Прокурор разъясняет

  • 17 января 2018, 15:34
Каковы особенности проведения проверки кадровыми службами территориальных органов федеральных государственных органов достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы?
  Текст

В связи с выявленными прокуратурой республики в 2017 году нарушениями, связанными с порядком проведения кадровыми службами территориальных органов федеральных государственных органов проверок достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, необходимо отметить ряд особенностей проведения таких проверок, которые предусматривает действующее законодательство. 

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» кадровая работа включает в себя организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу.

Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению утвержден Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 (далее - Указ № 1065).

Основания проведения такой проверки предусмотрены п. 10 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение), утвержденного Указом № 1065.

При этом соответствующая проверка может проводится только при наличии достаточной информации, представленной в письменном виде, за исключением анонимной информации.

Как указал Минтруд России в письме от 15.08.2014 № 18-2/В-571, достаточность информации предполагает наличие совокупности данных, свидетельствующих о несоответствии представленных сведений фактическим обстоятельствам. Как правило, данная информация содержится в различных документах, отражающих действительное имущественное положение гражданина, претендующего на замещение должностей федеральной государственной службы и членов его семьи. Она может находиться в открытом доступе (например, в открытых государственных реестрах, в том числе иностранных, в средствах массовой информации) или содержаться в представленных документах.

Структурное подразделение госоргана может провести проверку самостоятельно или путем направления запроса в органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Уполномоченное лицо кадровой службы, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, вправе самостоятельно выполнить следующие действия:

- провести беседу;

- изучить представленные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также дополнительные материалы;

- получить пояснения по представленным им сведениям и материалам;

- навести справки у физических лиц и получить от них информацию с их согласия;

- осуществить анализ сведений, представленных, в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции.

В частности, может быть произведена сверка представленных документов (их копий) с оригиналами, с доступными базами данных (проверка паспортов граждан Российской Федерации, идентификационного номера налогоплательщика, ЕГРЮЛ, ЕГРИП и т.д.); возможно проведение беседы с гражданином, получения от него пояснений по представленным материалам, получения (с согласия гражданина) у него дополнительной информации, например, трудового договора, служебного контракта в целях подтверждения достоверности представленных сведений о наличии стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажа (опыта) работы по специальности.

При этом правом направления запросов об осуществлении оперативно-розыскной деятельности территориальные органы федеральных государственных органов и их кадровые подразделения не наделены. Такие запросы в интересах этих органов могут быть направлены только федеральными государственными органами.

В субъектах Российской Федерации запросы о проведении оперативно-розыскных мероприятий направляют высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти).

Несоблюдение установленного порядка является нарушением федерального законодательства.