Прокурор разъясняет

  • 23 июня 2021, 16:14
Об уголовной ответственности за преступления в сфере миграции
  Текст

Вопросы миграционной политики урегулированы законодательством Российской Федерации. Законом определен порядок въезда на территорию государства и выезда иностранных граждан, установлены основания их пребывания в Российской Федерации.

Основной целью въезда иностранных граждан является работа по найму и составляет 75,6% от общего количества поставленных на учет по месту пребывания на территории края иностранных граждан.

В 2020-2021 годах существенное влияние на миграционные процессы в крае оказали меры, направленные на противодействие распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции.

За 12 месяцев 2020 г. и истекший период 2021 г. впервые за последние 5 лет количество иностранных граждан, поставленных на миграционный учет на территории края, по отношению к предыдущим периодам, снизилось на 48,8 % и 12,2 % соответственно.

За 5 месяцев 2021 года на территории Красноярского края поставлено на миграционный учет почти 38 тысяч иностранных граждан. Наибольшее количество иностранных граждан, поставленных на учет по месту пребывания, прибыло из Таджикистана (32,9 %), Узбекистана (22,9 %), Кыргызстана (20,7 %), Армении (4,9 %) и Казахстана (4,0 %).

Вопросы привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан урегулированы законодательством Российской Федерации. Эта процедура призвана исключить случаи незаконного нахождения на территории России в качестве трудовых мигрантов, находящихся в международном розыске преступников, лиц, имеющих опасные заболевания и иных категорий граждан, пребывание которых на территории Российской Федерации является нежелательным.

Но некоторые недобросовестные предприниматели с целью извлечения прибыли в особо крупном размере путем ухода от уплаты налогов пытаются организовать незаконный въезд на территорию России иностранных граждан с последующим привлечением их к трудовой деятельности.

За нарушение иностранными гражданами порядка въезда на территорию Российской Федерации, режима пребывания, незаконного осуществления ими трудовой деятельности предусмотрена административная ответственность по статьям 18.8, 18.10, 18.15, 18.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За нарушения миграционного законодательства установлена и уголовная ответственность.

Так, статьей 3221 УК РФ установлена ответственность за организацию незаконной миграции, в частности за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в страну или незаконного транзитного проезда через ее территорию. Максимальный срок наказания за совершение такого преступления установлен в виде 7 лет лишения свободы со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении установлена статьей 3222 УК РФ. Такое деяние наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей, а в ряде случаев лишением свободы на срок до трех лет.

Наиболее распространенным преступным деянием является фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации, ответственность за которое установлена статьей 3223 УК РФ, в виде штрафа в размере от ста тысяч рублей либо лишения свободы на срок до трех лет.

За 5 месяцев 2021 года на территории края зарегистрировано 108 преступлений, предусмотренных ст. 3222 УК РФ и 362 деяния, ответственность за которые установлена статьей 3223 УК РФ.

Вопросам профилактики совершения преступлений и правонарушений в сфере миграции органами прокуратуры края уделяется особое внимание.

 

Управление по надзору

за следствием, дознанием и оперативно-

разыскной деятельностью

Распечатать