Прокурор разъясняет - Прокуратура Хабаровского края
Прокурор разъясняет
- 14 марта 2016, 00:00
Согласно ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов функционирования бюджетной системы Российской Федерации является принцип прозрачности (открытости) бюджета.
Прозрачность (открытость) бюджета означает:
обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов; обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале бюджетной системы Российской Федерации; стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года.
Так, реализуя указанный принцип, соответствующими органами власти должно обеспечиваться обязательное опубликование в источниках официального опубликования всех утверждаемых бюджетов и отчетов об их исполнении. При этом, необходимо помнить, что согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Поскольку бюджет непосредственно затрагивает права и свободы человека и гражданина, факт его неопубликования является нарушением действующего законодательства. Неопубликованный бюджет не подлежит применению.
Информация о ходе исполнения бюджета включает в себя, к примеру, ежеквартальные отчеты об исполнении бюджета, утверждаемые в форме постановлений высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Данные отчеты, поскольку утверждаются в форме нормативных правовых актов также обязательны к опубликованию. Кроме того, органами власти может быть раскрыта информации об исполнении государственных (муниципальных программ). Так, в Хабаровском крае такая информация ежеквартально
размещается органами власти края - исполнителями таких программ на официальному портале Хабаровского края, а также на своих официальных страницах в сети «Интернет».
Открытости проектов бюджетов обеспечивается путем их размещения в свободном доступе, а также путем проведения по ним публичных слушаний.
Так, по проекту бюджета Хабаровского края и отчету о его исполнении на портале в сети «Интернет» «Нормативные правовые акты Хабаровского края» публичные слушания проводятся в разделе: «Общественное обсуждение нормативных правовых актов», на котором размещается соответствующий проект, а также указывается информация о сроках проведения публичных слушаний, электронном и почтовом адресе, по которым граждане и организации могут предоставлять свои предложения и замечания по рассматриваемым проектам.
Гласность процедур рассмотрения проекта бюджета и отчета о его исполнении обеспечивается путем проведения прямых трансляций заседаний представительных (законодательных) органов, на которых рассматриваются такие вопросы, а также, например, путем публикаций стенограмм таких заседаний.
С 2013 года реализация принципа прозрачности (открытости) бюджета также осуществляется путем функционирования единого портала бюджетной системы Российской Федерации в сети «Интернет» по адресу www.budget.gov.ru. На данном сайте в открытом доступе размещена, в том числе информация о бюджетной системе Российской Федерации и об организации бюджетного процесса в Российской Федерации; об осуществлении публично-правовыми образованиями. бюджетных полномочий и их участии в отношениях, регулируемых бюджетным законодательством Российской Федерации.
Составляющей, которая раскрывает понятие принципа прозрачности (открытости), также является стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). Данное требование реализуется посредством применения бюджетной классификации, содержание которой позволяет установить направления расходования бюджетных средств в течение 3 лет (отчетного, текущего и очередного) и соотнести значения таких или иных показателей в течение данного периода. Соблюдение такого требования позволяет органам государственной власти и местного самоуправления получать более полную и в доступной форме информацию об исполнении бюджетов.
Прокуратура Хабаровского края
14 марта 2016, 00:00
Реализация принципа прозрачности (открытости) бюджета
Согласно ст. 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов функционирования бюджетной системы Российской Федерации является принцип прозрачности (открытости) бюджета.
Прозрачность (открытость) бюджета означает:
обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов; обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» на едином портале бюджетной системы Российской Федерации; стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года.
Так, реализуя указанный принцип, соответствующими органами власти должно обеспечиваться обязательное опубликование в источниках официального опубликования всех утверждаемых бюджетов и отчетов об их исполнении. При этом, необходимо помнить, что согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Поскольку бюджет непосредственно затрагивает права и свободы человека и гражданина, факт его неопубликования является нарушением действующего законодательства. Неопубликованный бюджет не подлежит применению.
Информация о ходе исполнения бюджета включает в себя, к примеру, ежеквартальные отчеты об исполнении бюджета, утверждаемые в форме постановлений высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Данные отчеты, поскольку утверждаются в форме нормативных правовых актов также обязательны к опубликованию. Кроме того, органами власти может быть раскрыта информации об исполнении государственных (муниципальных программ). Так, в Хабаровском крае такая информация ежеквартально
размещается органами власти края - исполнителями таких программ на официальному портале Хабаровского края, а также на своих официальных страницах в сети «Интернет».
Открытости проектов бюджетов обеспечивается путем их размещения в свободном доступе, а также путем проведения по ним публичных слушаний.
Так, по проекту бюджета Хабаровского края и отчету о его исполнении на портале в сети «Интернет» «Нормативные правовые акты Хабаровского края» публичные слушания проводятся в разделе: «Общественное обсуждение нормативных правовых актов», на котором размещается соответствующий проект, а также указывается информация о сроках проведения публичных слушаний, электронном и почтовом адресе, по которым граждане и организации могут предоставлять свои предложения и замечания по рассматриваемым проектам.
Гласность процедур рассмотрения проекта бюджета и отчета о его исполнении обеспечивается путем проведения прямых трансляций заседаний представительных (законодательных) органов, на которых рассматриваются такие вопросы, а также, например, путем публикаций стенограмм таких заседаний.
С 2013 года реализация принципа прозрачности (открытости) бюджета также осуществляется путем функционирования единого портала бюджетной системы Российской Федерации в сети «Интернет» по адресу www.budget.gov.ru. На данном сайте в открытом доступе размещена, в том числе информация о бюджетной системе Российской Федерации и об организации бюджетного процесса в Российской Федерации; об осуществлении публично-правовыми образованиями. бюджетных полномочий и их участии в отношениях, регулируемых бюджетным законодательством Российской Федерации.
Составляющей, которая раскрывает понятие принципа прозрачности (открытости), также является стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода). Данное требование реализуется посредством применения бюджетной классификации, содержание которой позволяет установить направления расходования бюджетных средств в течение 3 лет (отчетного, текущего и очередного) и соотнести значения таких или иных показателей в течение данного периода. Соблюдение такого требования позволяет органам государственной власти и местного самоуправления получать более полную и в доступной форме информацию об исполнении бюджетов.
Все права защищены