Интервью и выступления

Выступление заместителя прокурора области на заседании коллегии прокуратуры по вопросу состояния законности в сфере соблюдения земельного законодательства
  Текст

Уважаемый Сергей Викторович, коллеги!

Прокуратурой области в соответствии с планом работы на первое полугодие 2020 года с привлечением 25 прокуратур проведена проверка исполнения органами местного самоуправления, контролирующими органами и их территориальными подразделениями законодательства, регулирующего осуществление ими полномочий собственника и контрольно-разрешительных функций при распоряжении земельными участками. Особое внимание обращено на целевое и эффективное использование земель особо охраняемых территорий, сельскохозяйственного назначения, неразграниченного пользования, взыскание задолженности по арендной плате за пользование землями.

Земля рассматривается как общенациональное достояние, она используется и охраняется, как основа жизни, деятельности и благосостояния народов России. Несоблюдение законодательства о землепользовании ведет к ущемлению прав граждан, государственных интересов.

При владении, пользовании и распоряжении землей четкое законодательное регулирование земельных отношений, неукоснительное исполнение законодательства являются основой оптимального устройства системы взаимодействия между органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Анализ практики прокурорского реагирования свидетельствует о распространенности нарушений требований законодательства во всех сферах земельных правоотношений, допускаемых как землепользователями, так и органами, осуществляющими государственный и муниципальный контроль.

******

Основой организации управления земельными ресурсами является нормативное регулирование. С этой целью в регионе принято более 400 нормативных правовых актов, 98% которых являются муниципальными.

Однако сформированная нормативная база имеет прорехи. Так, органами местного самоуправления повсеместно несвоевременно принимаются меры по приведению в соответствие с изменениями законодательства муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по предоставлению земельных участков. В связи с этим прокурорами опротестовано 220, более 80 содержали коррупциогенные факторы.

К примеру, административный регламент муниципальной услуги по постановке многодетных семей на учет в целях приобретения в собственность земельных участков, предусматривающий истребование от получателей услуг излишних документов, приведен в соответствие с требованиями закона только после принесения прокурором Плесецкого района протеста.

Соблюдение органами местной власти прав на получение земли невозможно без четкой регламентации этой работы.

Между тем, в ряде муниципальных образований услуги в сфере земельных правоотношений оказываются в отсутствие административных регламентов, что послужило основанием для внесения прокурорами Виноградовского, Ленского, Лешуконского, Устьянского, Холмогорского, Шенкурского районов представлений главам администраций соответствующих муниципальных образований.

******

Достаточно эффективная и прозрачная правовая база, определяющая основные постулаты органов местного самоуправления в наведении порядка в сфере земельных отношений, не сформирована.

Правовые акты, регламентирующие деятельность органов муниципального земельного контроля городов Архангельска, Новодвинска, ЗАТО г. Мирный, Коношского, Лешуконского, Холмогорского, Виноградовского, Шенкурского, Плесецкого районов, в соответствие действующему законодательству приведены только по протестам прокуроров, в ряде случаев спустя значительное время.

******

Органами местного самоуправления порядок в сфере недропользования не обеспечен.

Несмотря на расположение на территории области около полутора тысяч месторождений общераспространенных полезных ископаемых, выявление фактов их незаконного использования практически во всех районах, нормативные правовые акты, регламентирующие муниципальный контроль в указанной сфере разработаны и утверждены только после прокурорского вмешательства.

Назревает один вывод – отсутствие правовой базы создает благоприятную почву для коррупционных проявлений, в итоге дискредитирует органы власти всех уровней.

******

Отсутствие муниципального регулирования создает условия для использования чиновниками социально значимых и имеющих культурное значение земель по своему усмотрению.

В настоящее время на территории области на кадастровый учет поставлены не все общественно значимые земельные участки, только у каждого четвертого (195 из 836) кладбища определены границы и 25% (27 из 113) участков особо охраняемой природной территории поставлены на кадастровый учет.

И как результат, администрацией МО «Коношский муниципальный район» под строительство школы выделен земельный участок, в границах которого расположено закрытое в 1947 году поселковое кладбище.

В Красноборском районе выявлен факт предоставления местной администрацией земли в зоне объектов культурного наследия для строительства многоквартирного дома в рамках государственной программы.

В водоохранной зоне озера Соленое в Сольвычегодске Котласского района отмежеван земельный участок площадью более 45 тыс. квадратных метров для эксплуатации санатория.

Местной властью Плесецкого района выдавались разрешения на строительство жилья на территории Кенозерского национального парка.

Все это безобразие происходит на глазах 60 органов контроля.

******

В рамках осуществления надзора за исполнением земельного законодательства за последние три года прокурорами выявлено свыше 1000 нарушений закона, с целью их устранения принято более 500 мер реагирования.

Обозначенные масштабы прокурорского вмешательства свидетельствуют о наличии целого ряда взаимосвязанных проблем, в том числе при реализации органами государственной власти и местного самоуправления своих полномочий в указанной сфере.

Безусловно органами контроля проводится работа, направленная на соблюдение земельного законодательства. Вместе с тем низкая эффективность работы отмечается в федеральных органах контроля.

Так, с 2018 года Управлением Россельхознадзора проведено лишь 285 проверок, а Управлением Росприроднадзора - 61.

Указанные органы не принимают достаточных мер к возмещению ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, что потребовало вмешательства природоохранного прокурора.

Так, располагая сведениями о причинении двумя коммерческими организациями (ООО «Группа компаний УЛК» и «Ассоциации Лесоруб 21 века») в результате работ по разработке карьеров вреда почвам в размере более 200 млн. руб., Управлением Россельхознадзора меры по его взысканию не приняты.

******

Следует отметить неблагоприятную ситуацию, связанную с выполнением органами власти полномочий по управлению и распоряжению земельными участками.

К примеру, Росимущество, обладая информацией о неиспользовании потребительским кооперативом «Лесозаводской» с 2007 года земельного участка для строительства многоэтажного жилого дома и наличия задолженности по арендной плате свыше двух миллионов рублей, меры, направленные на расторжение договора аренды не приняло.

******

Следует отметить низкую эффективность работы органов муниципального земельного контроля, случаи незаконного землепользования и самовольного строительства ими не выявляются и не пресекаются при их фактической распространенности.

Рядом муниципальных образований проверки в 2018-2019 годах и истекшем периоде 2020 г. не проводились, планы их проведения не утверждались, а утвержденные безосновательно не исполнялись.

Большинство муниципалитетов устраняются от контроля за использованием земельных участков, что приводит к многочисленным нарушениям градостроительного, природоохранного законодательства, использованию участков не по назначению. Множественность нарушений земельного законодательства в совокупности с результатами контрольно-надзорной работы иных ведомств говорит о низкой эффективности их деятельности.

Результатом создания органами местного самоуправления видимости осуществления муниципального земельного контроля явилось выявление в 2019 году 316 нарушений закона, что составило всего по три нарушения на каждый орган контроля.

******

Отсутствие работающей системы муниципального земельного контроля сформировало общую социальную тенденцию к использованию земель по усмотрению землепользователя.

Органы власти и их должностные лица, уполномоченные осуществлять земельный контроль, нарушения не выявляют, меры к возмещению ущерба, причиненного землям, не принимают, требования о проведении рекультивации не предъявляют.

Бездействие Росприроднадзора потребовало вмешательства прокурора. Так, по иску природоохранного прокурора на коммерческую организацию (ООО «РН-Архангельскнефтепродукт») возложена обязанность провести комплекс работ по восстановлению земельного участка, а также взыскан ущерб, причиненный окружающей среде в размере более 1 млн. руб.

Администрацией Шенкурского района не принимались меры к гражданину более 9 лет использующему земельный участок без правоустанавливающих документов. По результатам рассмотрения представления прокурора в рамках муниципального земельного контроля в отношении правонарушителя проведена проверка, заключен договор аренды земельного участка.

Сотрудниками Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО «Устьянский муниципальный район» плановые проверки не проводятся при наличии на то оснований. Имея в распоряжении очевидные данные, указывающие на самовольное использование физическим лицом земельного участка, должностным лицом по результатам плановой проверки составлен акт об отсутствии нарушений земельного законодательства в отношении проверяемого лица, что послужило поводом для принятия мер прокурорского реагирования.

******

«Бич» региона – многоквартирная жилая застройка на земельных участках, выделенных для строительства административных зданий, что исключает проведение конкурсных процедур и в дальнейшем приводит к изменению целевого назначения земель.

Несмотря на принятые прокуратурой области ранее меры такие факты по – прежнему выявляются.

В частности, администрацией Вилегодского района в обход процедур, предусмотренных земельным законодательством, посредством заключения с арендаторами дополнительных соглашений к договорам аренды произведена смена вида разрешенного использования арендуемых участков на жилищное строительство.

******

Земельные участки, на которых расположены объекты незавершенного строительства, годами не вовлекаются в хозяйственный оборот, что свидетельствует не только о нецелевом использовании земель, но и подрывает экономическую основу субъекта, нарушает права граждан, уродуют облик городов. Чиновники этого не замечают или может участки выделены «уважаемым людям»?

Не видит этого и «око государево».

При этом на территории региона расположено 158 «долгостроев». Наибольшее количество которых находится в Архангельске (25), Новодвинске (26) и Приморском районе (32).

Но только одним прокурором (г. Архангельска) инициировано изъятие земельного участка и прекращение права собственности расположенного на нем «долгостроя» - административного здания.

******

Земли сельхозназначения занимают почти два с половиной миллиона гектаров. Ежегодно Россельхознадзором выявляется около трехсот гектар земли, не вовлечённой в хозяйственный оборот, а за последние пять лет – более полутра тысяч невостребованных участков.

Несмотря на такую ситуацию Россельхознадзором, Министерством имущественных отношений области требования статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на территории региона не применяются, с 2017 года принудительно изъято только 4 таких участка, неиспользуемых в течение трех лет.

В результате ценнейшие земли сельскохозяйственного назначения, в которые вложены миллионы государственных средств, зарастают кустарниками, превращаются в свалки, а в отдельных случаях застраиваются без дальнейшей перспективы их легализации.

******

Серьезные нарекания имеются к платежной дисциплине за пользование земельными участками.

Задолженность по арендной плате за землю перед бюджетом составляет более 500 млн. руб. Несмотря на то, что долги незначительно снижены, в органах местного самоуправления эта задолженность растет из года в год, в среднем на 10 % и составила 420 млн. руб.

Система по взысканию платежей за пользование земельными участками должным образом не функционирует, природа образования задолженности по арендным платежам органами власти не анализируется, меры к её взысканию своевременно не принимаются, прекращение арендных отношений не практикуется. Зачастую длительное бездействие власти по взысканию задолженности влечет истечение срока исковой давности.

Так, администрацией МО «Коношское» не приняты меры по взысканию задолженности с 2010 года, МТУ Росимущества с 2017 года. По этим фактам приняты меры реагирования.

******

В связи с этим прошу прокуроров принять принципиальные меры к снижению задолженности за пользование земельными участками с применением механизмов, разработанных протокольным решением межведомственной рабочей группы от 11.11.2015, оценив, принимаемые органами местного самоуправления меры ко взысканию задолженности, обеспечив заслушивание руководителей организаций, имеющих задолженность, на заседаниях рабочих групп либо совещаниях.

******

Несмотря на проводимую работу прокурорский надзор за исполнение земельного законодательства требует усиления, все еще не изжит формальный подход к проверкам, не дается комплексная оценка бездействию органов власти, глубоко не исследуется вопрос создания условий для совершения правонарушений в рассматриваемой сфере.

При распространенности нарушений органами местного самоуправления сроков и порядка предоставления земельных участков прокурорами практически не реализуются исключительные полномочия по возбуждению в отношении виновных лиц административных производств по ст. 19.9 КоАП РФ (нарушение порядка предоставления земельных участков), всего с 2018 года возбуждено 6 таких дел.

Системный надзор за исполнением земельного законодательства не осуществляется, деятельность прокуроров характеризуется «кампанейщиной» - основная масса нарушений выявляется в ходе тематических заданий прокуратуры области. Только в рамках задания прокуратуры области от 20 марта 2020 года выявлено 278 нарушений, что составляет 36% от общего количества нарушений за два предшествующих года.

Прокурорами взаимодействие с контролирующими органами надлежащим образом не налажено, по-прежнему допускается их подмена. Оперативно розыскные мероприятия не инициируются и как результата преступления в этой сфере не выявляются, виновные лица к уголовной ответственности не привлекаются.

При осуществлении надзора в дальнейшем требую исключить такие факты, при поступлении информации о нарушениях земельного законодательства направлять указанным органам в рамках Закона о прокуратуре требования о проведении проверок, контролировать их ход и давать принципиальную оценку их результатам, принять меры к активизации оперативно розыскных мероприятий, направленных в первую очередь на выявление коррупционных схем распределения земли.

******

В завершении доклада подчеркну, что достичь положительных результатов в работе по выявлению, пресечению и предупреждению нарушений земельного законодательства возможно устранив отмеченные недостатки и обеспечив конструктивное взаимодействие между прокуратурой и органами власти.

 

Распечатать