Прокурор разъясняет

  • 24 января 2022, 10:28
Ачинская городская прокуратура. Порядок проведения органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля инспекционного визита.
  Текст

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), органы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля могут осуществлять такой вид контрольного (надзорного) мероприятия, как инспекционный визит.

Согласно ч. 1 ст. 70 Федерального закона № 248-ФЗ, под инспекционным визитом понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Типовая форма решения о проведении инспекционного визита закреплена в приложении № 4 к приказу Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151
«О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом».

Федеральным законом № 248-ФЗ ограничен перечень контрольных (надзорных) действий, который проверяющий вправе совершать при проведении инспекционного визита. К таким действиям относятся: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; инструментальное обследование; истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля. Проведение иных контрольных (надзорных) действий (отбор проб и образцов, испытание, экспертиза, эксперимент) является недопустимым при проведении инспекционного визита.

Предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта не требуется, а срок проведения инспекционного визита не может превышать один рабочий день. Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения.

Согласно ч. 7 ст. 70 Федерального закона № 248-ФЗ, внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, требованием прокурора (в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям), в связи с истечением срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований, а также в случае незамедлительного проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия с целью принятия неотложных мер по предотвращению непосредственной угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, с извещением об этом органа прокуратуры.

Следует отметить, что Федеральным законом № 248-ФЗ предусмотрено признание результатов проведения любых контрольных (надзорных) мероприятий недействительными, если они проведены с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно ст. 91 Федерального закона № 248-ФЗ, к грубым нарушениям относятся:

1) отсутствие оснований проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

2) отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое согласование является обязательным;

3) нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным;

4) нарушение периодичности проведения планового контрольного (надзорного) мероприятия;

5) проведение планового контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в соответствующий план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

6) принятие решения по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на основании оценки соблюдения положений нормативных правовых актов и иных документов, не являющихся обязательными требованиями;

7) привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

8) нарушение сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

9) совершение в ходе контрольного (надзорного) мероприятия контрольных (надзорных) действий, не предусмотренных настоящим Федеральным законом для такого вида контрольного (надзорного) мероприятия;

10) непредоставление контролируемому лицу для ознакомления документа с результатами контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если обязанность его предоставления установлена настоящим Федеральным законом;

11) проведение контрольного (надзорного) мероприятия, не включенного в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования;

12) нарушение запретов и ограничений, установленных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона № 248-ФЗ.

В случае, если органом государственного контроля (надзора), муниципального контроля инспекционный визит (как и любое иное контрольное (надзорное) мероприятие) в отношении Вас проведено с нарушением указанных требований Вы вправе обратиться в органы прокуратуры.