Интервью и выступления

Выступление Первого заместителя прокурора области Сергея Белогурова на расширенном заседении коллегии прокуратуры области 29.01.2021
  Текст

Уважаемые Нелли Евгеньевна, Виктор Анатольевич, коллеги!

Одним из приоритетов деятельности прокуратуры является поддержание гособвинения. Работа на этом направлении характеризуется снижением числа рассмотренных уголовных дел – на 8 % с 6092 до 5617.

Присяжными заседателями осуждено 10 лиц по 8 делам. В двух случаях постановлены оправдательные вердикты! По одному делу приговор не вступил в силу, по другому – отменен и при новом рассмотрении с участием сотрудника прокуратуры области вынесен обвинительный вердикт. Данной форме судопроизводства посвящалось межведомственное совещание, где обсуждены недостатки расследования по уголовным делам. В решении настоящего заседания коллегии предлагается отразить необходимость выработки в первом полугодии 2021 г. единых стандартов сбора доказательств по уголовным делам, потенциально относящихся к суду присяжных заседателей.

В усеченных процедурах постановлены судебные акты по 54 % уголовных дел. А если касаться только особого порядка, то доля от итоговых решений составляет 38 %. Прогнозируется его дальнейшее снижение вследствие изменения уголовно-процессуального закона.

По 113 уголовным делам гособвинители возражали против усеченной процедуры. Свыше 2/3 максимального наказание, не назначено ни разу. При этом не исключены случаи, когда при очевидном нарушении условий особого порядка гособвинитель соглашается на него.

Например, по делу Овчинниковой, которая на досудебной стадии не признавала вину в приобретении и хранении наркотиков, помощник прокурора г. Архангельска не возражала против приговора в особом порядке. Хорошо, что по этому основанию приговор оспорен заместителем прокурора города и отменен апелляционной инстанцией с направлением дела на новое рассмотрение.

Прокурорам следует быть более профессиональными и следить за качеством расследования уголовных дел, еще вчера подпадавших под особый порядок. Есть обоснованное подозрение, что навык расследования таких дел в массе своей утрачен.

По нереабилитирующим основаниям прекращено уголовное преследование 549 лиц или 9 %. Это самый низкий показатель с 2014 года, когда он составлял 31 %. По России – 17 %.

Отдельно по теме прекращения дел следует остановиться на иной мере уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.

С назначением судебного штрафа освобождены от уголовной ответственности 440 лиц или 7 %, что на 22 % больше, чем в 2019 году. По России удельный вес такой же.

Актуальная проблема здесь это прекращение дел о преступлениях, возмещение вреда за которые невозможно, а сама мысль об этом противоречит нормам морали и нравственности. Это преступления в сфере незаконного оборота наркотиков; со смертью потерпевшего; против половой свободы несовершеннолетних; государственной власти и о коррупционных деликтах.

От числа итоговых решений, в лицах их 0,7 %, лидер – прокуратура г. Архангельска, 17 лиц освобождены. В абсолютных цифрах по области – 40 лиц.

Подход может быть только один – такие уголовные деликты должны повлечь уголовное наказание со всеми последствиями.

Со стороны горрайспецпрокуроров отсутствует наступательная позиция. За 2020 год областным судом по такой категории преступлений рассмотрено всего 3 апелляционных представления, причем одно – реально подготовленное аппаратом прокуратуры области за районного прокурора.

Поэтому по итогам 2020 года скорректированы рейтинговые показатели. В решение коллегии предлагается завести учет и информирование аппарата о назначении подобных уголовных дел. На наш взгляд, об отклоненных апелляционных представлениях следует проинформировать председателя областного суда.

Однако первейшей мерой превенции видится координационная деятельность на местах. Именно прокуроры районного звена способны исключить случаи направления следователями и дознавателями таких уголовных дел в суд.

Другой тревожной проблемой является рост числа реабилитирующих судебных решений. В 2020 году вынесено и вступило в законную силу 19 оправдательных судебных актов в отношении 23 лиц. Для понимания тенденций озвучу динамику: 2016 год – оправдано 8 лиц, 2017 год – 16, 2018 год – 18, 2019 год – 17.

Все случаи вынесения реабилитирующих судебных постановлений подвергаются служебным проверкам. Главные причины это недоказанность причинно-следственной связи, ошибки правовой оценки. В связи с вынесением таких решений применялись меры материального воздействия.

Нельзя не отметить и практику Третьего кассационного суда общей юрисдикции. Непосредственно им оправдано 2 лица, еще два – нашей апелляционной инстанцией при повторном рассмотрении дел, пятое дело, вернувшееся из кассации после отмены приговора, сейчас в стадии следствия с весьма негативными перспективами (Шашлаков). Ситуация с обеспечением конституционных прав в уголовном судопроизводстве обсуждалась на заседании коллегии прокуратуры области, в решении совещания зафиксированы конкретные меры для предупреждения незаконного уголовного преследования. В настоящее время уголовно-судебным отделом подготовлен проект соответствующего отраслевого приказа прокурора области. Полагаю, их реализация позволит нормализовать ситуацию.

Реализуя мероприятие, закрепленное в «годовом» решении коллегии прокуратуры области, прокуроры добились назначения наказания в виде реального лишения свободы 59 % осужденных, что соответствует прошлогоднему показателю. Удельный вес осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления –  48 % и особо тяжкие – 98 %.

В апелляционном порядке оспорены судебные решения в отношении 40 лиц с доводами о чрезмерной мягкости назначенного наказания и судом апелляционной инстанции 19 лицам назначено более тяжкое наказание.

Проблема здесь в том, что вопросы, касающиеся назначения наказания видны, как правило, только из материалов уголовных дел и за редким исключением не могут быть выявлены зональными прокурорами. Поэтому ответственность целиком возлагается на гособвинителей. А они порой, особенно по особым порядкам, не могут объективно оценить ситуацию.

Так, удовлетворено кассационное представление по уголовному делу Корепиной Е.С., осужденной 17.08.2020 Северодвинским городским судом по статье 2641 УК РФ к условной мере наказания. Третий кассационный суд общей юрисдикции согласился с доводами о несправедливости наказания и направил дело на новое рассмотрение.

В данном случае гособвинитель не оценил, что виновная пыталась скрыться от полиции, застигнута на месте происшествия и суд необоснованно признал явку с повинной. Как выяснилось, данные случаи широко распространены.

Доводы о мягкости назначенного наказания приведены в кассационных представлениях в отношении еще 9 осужденных, они не рассмотрены.

Органами прокуратуры продолжена работа по обеспечению законности в уголовно-исполнительной системе.

В 2020 году в учреждениях ФСИН по области содержалось под стражей и отбывало наказание в виде лишения свободы практически на 3 тысячи лиц меньше, чем в прошлом, то есть 14,5 (17,4), а филиалы уголовно-исполнительной инспекции осуществляли свою деятельность в отношении 9,6 (10,4) тыс. осужденных.

На 4 % меньше, чем в 2019 году, проведено проверок в подразделениях ФСИН. Однако выявлено на 2 % больше нарушений.

В результате внесено 525 актов прокурорского реагирования. Этот показатель ниже 2019 года, когда было подготовлено 622 акта, но он объясняется принесением в 2019 году более 110 протестов на незаконные приказы о поощрениях осужденных, объявленных администрацией ИК-5 (г. Коряжма), где в июле 2019 года вскрыт факт предоставления осужденному привилегированных условий отбывания наказания.

Как положительную следует охарактеризовать работу в сфере защиты здоровья, так как на 6 % снизилось число, страдающих социально значимыми заболеваниями.

Тем не менее на 35 % больше умерло от заболеваний (27), на 100 % (8) больше совершили суицид, еще одно лицо погибло в результате несчастного случая на производстве. Всего 36 смертей.

В связи с этим решением коллегии предлагается до конца апреля 2021 года 17 подразделению с участием спецпрокуроров, прокуроров Вельского и Плесецкого районов проанализировать причины роста смертности в подведомственных УФСИН учреждениях

Массовых беспорядков не допущено.

Тревожным фактором, требующим пристального оперативно-розыскного внимания, является рост обнаруженных в учреждениях исполнительной системы средств мобильной связи – изъято 943 против 713 в 2019 году, а на режимных территориях рост и вовсе на 118 % - со 170 до 372.

Поэтому следует на постоянной основе реализовывать предписания пункта 11.1 решения коллегии прокуратуры области от 28.07.2020, оценивая эффективность оперативных и профилактических мероприятий уголовно-исполнительной системы по недопущению проникновения в учреждения УФСИН запрещенных предметов, тесно взаимодействуя со службой собственной безопасности.

С помощью запрещенных предметов, а именно средств связи в местах лишения свободы совершено 2 (4) преступления – это приобретение наркотиков. Всего же совершено 17 (16) преступлений всех категорий.

Актуальная проблематика определяет необходимость закрепления в решении коллегии проведения в первом полугодии 2021 года рабочей встречи с участием региональных управлений ФСИН, МВД и ФСБ России, а также представителей операторов сотовой связи.

Что касается преступности при исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества, то по причине просчетов и формализма в работе сотрудников ФСИН и МВД с осужденными, а также недостаточного ведомственного контроля областных управлений ФСИН и МВД России, за совершение преступлений в период отбывания такого наказания осуждено 354 лица. Данный показатель хоть и меньше, чем в 2019 году, на 17 %.

Мы предлагаем обязать решением коллегии прокуроров, надзирающих за расследованием уголовных дел в отношении таких лиц, придирчиво оценивать полноту исследования обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, что прямо предписано частью 2 статьи 73 УПК РФ, и принимать меры реагирования, заявлять перед судом ходатайства о вынесении частных постановлений. Особое внимание обращать на проводимую уголовно-исполнительной инспекцией профилактику уголовно-правовых деликтов, принципиально реагировать на бездействие должностных лиц УФСИН и полиции.

Трудовая занятость осужденных увеличилась на 12 %. Всего их 78 % (64 %) от подлежащих трудоустройству (среднероссийский показатель – 56 %). Это позволило перечислить взыскателям на 10,1 млн. руб. больше или всего 31,1 млн руб (2,3 %). По России 1,25 %.

Но, как и ранее, выявлялись факты ненадлежащего исполнения служебных обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции и полиции, формализм и даже фиктивность в их работе по контролю за соблюдением осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, общественного порядка и выполнением ими возложенных судом обязанностей. При этом и прокуроры недорабатывают на это направлении, также формально относясь к своим обязанностям. Что недопустимо и требую изменить этот подход.

Уровень угроз террористической и экстремистской направленности на территории региона невысок, в связи с чем в 2020 году, как негативная тенденция, отмечается сокращение на 17 % выявленных нарушений закона и принятых мер прокурорского реагирования:

представлений на 23 % (с 223 до 172),

исков на 18 % (с 50 до 41)

протестов на 41 % (с 51 до 30)

На учет поставлено 13 (16) преступлений экстремистской направленности и террористического характера, экстремистской – 8, террористического характера – 5.

Снижена активность прокуроров и вопросах антитеррористической защищенности объектов. А именно: в прошедшем году здесь вскрыто 334 нарушения закона против 463 в 2019 году.

Лишь отчасти сложившуюся ситуацию возможно объяснить проверками на данном направлении предыдущих лет, а также ограничительными мерами в связи с короновирусом.

Потенциал прокурорского реагирования не исчерпан. Так, 22.12.2020 на заседании Антитеррористической комиссии области констатировано, что из 330 объектов торговли остаются не категорированными 118. Это свидетельствует о неполном исполнении директив решения коллегии прокуратуры области от 31.10.2019 (по вопросам противодействия экстремизму и терроризму), которым предписывалось сформировать реестры объектов, подлежащих категорированию и паспортизации. Данную работу надлежит продолжить.

Не менее актуальный вопрос – деятельность муниципальных антитеррористических комиссий. С момента введения в 2018 году административной ответственности за неисполнение решений антитеррористических комиссий только Онежский межрайонный прокурор поставил вопрос о привлечении лиц к такой ответственности. Бездействие прокуроров здесь неоправданно.

Ориентирую Вас рассматривать участие в работе муниципальных антитеррористических комиссий как один из наиболее эффективных инструментов решения стоящих перед органами прокуратуры надзорных задач по противодействию экстремизму и терроризму.

Полностью оставлено без надзорного внимания исполнение требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма». Здесь не выявлено ни одного нарушения, проверок не проводилось.

Требую приступить к этой работе.

Кроме того, прошу не забывать о вопросах реализации на поднадзорных Вам территориях муниципальных целевых программ в сфере противодействия экстремизму и терроризму. Последовательно, исходя из имеющихся сведений о нарушениях закона, добиваться от муниципалитетов выделения необходимого финансирования на реализацию данных программ (к примеру, для обеспечения антитеррористической защищенности образовательных учреждений). Исходить из того, что лишенные ресурсного обеспечения программы не в состоянии значимо противостоять современным экстремистским и террористическим вызовам.

В заключение об обращениях граждан. Со­краще­ние количе­ства поступивших в проку­ратуры районного звена жалоб на 9 %, а разрешенных ни­жестоя­щими проку­рорами по­вторных жалоб – на 35 % являются результатом пи­лотного эксперимента об отказе в удовлетворении обращений только прокурором или исполняющим его обязанности лицом, проведенного в 14 ни­жестоя­щих прокуратурах в соответ­ствии с решениями коллегии прокуратуры области от 29.01.2020 и от 28.07.2020, и исполнения таких же требований приказа Гене­рального прокурора Российской Федерации от 02.12.2020 № 668, которым внесены соот­ветствующие измене­ния в Инструк­цию о по­рядке рас­смотрения обращений и приема граждан в орга­нах прокура­туры Российской Фе­дерации. Неисполнение обозначенных требований имело место в одном случае, за что, в том числе, заместитель прокурора г. Северодвинска лишен премии.

При этом до 47 % повысился удель­ный вес принятых прокуро­рами и их заместителями граждан. Вопреки общей тенденции, только 19 % заявителей при­нято ру­ково­дством про­куратуры Вельского района, такой подход требует корректировки.

Не изжиты жалобы, разрешенные с нарушением установленных законом сроков. Их доля на уровне 2019 года – 0,2 %. Всего их 18, все – в аппарате прокуратуры области. Сроки вынужденно продлевались из-за не­качественно проведенных по поручениям обл.аппарата проверок прокуро­рами Северодвинска и Коряжмы, Плесецкого рай­она, Котласским меж­районным, Онежским по надзору за со­блюдением зако­нов в исправи­тельных учреждениях.

Принятые в 2020 году аппаратом прокуратуры области меры - это 7 информ.писем и 3 учебных занятия позволи­ли сократить число повторных жалоб (2,2 %) и заявлений на 14 %, исключив их удовлетворение.

И все же доля повторных обращений чрезмерно высокая – в сопоставлении с общероссийским уров­нем (1,9 %), в прокуратурах: Шенкурского района – 6,6 %, г. Архангельска – 3,4 %, Виноградовского района – 2,9 %, Ар­хангельской по надзору за ИУ – 2,8 %, Лен­ского района – 2,3 %.

Причина ясна – не­обеспечение объективного и окончательного разрешения первич­ных об­ращений, что нередко служит поводом для обжалования результатов рассмотрения в аппарате прокуратуры области, на который в минувшем году нагрузка возросла на 3,7 %.

Теми же мерами удалось сократить ко­личе­ство жалоб, возвращенных заяви­телям, более чем наполовину – с 322 до 140, а их долю с 1,3 % до 0,6 %,

На данном направлении старшему помощнику прокурора области по рассмотрению обра­щений и приему граждан с участием руководите­лей подразделений аппарата прокуратуры области необходимо при исполнении мероприя­тия, предусмотренного пунктом 2 плана работы прокуратуры области на пер­вое полугодие 2021 г., особое внимание обратить на выполнение в прокура­турах районного звена требований абзаца 4 пункта 6.5 Инструкции о порядке рас­смотрения обращений и приема граждан в ор­ганах прокуратуры Россий­ской Фе­дерации в редакции приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 02.12.2020 № 668, где говорится о том, что ответ об отказе в удовлетворении обращения дается за подписью прокурора или лица, исполняющего его обязанности.

 

Распечатать