника Управления сельского хозяйства и продовольствия в Мамадышском муниципальном районе (далее по тексту – «Управление») Гаптрахимова И.Г.
По материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ст. ст. 169, 285 УК РФ.
В сфере образования прокуратурой г. Набережные Челны установлен факт поборов в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30». Установлено, что классный руководитель, используя сотовый телефон, через приложение «WhatsApp» незаконно организовала сбор денежных средств за уборку класса в размере 35 рублей с человека. По результатам проверки руководителю образовательного учреждения внесено представление, к дисциплинарной ответственности привлечено одно должностное лицо.
По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 43 лица (АППГ – 52), наложено штрафов на сумму 4 094 000 руб. (АППГ – 1 086 000), оплачено на сумму 3 344 000 руб. (АППГ – 666 000).
По ст. 19.28 КоАП РФ привлечены 5 юридических лиц с назначением штрафа в размере 3 000 000 руб (АППГ – 0).
По ст. 19.29 КоАП РФ по постановлениям прокуроров привлечено 38 лиц (АППГ – 58) и наложено штрафов на 1 094 000 руб. (АППГ – 1 086 000 руб.), оплачено на сумму 844 000 (АППГ – 666 000 руб.).
Например, Нурлатской городской прокуратурой установлено, что Абрамова Л.В., ранее состоявшая на муниципальной службе, была принята на работу экспедитором ООО «Шанс». В нарушение требований закона ООО «Шанс» уведомление о принятии бывшего муниципального служащего на работу по трудовому договору в адрес председателя Совета Нурлатского муниципального района не направило. По результатам проверки директор ООО «Шанс» Калимуллина Р.Р. и само юридическое лицо привлечены к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ.
По направленным прокурорами материалам возбуждено 26 уголовных дел (АППГ – 378). Из них: 1 - о государственной службе; 5 – о государственной и муниципальной собственности, 1 – об осуществлении государственного и муниципального контроля, 2 – о ЖКХ, 6 – о бюджете.
Прокуратурой Московского района г. Казани установлено, что в период Саматов Т.Р., занимая должность директора автохозяйства ГАУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Казани МЗ РТ, похитил денежные средства учреждения в размере 53 921, 61 руб. путем перечисления указанной суммы на расчетный счет ООО «Забота» по фиктивному договору выполнения ремонта автомобиля Станции скорой медицинской помощи. При этом Саматов Т.Р. был учредителем ООО «Забота». По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 285 УК РФ.
В целях реализации полномочий, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17.07.2009 №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и ст. 9.1. Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратурой республики проведена антикоррупционная экспертиза 18 619 нормативных правовых актов (АППГ – 15 695) и 18 180 проектов (АППГ – 14 883). Коррупциогенные факторы содержали 169 нормативных правовых актов и 367 проектов нормативного правовых акта (АППГ – в 360 НПА и в 443 проектах НПА).
Например, прокуратурой Республики Татарстан проведена антикоррупционная экспертиза приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 30.03.2017 № 66/2-пр «О конкурсе по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Татарстан на 2017-2020 годы» (в редакции приказа от 25.10.2017 № 240/2-пр) (далее – Приказ).
Пунктом 1.2 Приказа утверждено Положение о проведении конкурса на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – Положение). Для участия в Программе глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее – КФХ) представляет в конкурсную комиссию документы, предусмотренные пунктом 3.1 Положения.
Вместе с тем нормы Положение не предусматривают правовые последствия и порядок действия конкурсной комиссии в случае, если заявитель представил в конкурсную комиссию неполный пакет документов, предусмотренных пунктом 3.1 Положения.
Таким образом, правовая неопределенность дает возможность конкурсной комиссии определить победителя конкурсного отбора либо отклонить заявку при отсутствии у заявителя необходимых документов, что создает условия для коррупционных проявлений.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, широта дискреционных полномочий, является коррупциогенным фактором.
Кроме того, подпунктом 3.1.19 Положения установлено, что для участия в Программе глава КФХ обязан представить копию трудовой книжки главы КФХ.
Однако действующее гражданское законодательство допускает осуществление хозяйственной деятельности как крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица, так и созданным в качестве юридического лица. Таким образом, в случае осуществления главой КФХ деятельности без образования юридического лица оформление им трудовой книжки на себя не осуществляется.
Исходя из изложенного, норма подпункта 3.1.19 Положения о представлении копии трудовой книжки главы КФХ содержит завышенное требование к лицу, предъявляемое для реализации принадлежащего ему права, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенным фактором.
Прокуратурой республики Министру сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан направлено требование о внесении в Приказ соответствующих изменений. Требование прокурора удовлетворено.
Аналогичное нарушение выявлено в приказе Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 29.03.2017 № 60/2-пр «О конкурсе по отбору крестьянских (фермерских) хозяйств для участия в ведомственной программе «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Татарстан на 2017-2020 годы» (в редакции приказа от 21.02.2018 № 39/2-пр) (далее – Приказ). По требованию прокуратуры республики коррупциогенные факторы исключены.
Прокуратурой г. Казани в ходе изучения постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 30.05.2017 № 2030, которым утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов и объектов общественного питания на территории г. Казани, выявлено отсутствие территориального закрепления места размещения объекта по отношению к картографическим координатам на местности. Используемое в нормативном акте словосочетание «вблизи дома…» создавало правовую неопределенность и в ряде случаев не позволяло точно идентифицировать местонахождение объекта, что в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы является коррупциогенным фактором.
По представлению прокуратуры г. Казани указанное нарушение устранено.
Прокуратурой Сабинского района изучено решение Совета Сабинского городского поселения от 29.11.2017 №38 «О прилегающих к зданиям, строениям, помещениям, местам на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции».
В нарушение требований ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» решением предусматривалось осуществление розничной продажи алкогольной продукции на территории Сабинского городского поселения в торговом объекте, реализующей только алкогольную продукцию и табачные изделия.
Такие же нарушения выявлены в аналогичных решениях 19 сельских поселений Сабинского района. Прокуратурой района на данные решения Советов поселений внесены протесты. Протесты на конец отчетного периода находятся на стадии рассмотрения.
В целях исключения из нормативных правовых актов коррупциогенных факторов в истекшем периоде прокуратурой республики принесено 128 протестов (АППГ – 320), внесено 22 требования (АППГ – 0), 14 представления (АППГ – 14). Случаев отклонения актов прокурорского реагирования в отчетном периоде не имеется.
Например, Азнакаевской городской прокуратурой изучены постановления исполнительного комитета Азнакаевого муниципального района от 12.04.2016 №128 «О порядке организации перевозок автомобильным транспортом общего пользования между поселениями в границах Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан» и от 18.04.2016 №11 «О Порядке организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским (муниципальным) автобусным маршрутам в г. Азнакаево».
Нормы постановления при оценке и сопоставления заявок в нарушение закона не учитывали опыт осуществления регулярных перевозок и максимальный срок эксплуатации транспортных средств, что позволяло конкурсной комиссии необоснованно присвоить заявке участников различные оценки. В связи с наличием в муниципальных нормативных правовых актах коррупциогенных факторов Азнакаевской городской прокуратурой принесены протесты, которые рассмотрены и удовлетворены.
По результатам оценки проектов нормативных правовых актов прокуратурой республики направлено 314 информаций (АППГ – 259).
На территории Республики Татарстан зарегистрировано 49 независимых экспертов, осуществляющих антикоррупционную экспертизу при наличии действующей аккредитации, из них 3 юридических лица. Вместе с тем за отчетный период 2018 года информации независимых экспертов, а также обращения о выявлении в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов в прокуратуру республики не поступали.
По итогам 9 месяцев 2018 года в республике зарегистрировано 684 преступления коррупционной направленности (АППГ – 743).
Преимущественно предварительное следствие по делам рассматриваемой категории осуществляется подразделениями Следственного комитета Российской Федерации.
Статистические показатели выявленных должностных преступлений в различных отраслях экономики выглядят следующим образом: распоряжение недвижимым госимуществом – 151 преступление; образование – 82 преступления; строительство и ЖКХ – 26 преступлений; здравоохранение и социальное обеспечение – 22 преступления и агропромышленный комплекс – 8 преступлений.
Прокурорами выявлено 37 нарушений, допущенных при учете преступлений коррупционной направленности, из них допущенных сотрудниками Следственного комитета России – 25, МВД России – 12.
Отмечается активизация правоохранительных органов по выявлению фактов взяточничества с 196 до 201. Из них 57 фактов получения взятки (+16,3%), 59 фактов дачи взятки и посредничества во взяточничестве (-4,8%). Кроме того, выявлено 85 преступлений по ст. 291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество».
В текущем году из числа выявленных преступлений в сфере взяточничества выявлено 19 факта в крупном размере (АППГ – 12). Средний размер взятки – 165 тыс. руб. Общая сумма денежных вознаграждений составила 19,2 млн. руб.
Проводимый анализ показывает, что факты взяточничества распространены среди представителей органов государственной власти, наделенных функциями согласования разрешительных документов, а также осуществляющих проверки субъектов предпринимательства.
Преступления по факту подкупа иностранных должностных лиц, в том числе совершенного от имени или в интересах юридических лиц не регистрировались, не возбуждались.
За 9 месяцев 2018 года преступлениями коррупционной направленности причинен ущерб на сумму 642 098 тыс. руб., из них по оконченным уголовным делам (из числа находившихся в производстве) на сумму 640 668 тыс. руб. По результатам расследования преступлений коррупционной направленности добровольно погашен материальный ущерб на сумму 69 030 тыс. руб., изъято имущества, денег, ценностей на сумму 44 705 тыс. руб.
В ходе предварительного расследования уголовных де коррупционной направленности в обеспечительных мерах наложен арест на имущество в сумме 373 423 тыс. руб.
Вопросы возмещения причиненного ущерба 28.11.2017 рассмотрены на заседании координационного совещания руководителей правоохранительных органов республики «О дополнительных мерах по противодействию коррупционным преступлениям, связанным с хищением и нецелевым расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий, предусмотренных Перечнем государственных программ Российской Федерации, реализуемых органами власти Республики Татарстан».
Кроме того, 21.03.2018 проведено Координационное совещание руководителей правоохранительных органов Республики Татарстан на тему: «О состоянии и результатах работы правоохранительных органов по противодействию преступлениям коррупционной направленности».
23.03.2018 проведено учебно-семинарское занятие по актуальным вопросам выявления, пресечения и расследования преступлений, связанных с хищением и нецелевым расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий, предусмотренных Перечнем государственных программ Российской Федерации, реализуемых органами власти Республики Татарстан.
В Республике Татарстане ежегодно проводятся социологические опросы населения о состоянии коррупции, нацеленные на изучение масштабов, особенностей, причин и мер по борьбе с коррупцией. Социологический опрос и данные статистики позволяют определить схемы общепринятых коррупционных практик, механизмов проявления коррупционных сделок, обозначить структуру коррупции по уровням и институтам власти.
Подобные опросы по основным тематическим блокам проводятся в республике с 2005 года. Замер мнений населения осуществляется анонимно в виде анкетирования. В нем участвуют более 4 тысяч человек – это все слои населения, всех возрастов, уровней образования и рода занятий.
По мнению населения, наибольшее влияние коррупция оказывает на экономическую жизнь страны (77%) и политическую систему (72,9%), влияние на деятельность предпринимателей (67,7%). Коррупционные проявления ощущают на себе и на своей жизни почти половина опрошенных граждан (40,7%).
Одним из основных индикаторов, характеризующих масштабы коррупции, является коррупционный охват - доля респондентов, которые хотя бы раз попадали в коррупционную ситуацию.
За период с 2009 по 2018 год доля респондентов, столкнувшихся с коррупцией, стабильно снижается. Оставаясь неизменным в 2009-2011гг, когда каждый пятый житель республики сталкивался с явлением коррупции, к 2013 году охват населения коррупцией сократился до 16%. В следующем с 2014 года сохраняется тенденция к снижению. По результатам обследования проведенного в 2018 году коррупционный охват составил 8,4%.
Доля респондентов, которые, попав в коррупционную ситуацию, дали взятку, остается высокой – 53,8% респондентов.
Средняя интенсивность бытовой коррупции или среднее число взяток в год, приходящееся на одного «взяткодателя», составила в 2018 году 1,6 раза.
По оценке, средний размер взятки в сфере бытовой коррупции составил около 39 тыс. руб.
Попав в коррупционную ситуацию, 46,2% опрошенных жителей республики предпочли решить свою проблему путем дачи взятки. Вступили в коррупционную сделку, потому что «все дают взятку, так принято» 27,1% участников опроса. Отсутствие времени или возможностей для решения проблемы законным путем подтолкнуло к коррупционной сделке 24,8% респондентов из числа попавших в коррупционную ситуацию, 14,7% – устали от проволочек со стороны должностного лица, «он сам вымогал взятку».
Судами Республики Татарстан рассмотрено 194 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 221 лица.
С вынесением обвинительных приговоров рассмотрено 167 уголовных дел, по которым осуждено 191 лицо:
· по ч. 3 ст. 159 УК РФ – 22 лица;
· ч. 4 ст. 159 УК РФ – 18;
· ч. 3 ст. 159.2 УК РФ – 4;
· ч. 4 ст. 159.4 УК РФ – 1;
· ч. 3 ст. 160 УК РФ – 16;
· ч. 4 ст. 160 УК РФ – 7;
· ч. 7 ст. 204 УК РФ – 4;
· ч. 3. ст. 260 УК РФ – 1;
· ч. 1 ст. 285 УК РФ – 9;
· ч. 1 ст. 286 УК РФ – 7;
· ч. 2 ст. 286 УК РФ – 7;
· ч. 3 ст. 286 УК РФ – 2;
· ч. 1 ст. 290 УК РФ – 3;
· ч. 2 ст. 290 УК РФ – 3;
· ч. 3 ст. 290 УК РФ – 11;
· ч. 5 ст. 290 УК РФ – 1;
· ч. 3 ст. 291 УК РФ – 2;
· ч. 1 ст. 291.1 УК РФ – 1;
· ч. 4 ст. 291.1 УК РФ – 9;
· ч. 1 ст. 291.2 УК РФ – 61;
· ч. 2 ст. 292 УК РФ – 2.
Например, Бугульминским городским судом 28.06.2018 постановлен обвинительный приговор по ч. 2 ст. 290 УК РФ в отношении Гарифуллина Р.Г. который, занимая должность начальника отдела по вопросам миграции отдела МВД России по Бугульминскому району, в период с июня 2017 года по сентябрь 2017 года, систематически получал взятку за выдачу иностранным гражданам направлений для прохождения медицинского освидетельствования, необходимого для принятия заявления на выдачу разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации. По совокупности преступлений назначено наказание в виде штрафа в размере 3 млн. 500 тыс. рублей с лишением права занимать должности на государственной службе в правоохранительных органах, связанных с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий сроком на 3 года.
В отчетном периоде судами вынесены 3 оправдательных приговора в отношении 3 лиц.
Имеется 11 случаев вынесения судом первой инстанции постановлений о прекращении уголовного дела в отношении 11 лиц в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Cудами республики по правилам главы 40 УПК РФ рассмотрено 106 уголовных дел в отношении 110 лиц.
По результатам рассмотрения уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности за 9 месяцев 2018 года судами Республики Татарстан назначались следующие виды наказаний: 24 лица осуждены к реальному лишению свободы, 59 - условно, 78 лицам назначено наказание в виде штрафа, 13 лицам – исправительные работы, 16 – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, 1 – обязательные работы.
В качестве дополнительного наказания 22 лицам назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, 13 лицам – штраф.
Конфискация имущества применялась по 23 уголовным делам в отношении 23 лиц. Такие решения судами принимались по делам о даче взятки и мелком взяточничестве (ст.ст. 291, 291.2 УК РФ).
Прокурорами на судебные решения принесены 14 апелляционных представлений, из которых в настоящее время рассмотрено 10. По результатам рассмотрения данных представлений удовлетворены 5 представлений.
За 9 месяцев 2018 года прокуратурой республики проведено 583 мероприятий по вопросам профилактики коррупции, в том числе: лекции, круглые столы, конференции, семинары и другие. В средствах массовой информации (в телепрограммах, радиопередачах, печатных изданиях, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по вопросам противодействия коррупции количество выступлений составило 835.
Начальник отдела по надзору
за исполнением законодательства
о противодействии коррупции
старший советник юстиции Р.Н. Латыпов
Все права защищены
Телефон: +7 (843) 291-18-81
Телефон: +7 (843) 291-19-25
Телефон: +7 (843) 291-18-96