Прокурор разъясняет

  • 28 июня 2021, 15:13
О своевременности и полноте исполнения заказчиками обязательств по государственным и муниципальным контрактам
  Текст

Проблема реализации прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременную оплату государственными и муниципальными заказчиками обязательств по контрактам в России чрезвычайно актуальна.

Основными причинами задолженности являются объективные факторы, такие как дефицит бюджетов. Вместе с тем в ряде случаев нарушения законодательства в рассматриваемой сфере, допускаемые заказчиками, влекут необходимость принятия мер прокурорского реагирования.

Давайте разберемся в некоторых нюансах законодательства в данной сфере.

Где установлен срок оплаты товара, работы или услуги по государственным и муниципальным контрактам?

Условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки являются обязательными и включаются в контракт.

Какой срок установлен для оплаты товара, работы, услуги по государственным и муниципальным контрактам?

Заказчик обязан произвести оплату по контракту в срок не более 30 дней с даты подписания документов о приемке.

В случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией – в течение 15 рабочих дней.

Какая ответственность предусмотрена для заказчиков в случае несвоевременной оплаты обязательств по государственным и муниципальным контрактам?

Действующим законодательством предусмотрена гражданско-правовая, административная и даже уголовная ответственность недобросовестных заказчиков.

Так, помимо основной суммы задолженности по контракту предприниматели вправе требовать с заказчиков уплаты неустойки (штрафов, пени) в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы за каждый день нарушения срока исполнения предусмотренного контрактом обязательства, начиная со дня, следующего после истечения срока, установленного контрактом.

Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.

В случае добровольного неисполнения заказчиком требований об оплате исполненных контрактов и выплате неустойки, штрафа (претензионный порядок) задолженность и дополнительные расходы подлежат взысканию в судебном порядке в Арбитражном суде.

Возможно также обращение в суд лиц, чьи права были нарушены, с исковым заявлением в порядке регресса о взыскании с виновных лиц в пользу бюджета сумм дополнительно понесенных заказчиком расходов в виде пеней, неустоек по публичным контрактам. Полномочиями по обращению в суд с такими исковыми заявлениями, в силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, также наделены прокуроры.

Так, районным судом в 2020 году удовлетворено исковое заявление прокурора о взыскании в порядке регресса с главы органа местного самоуправления в счет возмещения ущерба денежной суммы сумму в размере более 300 тыс. руб.

Статьей 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, заказчиков за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Этой статьей предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб., а в случае повторного совершения правонарушения – дисквалификация на срок от 1 до 2 лет.

Органами прокуратуры края в 2020 году к административной ответственности привлечено более 30 должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков.

В каких случаях наступает уголовная ответственность?

В исключительных случаях бездействие должностных лиц заказчиков по оплате исполненных контрактов может повлечь уголовную ответственность.

Так, статьей 169 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности вплоть до лишения свободы на срок до 3 лет.

Статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную отнесенность за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов организаций.

По инициативе органов прокуратуры края в 2020 году в отношении должностного лица администрации района возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с непринятием мер по оплате исполненного контракта, повлекших негативные последствия для добросовестного хозяйствующего субъекта (образование задолженности по заработной плате перед работниками, возникновение кредиторской задолженности, в т.ч. по налогам и сборам, расторжение гражданско-правовых сделок, повлекшее упущенную прибыль и т. д.).

Могут ли предприниматели обратиться в органы прокуратуры?

Органами прокуратуры рассматриваются обращения, полученные в письменной или устной форме на личном приеме либо на Всероссийском дне приема предпринимателей, по почте, телеграфу, факсимильной связи, посредством электронной почты, в том числе на электронный адрес businesspravo@genproc.gov.ru.

 

Отдел по надзору за соблюдением

прав предпринимателей

прокуратуры Красноярского края

Распечатать