Прокурор разъясняет

  • 1 марта 2022, 17:56
Новые подходы к снижению административного давления на бизнес со стороны органов государственного и муниципального контроля (надзора)
  Текст

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020№ 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Названный закон закрепляет приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольно-надзорным.

Помимо этого, можно избежать различных мероприятий со стороны контрольно-надзорных органов, выступая добровольным членом саморегулируемой организации (далее - СРО). Для этого должен быть соблюден ряд условий, например следующие:

- данная возможность предусмотрена федеральным законом о виде контроля;

- СРО и контрольно-надзорные органы заключили специальное соглашение.

Закон также предусматривает возможность освободиться от плановых контрольных (надзорных) мероприятий, заключив договор страхования рисков причинения вреда.

Снизить количество проверок предполагается не только за счет приоритета профилактики нарушений, но и благодаря введению более мягких (по сравнению с проверками) контрольно-надзорных мероприятий.

Закон содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого созданы ресурсы, включая единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора); единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; информационная система досудебного обжалования; реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; информационные системы контрольных (надзорных) органов. Каждое контролируемое лицо имеет возможность в режиме онлайн наблюдать за ходом проводимой проверки.

Содержание Закона № 248-ФЗ свидетельствует о его направленности на снижение интенсивности и количества проверок.Так прокуратурой края по итогам 2021 года отказано в проведении 153 контрольных (надзорных) мероприятий из 283 предложенных на согласование (54,1%).

Анализ поступающих на согласование заявлений показал, что контролирующие органы зачастую допускают направление заявлений о согласовании контрольных (надзорных) мероприятий в органы прокуратуры в отсутствие оснований для их проведения.

Указанное не остается без внимания прокуратуры края.

Значительный процент отказов и ориентирование на принятие профилактических мер способствовал направлению контролерами более 33,5 тыс. предостережений и, соответственно, непроведению такого же количества контрольных мероприятий.Отдел по надзору за соблюдениемправ предпринимателей

 

Отдел по надзору за соблюдением прав предпринимателей