Прокурор разъясняет

  • 25 февраля 2022, 21:00
Порядок рассмотрения обращений граждан органами прокуратуры
  Текст

Рассмотрение обращений, личный прием граждан, эффективная реализация поставленных перед органами прокуратуры задач при разрешении письменных и устных заявлений и жалоб занимает значительное место в общем объеме работы прокуратуры края и является одним из основных направлений ее правозащитной деятельности.

Такая работа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закона № 59-ФЗ), другими федеральными законами, а также организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры края.

Компетенция прокуратуры широка: надзорный орган рассматривает жалобы на действия и решения органов внутренних дел, следственного комитета, должностных лиц государственных и муниципальных органов, по вопросам соблюдения уголовно-процессуального и федерального законодательства: жилищного, трудового, бюджетного, по вопросам образования, здравоохранения, охраны окружающей средыи природопользования, жилищно-коммунального хозяйства, долевого строительства и иного.

Особое внимание в работе с обращениями уделяется социально незащищенным категориям населения: ветеранам, инвалидам, несовершеннолетним, многодетным семьям и малоимущим гражданам.

Подлежат рассмотрению в органах прокуратуры обращения, поступившие в письменной форме на личном приеме, по почте, информационным системам общего пользования, опубликованные в средствах массовой информации.

При направлении обращения в прокуратуру Красноярского края необходимо иметь в виду, что обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без него, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

При поступлении в прокуратуру письменное обращение в течение 3 дней подлежит обязательной регистрации и в срок до 30 дней со дня регистрации рассматривается. В случае большого объема проверочных мероприятий указанный срок может быть продлен на 30 дней с обязательным извещением об этом заявителя.

Жалобы, рассматриваемые в порядке уголовно-процессуального законодательства, рассматриваются в срок до 3 суток, при необходимости с продлением до10 суток.

Бывают случаи, когда граждане, реализуя свое конституционное право на обращение, направляют жалобы в органы прокуратуры без учета компетенции и полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в том или ином вопросе, в связи с чем, на основании части 3 статьи 8 Федерального закона № 59 такие обращения в течение семи дней со дня регистрации направляются для разрешения в другие ведомства, в компетенцию которых входит решение поставленных в них вопросов.

Так, в 2021 году в органы прокуратуры края поступило более 91 тысячи обращений, из которых каждое четвертое переадресовано для рассмотрения в иные ведомства.

В свою очередь, своевременно поданная жалоба уполномоченным должностным лицам и органам является залогом скорейшего разрешения проблемных, спорных вопросов и восстановления нарушенных прав граждан.

В случае, если обращение подлежит разрешению другой прокуратурой, оно в 7-дневный срок направляется по территориальности с одновременным уведомлением заявителя.

Время, затраченное на пересылку обращений, не учитывается в срок их рассмотрения органами прокуратуры.

При направлении заявителям ответов на обращения возвращаются приложенные к ним документы, за исключением направленных в электронном виде.

Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, адресованном в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, направленному в органы прокуратуры в письменной форме.

По итогам рассмотрения органами прокуратуры обращение может быть удовлетворено, отклонено, оставлено без разрешения, возвращено заявителю, по нему может быть прекращена переписка и даны разъяснения требований действующего законодательства.

В случае выявления нарушений закона, прокурором принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования – протест, представление, предостережение, постановление. Прокурор вправе обратиться с исковым заявлением в суд с целью защиты прав как неопределенного круга лиц, так и конкретного гражданина, который по тем или иным причинам не может самостоятельно защитить свои права.

О результатах рассмотрения внесенных актов прокурорского реагирования заявитель уведомляется разрешавшим обращение прокурором в течение 7 дней с момента поступления сведений в прокуратуру.

Обращение не подлежит разрешению если в нем не содержится достаточной ясности по сути вопроса и (или) не хватает сведений, необходимых для его разрешения по существу, либо его текст не поддается прочтению. Такие обращения возвращаются заявителям с разъяснением права повторного обращения по данному вопросу.

Отказ прокурора в удовлетворении обращения может быть обжалован вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Управление по рассмотрению

обращений, приему граждан

и документационному обеспечению