Прокурор разъясняет

  • 4 сентября 2020, 17:51
Правила как не стать жертвой кибермошенников
  Текст

С внедрением в нашу жизнь цифровых технологий у населения появились не только новые возможности облегчить и ускорить совершение множества операций с денежными средствами (провести онлайн-переводы и оплату товаров), получить государственные услуги (через официальные приложения банков и государственных органов), но и увеличились шансы стать жертвой кибермошенничества.

Так, за 7 месяцев 2020 года на территории Красноярского края в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество таких преступлений увеличилось на 76,8% и составило 6 712 (+2917) преступлений.

При совершении хищений денежных средств с банковских счетов преступниками использовались сеть Интернет (зарегистрировано 3 723 преступлений) и мобильная связь (3 798 преступлений).

Наиболее часто граждане вводились в заблуждение при поступлении телефонных звонков от якобы службы безопасности банков, в связи с несанкционированными списаниями денежных средств со счетов. Полагая, что звонок поступил во спасение их сбережений, они передавали преступным элементам сведения о кодах, поступающих в смс-сообщениях, о реквизитах банковских карт (включая CVV-код), скачивали на свои гаджеты программы удаленного доступа, с помощью которых производилось списание, а то и самими потерпевшими переводись деньги на счета мошенников.

Сбережения граждан похищались с использованием социальной инженерии, когда пострадавший, полагая о легитимности заключаемой через сеть Интернет (приложения «Авито», «Юла» и т.д.) сделки купли-продажи, после оплаты товара его не получал, либо приобретенное имущество поступало ненадлежащего качества.

Необоснованно производилась оплата за получение якобы выигрышей, компенсаций, кредитов. Потерпевшие «переходили» по сомнительным ссылкам, после чего блокировались платежные системы и происходило списание денежных средств.

До настоящего времени действует способ хищения денег у населения путем «вскрытия» личных страниц в социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассниках» и др.), ведения переписки от чужого имени, в результате чего денежные средства переводились лицу, выступающему от имени пользователя, находящегося в категории «друзей», который якобы просил деньги в долг и т.п.

Самими преступниками переводились денежные средства с банковских карт (похищенных или переданных на доверии) при непосредственном их использовании либо через мобильные телефоны, к которым они привязаны (аналогично при приобретении сим-карт) или мобильные приложения банков.

Указанное свидетельствует о том, что гражданам необходимо проявлять повышенную бдительность при общении с неизвестными лицами при использовании средств телекоммуникаций и применять главные правила:

Банковскими работниками не проводится работа по отслеживанию сомнительных операций, это производит автоматическая система, после чего блокируется счет. Для разблокировки счета необходимо обратиться лично в банк с паспортом.После автоматической блокировки счета, банковские работники не перезванивают и не предлагают «спасти» денежные средства, либо «взять их под охрану», тем более перевести деньги на другой счет.Нельзя никому сообщать (даже работникам банков) реквизиты банковских карт, пароли, коды, пин-коды, CVV-коды, коды из смс- сообщений.При поступлении звонка от сотрудников банка прервать разговор и самим перезвонить в банк.Нельзя передавать банковские карты третьим лицам.Незамедлительно сообщить в банк об утрате банковской карты, мобильного телефона с «привязанной» к номеру банковской картой или о смене телефонного номера. Не оставлять без присмотра телефоны, с «привязанной» к номеру банковской картой.При заключении сделок купли-продажи, онлайн оплату проводить только с проверенными контрагентами.При переводе денежных средств, согласовать данные действия в непосредственном общении с их получателем, сверить реквизиты.Использовать только официальные сайты банков, госучреждений и пр.Нельзя        переходить по неизвестным ссылкам.Использовать антивирусы.Помните!

Самая надежная защита от кибермошенников - это осведомленность и бдительность самих граждан.

 

Отдел государственной статистики

 

Распечатать